Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обобщение и углубление теоретических и практических знаний в области анализа производства продукции овощеводства и картофелеводства, а также выявление резервов увеличения производства продукции на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· оценить роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности;
· раскрыть значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции;
· проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
· обосновать ассортиментную и структурную политику предприятия;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретический базис анализа производственной программы . . . . . . . . 6
Роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности . . . . . . 6
Показатели объемов деятельности и методика их расчета . . . . . . . . . .9
Значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . 11
2. Анализ производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . 13
2.2. Анализ ассортиментной и структурной политики предприятия . . . . . . . 20
2.3. Анализ рынков сбыта продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.4. Анализ качества и конкурентоспособности продукции . . . . . . . . . . . . . . 26
3. Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.1. Понятие резервов и основные направления их поиска . . . . . . . . . . . . . . .29
3.2. Резервы увеличения объема производства продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсач АХД.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

S= Sубр + Sг

В 2011 году не было гибели посевов картофеля и овощей открытого грунта, следовательно размер посевной площади равен размеру убранной площади по всем культурам.

 

Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа валового сбора овощей открытого грунта в ОСП Совхоз «Минский»

Показатель

План

Факт

Отклонение  от плана

абсолютное

относительное, %

А

1

2

3

4

Размер посевной площади, га

35,0

29,0

-6,0

-17,1

Убранная площадь, га

35,0

29,0

-6,0

-17,1

Урожайность, ц/га

270,0

439,7

+169,7

+62,8

Валовый сбор, ц

9450,0

12750,0

+3300,0

+34,9


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Таблица 2.5 - Исходные данные для факторного анализа валового сбора картофеля в ОСП Совхоз «Минский»

Показатель

План

Факт

Отклонение  от плана

абсолютное

относительное, %

А

1

2

3

4

Размер посевной площади, га

60,0

105,0

+45,0

+75,0

Убранная площадь, га

60,0

105,0

+45,0

+75,0

Урожайность, ц/га

250,0

225,0

-25,0

-10,0

Валовый сбор, ц

15000,0

23620,0

+8620,0

+57,5


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Для определения степени  влияния каждого фактора на валовый  сбор способом цепной подстановки в  расчет следует ввести два следующих  показателя:

  1. валовый сбор продукции при плановой урожайности и фактической площади посевов : ВСусл1=Sф* Упл;
  2. валовый сбор продукции при плановой урожайности и фактически убранной площади: ВСусл2=Sубрпл.

После этого получим:

 

Для овощей открытого грунта (таблица 2.4):

 

ВСпл=Sплпл=35*270=9450ц

ВСусл1=Sфпл=29*270=7830ц

ВСусл2=Sубрпл=29*270=7830ц

ВСф=Sубрф=29*439,7=12751,3ц

 

Из приведенных расчетов видно, что при плановой урожайности и плановой площади посевов овощей открытого грунта ОСП Совхоз «Минский» получил бы 9 450ц продукции, а с фактической площади при той же урожайности – 7 830ц. Следовательно, за счет недовыполнения плана посева совхоз потерял 1620ц продукции (9 450-7 830).

Сравнивая первый и второй условные показатели валового сбора, можно  сделать вывод о том, что у  совхоза «Минский» нет потерь продукции за счет гибели посевов. Это  является положительным показателем  работы хозяйства.

Для выявления влияния  урожайности на валовый сбор продукции необходимо сравнить его фактическую величину с условной, которая была бы получена с фактически убранной площади при плановой урожайности. При сравнении нейтрализуется влияние размера посевных площадей, так как в обоих случаях в расчет приняты фактически убранная площадь и разный уровень урожайности. В ОСП Совхоз «Минский» план по урожайности перевыполнен на 169,7 ц/га, из-за чего фактический валовый сбор овощей открытого грунта больше планового на 4 921,3ц (12751,3-7830). [5, с. 24]

 

Для картофеля (таблица 2.5):

 

ВСпл=Sплпл=60*250=15000ц

ВСусл1=Sфпл=105*250=26250ц

ВСусл2=Sубрпл=105*250=26250ц

ВСф=Sубрф=105*225=23625ц

 

Вывод:

  1. Из-за перевыполнения плана посева картофеля ОСП Совхоз «Минский» дополнительно получил 11 250ц картофеля (26250-15000).
  2. Гибели посевов картофеля также не было.
  3. План по урожайности недовыполнен на 25 ц/га, из-за этого хозяйство получило на 2 625ц меньше картофеля (23625-26250), чем могло бы получить.

 

Обобщить данные можно  в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Расчет влияния факторов на валовый сбор продукции растениеводства в 2011году

Вид продукции

Посевная площадь, га

Урожайность, ц/га

Валовый сбор, ц

Отклонение  от плана по валовому сбору, ц

план

факт

план

факт

план

при плановой урожайности

факт

общее

в том числе за счет

посеяно

убрано

с фактической  площади

с фактически убранной площади

площади посевов

гибели посевов

урожайности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Овощи открытого  грунта

35

29

29

270

440

9450

7830

7830

12750

3300

-1620

0

4920

Картофель

60

105

105

250

225

15000

26250

26250

23620

8620

11250

0

-2630


Примечание – Источник: собственная  разработка

 

Расчет показателей:

1. валовый сбор при плановой урожайности с фактической площади посевов (8) рассчитываем как произведение фактически посеянной площади (3*5) и плановой урожайности по каждой культуре.

2. валовый сбор при  плановой урожайности с фактически  убранной площади (9)= посевная  площадь фактически убранная (4) * плановую урожайность (5).

3.общее отклонение  по валовому сбору (11) = фактический валовый сбор (10) – плановый валовый сбор (7).

4.отклонение от плана  по валовому сбору за счет  площади посевов (12) = валовый сбор с фактической площади (8) – валовый сбор по плану (7).

5.отклонение от плана  по валовому сбору за счет  гибели посевов (13) = валовый сбор  с фактически убранной площади  (9) – валовый сбор с фактической  площади (8).

6.отклонение т плана  по валовому сбору за счет  урожайности (14) = валовый сбор  фактический (10) – валовый сбор с фактически убранной площади(9).

Положительным фактором для валового сбора продукции является отсутствие гиблых посевов. Выполнение плана посева по овощам открытого грунта и увеличение уровня урожайности картофеля до планового могли бы увеличить валовый сбор продукции в целом.

 

 

    1. Анализ ассортиментной и структурной политики предприятия

 

 

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений  деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает  особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

К сожалению, руководство многих предприятий сельского хозяйства в Республике Беларусь ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.  
В данной курсовой работе проводится исследование ассортиментной и структурной политики на примере ОСП Совхоза «Минский».

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности ОСП  Совхоза «Минский»  оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Изначально следует  определить, что понимается под «ассортиментом»  и «ассортиментной политикой».

Ассортимент – состав и соотношение различных видов  продукции, товаров, услуг на предприятии.

Обратим внимание, что  в определении отдельно указано соотношение различных наименований продукции. Другими словами, для понимания сути термина ассортимент важно знать не только, что предприятие выпускает/продает определенное количество наименований товара, но и то, какую долю каждое из наименований занимает в объеме производства/продажи и других показателях (в частности в прибыли).

Ассортиментная политика - политика , суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции (услуг) с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.

Другими словами при  определении ассортимента компания ориентируется на ряд факторов: принципов, возможностей, ограничений. Совокупность данных факторов и способ их учета  при формировании ассортимента и  составляют ассортиментную политику.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  рассматриваемое предприятие учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

определение текущих  и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Для определения текущих  и перспективных потребностей покупателей продукции растениеводства экономической службой ОСП Совхоза «Минский» разрабатываются ежегодно бизнес-планы, которые впоследствии на протяжении года анализируются и корректируются.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Исходные данные для  анализа берем из формы №9-АПК и бизнес-плана (с40-41 Приложения Л – для расчета плановой цены картофеля и овощей).

 

Таблица 2.7 – Выполнение плана по ассортименту продукции в ОСП Совхоз «Минский» за 2011 год

Вид продукции

Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана  по ассортименту, млн. руб.

план

факт

А

1

2

3

4

Овощи открытого грунта

1039,5

1402,5

134,9

1039,5

Картофель

1633,5

2572,2

157,5

1633,5

ИТОГО

2673,0

3974,7

148,7

2673,0

Информация о работе Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства