Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обобщение и углубление теоретических и практических знаний в области анализа производства продукции овощеводства и картофелеводства, а также выявление резервов увеличения производства продукции на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· оценить роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности;
· раскрыть значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции;
· проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
· обосновать ассортиментную и структурную политику предприятия;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретический базис анализа производственной программы . . . . . . . . 6
Роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности . . . . . . 6
Показатели объемов деятельности и методика их расчета . . . . . . . . . .9
Значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . 11
2. Анализ производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . 13
2.2. Анализ ассортиментной и структурной политики предприятия . . . . . . . 20
2.3. Анализ рынков сбыта продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.4. Анализ качества и конкурентоспособности продукции . . . . . . . . . . . . . . 26
3. Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.1. Понятие резервов и основные направления их поиска . . . . . . . . . . . . . . .29
3.2. Резервы увеличения объема производства продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсач АХД.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)



Примечание – Источник: собственная разработка

 

Из таблицы видно, что  план по ассортименту продукции выполнен на  100% (2673/2673*100). Данный анализ целесообразней проводить еще и в разрезе наименований овощей открытого грунта (капуста, свекла столовая, морковь столовая) для того, чтобы выявить, какая именно продукция дает больший процент выполнения плана по ассортименту (на данном предприятии такой анализ невозможно произвести ввиду того, что объем производства в разрезе наименований овощей открытого грунта не планируется).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий  в общем их выпуске. Выполнить  план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:

 

ВПф = ∑(Vф.общ. * УД * Цiпл) = 3 974,7 млн. руб.

ВПусл = ∑( Vф.общ. * УДiпл * Цiпл) = 3 976,2 млн. руб.

ВПстр = ВПф-ВПусл = 3 974,7-3976,2 = - 1,5 млн. руб.

 

Данные графы 6 таблицы 2.8 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Квп = 3637 / 2445 = 1,487525

 

Таблица 2.8 -  Анализ структуры товарной продукции за 2011 год

Вид продукции

Цена за 1тонну, млн. руб.

Объем производства продукции, тонн

Товарная продукция  в ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

фактически  при плановой структуре

факт

А

1

2

3

4

5

6

7

Овощи открытого  грунта

1,100

945

1275

1039,5

1546,3

1402,5

-143,8

Картофель

1,089

1500

2362

1633,5

2429,9

2572,2

142,3

ИТОГО

-

2445

3637

2673,0

3976,2

3974,7

-1,5


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 3976,2 млн. руб. При фактической структуре он ниже на 1,5 млн. руб. Это значит, что снизилась доля более дорогой продукции в общем объеме выпуска.

Для расчета влияния  структуры реализованной продукции на сумму выручки воспользуемся данными формы №7-АПК «Реализация продукции» [Приложение М], а также бизнес-планом на 2011 год.

Таблица 2.9  Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Вид продукции

Цена за 1тонну, млн. руб.

Объем реализации продукции, тонн

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

фактически  при плановой структуре

факт

А

1

2

3

4

5

6

7

Овощи открытого  грунта

1,100

440

328

484,0

451,1

360,8

-90,3

Картофель

1,089

1000

1014

1089,0

1014,9

1104,2

89,4

ИТОГО

-

1440

1342

1573,0

1465,9

1465,0

-0,9


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Данные графы 6 таблицы 2.8 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Квп = 1342 / 1440 = 0,931944

Приведенные данные показывают, что  за счет изменения структуры продукции  выручка от реализации продукции  снизилась на 0,9 млн. руб. Это свидетельствует о снижении удельного веса более дорогой продукции (овощей открытого грунта) в общем объеме продаж.

 

 

    1. Анализ рынков сбыта продукции

 

 

Сбыт - деятельность предприятия по доведению товаров от производителя к потребителям. Эта деятельность включает две взаимосвязанные сферы - продажу товаров (передачу собственности на товар) и физическое перемещение товаров от мест производства к местам продажи и потребления (перевозку, хранение на складах и т. д.). Условия продажи и обслуживания являются частью предлагаемого покупателям комплекса маркетинга и оказывают влияние на их выбор, как и качество товара. Система сбыта, применяемая предприятием, - один из факторов конкурентоспособности товара. Поэтому предприятие должно выработать правильную сбытовую политику.

Сбытовая политика - общий  подход предприятия к сбыту товаров, система решений по организации  продажи и физического перемещения  товаров. Стратегической целью сбытовой политики должно быть достижение максимально  возможного уровня обслуживания покупателей при оптимальных затратах для предприятия. То есть идею маркетинга (удовлетворение потребностей покупателей с выгодой для предприятия) необходимо применять не только при выращивании товара, но и при организации его сбыта. Это значит, что необходимо обеспечивать обслуживание, требуемое покупателями и при этом возможное и выгодное для продавца. На основе этой общей цели могут ставиться конкретные количественные и качественные цели сбыта по отдельным товарам.

Сбытовая политика предприятия  способна повлиять на продажу товара и его прибыльность, на его статус и репутацию. Поэтому необходимо анализировать ее состояние на предприятии. Задачи такого анализа:

- оценить, насколько сбытовая политика соответствует вышеназванной стратегической цели и принципам маркетинга;

- выяснить, насколько применяемая система сбыта соответствует характеру товара, особенностям целевого рынка, образу фирмы и т. д.;

- установить, насколько она экономически эффективна;

- выявить недостатки и возможные пути улучшения сбытовой политики и практически применяемой системы сбыта.

Характеристика сбытовой политики ОСП Совхоз «Минский»:

ОСП Совхоз «Минский»  использует прямые каналы сбыта. Это объясняется тем, что предприятие хочет полностью контролировать процесс сбыта, чтобы реализовать задуманную стратегию сбыта (уровень цен, обслуживание, позиционирование товара на рынке, образ товара, его доступность, престижность и т. д.). На предприятии считают, что посредники не смогут обеспечить требуемое обслуживание и могут нарушить задуманную стратегию сбыта. Также ОСП Совхоз «Минский» стремится к тесному контакту с потребителями, чтобы постоянно удовлетворять их изменяющиеся потребности.

Предприятие реализует  выращенную продукцию по средствам  своих фирменных магазинов «ДОРОРС».

ОСП Совхоз «Минский» не участвует в выездной торговле на сезонных рынках, не содержит собственных торговых агентов (коммивояжеров). Участие данной организации на сезонных рынках могло бы существенно увеличить товарооборот продукции растениеводства.

ОСП Совхоз «Минский» не использует непрямые каналы сбыта, то есть не работает с независимыми посредниками.

На данном предприятии  применяется интенсивный тип сбыта. Это объясняется самой спецификой производимой продукции.

Данный тип сбыта  заключается в том, что предприятие стремится представить свои товары в продаже как можно более широко, то есть по возможности в большем числе торговых точек.

Факторы, благоприятствующие интенсивному сбыту:

- товар простой, недорогой, часто употребляемый;

- для покупателей главное не обслуживание, а близость торговой точки, возможность приобрести товар без особых хлопот.

У ОСП Совхоз «Минский» нет оптовых покупателей.

На данный момент совхоз поставляет свою продукцию на две  базы: База «Казинца» ОАО «ДОРОРС» и база «Суражская» ОАО «ДОРОРС», откуда продукция распределяется в торговые точки сети магазинов «ДОРОРС». Также в 2012 году планируется заключить договор о поставках с УП «Партизанское».

Таблица 2.10 Динамика продаж через базу «Казинца»

Вид продукции

Объем продаж, млн. руб.

Темп роста, %

2010

2011

А

1

2

3

Овощи открытого  грунта

123,5

201,0

162,8

Картофель

405,0

901,3

222,5

ИТОГО

528,5

1102,3

208,6


Примечание – Источник: собственная  разработка

Таблица 2.11 Динамика продаж через базу «Суражская»

Вид продукции

Объем продаж, млн. руб.

Темп роста, %

2010

2011

А

1

2

3

Овощи открытого  грунта

78,5

183,0

233,1

Картофель

118,0

283,7

240,4

ИТОГО

196,5

466,7

237,5


Примечание – Источник: собственная  разработка

 

По данным таблиц модно судить о  том, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошел значительный рост объема продаж по каждой базе (по базе «Казинца» = +108,6%, по базе «Суражская» - +137,5%).

 Таблица 2.12  Структура ассортимента, реализованного через базы «Казинца» и «Суражская» за 2011год

Вид продукции

База "Казинца"

База "Суражская"

ИТОГО

Продажи, млн. руб.

Структура %

Продажи, млн. руб.

Структура %

А

1

2

3

4

5

Овощи открытого  грунта

201,0

18,2

183,0

39,2

384,0

Картофель

901,3

81,8

283,7

60,8

1185,0

ИТОГО

1102,3

100,0

466,7

100,0

1569,0


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Из таблицы 2.12 видно, что  наибольший удельный вес в продажах продукции через базы «Казинца»  и «Суражская» за 2011 год имеют  продажи картофеля.

 

 

 

 

    1. Анализ качества и конкурентоспособности продукции

 

 

Эффективность работы любого предприятия зависит в первую очередь от степени рыночной востребованности его продукции, работ, услуг по сравнению с конкурентными аналогами. Поддержание конкурентоспособности продукции на должном уровне осуществляется посредством высоко организованной и методически обеспеченной аналитической и контрольной работы.

Конкурентоспособность продукции - это многоаспектное понятие, означающее соответствие продукции  условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по иным условиям ее реализации.

Анализ конкурентоспособности  продукции позволяет:

1) оценить достигнутый  уровень качества и конкурентоспособности  продукции и сопоставить его  с допустимым значением, оценить  влияние факторов, оказавших влияние на этот уровень и выявить резервы повышения этого уровня;

Информация о работе Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства