Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является обобщение и углубление теоретических и практических знаний в области анализа производства продукции овощеводства и картофелеводства, а также выявление резервов увеличения производства продукции на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· оценить роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности;
· раскрыть значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции;
· проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
· обосновать ассортиментную и структурную политику предприятия;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретический базис анализа производственной программы . . . . . . . . 6
Роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности . . . . . . 6
Показатели объемов деятельности и методика их расчета . . . . . . . . . .9
Значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . 11
2. Анализ производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . 13
2.2. Анализ ассортиментной и структурной политики предприятия . . . . . . . 20
2.3. Анализ рынков сбыта продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.4. Анализ качества и конкурентоспособности продукции . . . . . . . . . . . . . . 26
3. Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.1. Понятие резервов и основные направления их поиска . . . . . . . . . . . . . . .29
3.2. Резервы увеличения объема производства продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . .
S= Sубр + Sг
В 2011 году не было гибели посевов картофеля и овощей открытого грунта, следовательно размер посевной площади равен размеру убранной площади по всем культурам.
Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа валового сбора овощей открытого грунта в ОСП Совхоз «Минский»
Показатель |
План |
Факт |
Отклонение от плана | |
абсолютное |
относительное, % | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Размер посевной площади, га |
35,0 |
29,0 |
-6,0 |
-17,1 |
Убранная площадь, га |
35,0 |
29,0 |
-6,0 |
-17,1 |
Урожайность, ц/га |
270,0 |
439,7 |
+169,7 |
+62,8 |
Валовый сбор, ц |
9450,0 |
12750,0 |
+3300,0 |
+34,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Таблица 2.5 - Исходные данные для факторного анализа валового сбора картофеля в ОСП Совхоз «Минский»
Показатель |
План |
Факт |
Отклонение от плана | |
абсолютное |
относительное, % | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Размер посевной площади, га |
60,0 |
105,0 |
+45,0 |
+75,0 |
Убранная площадь, га |
60,0 |
105,0 |
+45,0 |
+75,0 |
Урожайность, ц/га |
250,0 |
225,0 |
-25,0 |
-10,0 |
Валовый сбор, ц |
15000,0 |
23620,0 |
+8620,0 |
+57,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Для определения степени влияния каждого фактора на валовый сбор способом цепной подстановки в расчет следует ввести два следующих показателя:
После этого получим:
Для овощей открытого грунта (таблица 2.4):
ВСпл=Sпл*Упл=35*270=9450ц
ВСусл1=Sф*Упл=29*270=7830ц
ВСусл2=Sубр*Упл=29*270=7830ц
ВСф=Sубр*Уф=29*439,7=12751,3ц
Из приведенных расчетов видно, что при плановой урожайности и плановой площади посевов овощей открытого грунта ОСП Совхоз «Минский» получил бы 9 450ц продукции, а с фактической площади при той же урожайности – 7 830ц. Следовательно, за счет недовыполнения плана посева совхоз потерял 1620ц продукции (9 450-7 830).
Сравнивая первый и второй условные показатели валового сбора, можно сделать вывод о том, что у совхоза «Минский» нет потерь продукции за счет гибели посевов. Это является положительным показателем работы хозяйства.
Для выявления влияния урожайности на валовый сбор продукции необходимо сравнить его фактическую величину с условной, которая была бы получена с фактически убранной площади при плановой урожайности. При сравнении нейтрализуется влияние размера посевных площадей, так как в обоих случаях в расчет приняты фактически убранная площадь и разный уровень урожайности. В ОСП Совхоз «Минский» план по урожайности перевыполнен на 169,7 ц/га, из-за чего фактический валовый сбор овощей открытого грунта больше планового на 4 921,3ц (12751,3-7830). [5, с. 24]
Для картофеля (таблица 2.5):
ВСпл=Sпл*Упл=60*250=15000ц
ВСусл1=Sф*Упл=105*250=26250ц
ВСусл2=Sубр*Упл=105*250=26250ц
ВСф=Sубр*Уф=105*225=23625ц
Вывод:
Обобщить данные можно в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Расчет влияния факторов на валовый сбор продукции растениеводства в 2011году
Вид продукции |
Посевная площадь, га |
Урожайность, ц/га |
Валовый сбор, ц |
Отклонение от плана по валовому сбору, ц | |||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
при плановой урожайности |
факт |
общее |
в том числе за счет | |||||
посеяно |
убрано |
с фактической площади |
с фактически убранной площади |
площади посевов |
гибели посевов |
урожайности | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Овощи открытого грунта |
35 |
29 |
29 |
270 |
440 |
9450 |
7830 |
7830 |
12750 |
3300 |
-1620 |
0 |
4920 |
Картофель |
60 |
105 |
105 |
250 |
225 |
15000 |
26250 |
26250 |
23620 |
8620 |
11250 |
0 |
-2630 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Расчет показателей:
1. валовый сбор при плановой урожайности с фактической площади посевов (8) рассчитываем как произведение фактически посеянной площади (3*5) и плановой урожайности по каждой культуре.
2. валовый сбор при
плановой урожайности с
3.общее отклонение по валовому сбору (11) = фактический валовый сбор (10) – плановый валовый сбор (7).
4.отклонение от плана по валовому сбору за счет площади посевов (12) = валовый сбор с фактической площади (8) – валовый сбор по плану (7).
5.отклонение от плана по валовому сбору за счет гибели посевов (13) = валовый сбор с фактически убранной площади (9) – валовый сбор с фактической площади (8).
6.отклонение т плана по валовому сбору за счет урожайности (14) = валовый сбор фактический (10) – валовый сбор с фактически убранной площади(9).
Положительным фактором для валового сбора продукции является отсутствие гиблых посевов. Выполнение плана посева по овощам открытого грунта и увеличение уровня урожайности картофеля до планового могли бы увеличить валовый сбор продукции в целом.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий сельского хозяйства
в Республике Беларусь ещё плохо понимает
все преимущества эффективной ассортиментной
политики, и поэтому одним из направлений
экономического роста страны является
привлечение внимания к данной проблеме.
В данной курсовой работе проводится исследование
ассортиментной и структурной политики
на примере ОСП Совхоза «Минский».
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности ОСП Совхоза «Минский» оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Изначально следует определить, что понимается под «ассортиментом» и «ассортиментной политикой».
Ассортимент – состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг на предприятии.
Обратим внимание, что в определении отдельно указано соотношение различных наименований продукции. Другими словами, для понимания сути термина ассортимент важно знать не только, что предприятие выпускает/продает определенное количество наименований товара, но и то, какую долю каждое из наименований занимает в объеме производства/продажи и других показателях (в частности в прибыли).
Ассортиментная политика - политика , суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции (услуг) с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.
Другими словами при определении ассортимента компания ориентируется на ряд факторов: принципов, возможностей, ограничений. Совокупность данных факторов и способ их учета при формировании ассортимента и составляют ассортиментную политику.
При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции
рассматриваемое предприятие
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Для определения текущих и перспективных потребностей покупателей продукции растениеводства экономической службой ОСП Совхоза «Минский» разрабатываются ежегодно бизнес-планы, которые впоследствии на протяжении года анализируются и корректируются.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Исходные данные для анализа берем из формы №9-АПК и бизнес-плана (с40-41 Приложения Л – для расчета плановой цены картофеля и овощей).
Таблица 2.7 – Выполнение плана по ассортименту продукции в ОСП Совхоз «Минский» за 2011 год
Вид продукции |
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, млн. руб. | |
план |
факт | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Овощи открытого грунта |
1039,5 |
1402,5 |
134,9 |
1039,5 |
Картофель |
1633,5 |
2572,2 |
157,5 |
1633,5 |
ИТОГО |
2673,0 |
3974,7 |
148,7 |
2673,0 |