Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является обобщение и углубление теоретических и практических знаний в области анализа производства продукции овощеводства и картофелеводства, а также выявление резервов увеличения производства продукции на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· оценить роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности;
· раскрыть значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции;
· проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
· обосновать ассортиментную и структурную политику предприятия;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретический базис анализа производственной программы . . . . . . . . 6
Роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности . . . . . . 6
Показатели объемов деятельности и методика их расчета . . . . . . . . . .9
Значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . 11
2. Анализ производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . 13
2.2. Анализ ассортиментной и структурной политики предприятия . . . . . . . 20
2.3. Анализ рынков сбыта продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.4. Анализ качества и конкурентоспособности продукции . . . . . . . . . . . . . . 26
3. Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
3.1. Понятие резервов и основные направления их поиска . . . . . . . . . . . . . . .29
3.2. Резервы увеличения объема производства продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . .
2) диагностировать ожидаемый уровень конкурентоспособности новой продукции до момента выведения ее на рынок, устранить на этапах проектирования возможные просчеты;
3) наметить целесообразные управленческие решения, направленные на улучшение товародвижения путем оптимизации сочетания качественных, стоимостных и других характеристик продукции;
4) разработать активную политику в области снабжения, производства, сбыта, качества и конкурентоспособности, направленную на повышение эффективности деятельности организации.
К числу причин низкой
конкурентоспособности
* недостаточный учет
базисных условий и возможносте
* отсутствие конкурентной рыночной среды и конкуренции как таковой;
* значительную замкнутость республиканской агросистемы;
* недостаточное количество и высокую стоимость исходных ресурсов для производства продукции;
* недостаточную мотивацию товаропроизводителя в получении продукции для экспорта и другие нерешенные проблемы.
Если раньше традиционно на первый план при определении конкурентоспособности выдвигались выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие низких цен на основные ресурсы и факторы производства, то в настоящее время приоритет принадлежит таким факторам, как высокая производительность, использование новейших технологий и систем машин, удовлетворенность трудом через формирование и развитие собственности и капитала.
Конкурентоспособность продукции неразрывно связана с ее качеством, поэтому важным показателем деятельности ОСП Совхоза «Минский» можно назвать именно его. Известно, что повышение качества продукции равнозначно увеличению ее количества. Овощи более высокого качества оплачиваются дороже, пользуются большим спросом, а повышение удельного веса их в общем производстве ведет к увеличению объема товарной продукции и улучшению финансовых результатов.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество продукции не является величиной постоянной. Оно зависит от ряда причин и прежде всего от уровня развития науки и техники, квалификации работников, организации и технологии производства, других условий.
Удельный вес продукции высокого качества в общем объеме производства является одним из важных показателей. Увеличение удельного веса высококачественной продукции свидетельствует об улучшении работы предприятия в целом. [7, ст. 246]
На предприятии ОСП Совхоз «Минский» учет продукции по сортам ведется только на складах при поступлении продукции с поля. Далее учет не подразделяется по данному признаку, поэтому невозможно провести анализ, что существенно снижает возможность выявления недостатков в работе организации.
Важным фактором, воздействующим на достижение необходимого качества продукции АПК, является стандартизация.
Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления правил для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих потенциальных задач.
Стандарт — нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Нормативно-техническая документация устанавливает потребительские свойства продукции, ее параметры, химический состав, питательные свойства и др. В последнее время стандарты стали регламентировать и экономичность продукции — расход топлива, энергии.
Стандартизованная продукция (в зависимости от ее потребительских свойств) удовлетворяет потребности субъекта на различных уровнях.
Вторым направлением стандартизации является регламентация требований к условиям и методам, обеспечивающим достижение высоких показателей качества продукции. В первую очередь это касается технологий производства. В агропромышленном производстве сегодня документированы технологии возделывания всех основных сельскохозяйственных культур, заготовки кормов, производства продукции животноводства, содержащие нормативные показатели качества всех производимых работ и методы их контроля.
По статусу стандарты делятся на обязательные и добровольные. В качестве обязательных в стандарты включаются показатели, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, методы контроля за соответствием обязательным требованиям и др. Для сельскохозяйственных предприятий это касается в первую очередь содержания в продукции потенциально опасных для здоровья людей токсичных веществ: нитратов, остаточных количеств пестицидов, токсичных элементов (ртуть, кадмий, медь, свинец, цинк, мышьяк и т.д.).
В условиях рыночных отношений большая часть стандартов должна иметь рекомендательный статус. Однако именно их соблюдение в условиях конкуренции дает возможность товаропроизводителям обеспечить высокую конкурентоспособность продукции АПК.
Стандартизация как неотъемлемая часть современного рынка неразрывно связана с сертификацией.
Сертификация — средство
гарантии производителя продукции
полного соответствия ее требованиям
нормативно-технической
В Республике Беларусь сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя законодательно введена в 1992 г.
В Республике Беларусь в 1998 г. была определена номенклатура продукции, работ и услуг, в отношении которых предусматривается обязательная сертификация. Среди них — продукты для детей, все готовые пищевые продукты, алкогольные, безалкогольные напитки и др.
Добровольная сертификация дает возможность изготовителю продемонстрировать на добровольной основе и доказать в условиях конкуренции соответствие своей продукции современным стандартам.
3 Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции овощеводства и картофелеводства
3.1 Понятие резервов и основные направления их поиска
К важным задачам анализа хозяйственной деятельности относится выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства.
Хозяйственные резервы –это возможность улучшения производительно- финансовой деятельности предприятия посредством максимального использования имеющегося производственного потенциала, достижений научно –технического прогресса и передового опыта.
Таблица 3.1 Классификация резервов
Признак классификации |
Виды резервов |
1. По месту образования |
· внутрихозяйственные · внешние |
2. По времени использования |
· текущие · перспективные |
3. По видам ресурсов |
· живой труд · основные и оборотные средства |
4. По характеру влияния на результаты производства |
· образованный за счет экстенсивных факторов · образованный за счет интенсивных факторов |
Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства может осуществляться по следующим направлениям:
1. расширение посевных площадей
2. улучшение структуры посевных площадей
3. предотвращения гибели посевов
4. повышение урожайности культур [5, с.39].
Возможные и неиспользованные резервы расширения посевных площадей определяются при анализе использования земельных ресурсов (включение в сельскохозяйственный оборот земель, занятых кустарником, залежей, заболоченных земель, земель под дорогами и проездами и др.).
Чтобы определить возможные резервы увеличения производства продукции, необходимо выявленный резерв расширения посевной площади умножить на фактическую урожайность тех культур, посевы которых планируются на ней.
Неиспользованными резервами
увеличения производства продукции
в связи с неполным использованием
земельных ресурсов необходимо считать
те, которые связаны с
Существенным резервом увеличения производства продукции в растениеводстве является улучшение структуры посевных площадей, это значит увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета величины этого резерва сначала необходимо разработать более оптимальную структуру посевов для данного хозяйства с учетом всех его возможностей и ограничений (желательно с помощью экономико - математических методов), а потом сравнить фактический объем продукции с возможным, который будет получен с общей фактической площади при фактической урожайности культур, но при улучшенной структуре посевов. Для определения резерва увеличения производства картофеля и овощей открытого грунта надо сделать расчет, в основе которого лежит способ цепной подстановки.
Основным резервом увеличения
производства продукции растениеводства
является рост урожайности
а) дополнительного внесения удобрений;
б) повышения их окупаемости;
в) внедрения более урожайных сортов культур;
г) сокращения потерь продукции при уборке урожая;
е) улучшения сенокосов и пастбищ и других агротехнических мероприятий.
Рассмотрим более подробно методику подсчета резервов.
Важным резервом увеличения производства продукции является недопущение потерь при уборке урожая. Чтобы определить их величину, необходимо сопоставить урожайность на площадях, где уборка урожая проведена в оптимальный срок и с опозданием. Полученная разность умножается на площадь, на которой урожай был собран позднее оптимальных сроков.
В заключение анализа
надо обобщить все выявленные резервы
по каждому виду продукции в натуральном измере
3.2 Резервы увеличения объема производства продукции овощеводства и картофелеводства в ОСП Совхоз «Минский»
На основе информации, изложенной в пункте 3.1, можно произвести следующие подсчеты и сделать соответствующие выводы о резервах увеличения объема производства продукции растениеводства в ОСП Совхоз «Минский».
Рассчитаем резерв увеличения производства продукции за счет расширения посевных площадей для картофеля и овощей открытого грунта. Для этого выявленный резерв расширения посевной площади картофеля и овощей умножим на фактическую урожайность каждой культуры.
Источником информации может служить форма №9-АПК «Площадь садов, виноградников и других многолетних насаждений, валовой сбор продукции» (лист 6), в котором указана площадь имеющихся в распоряжении земель [Приложение О].
Таблица 3.2 Резерв увеличения объема производства продукции за счет более полного использования земельных ресурсов
Мероприятие |
Площадь, га |
Культура |
Урожайность, ц/га |
Резерв увеличения производства продукции, ц |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вырубка леса |
39,0 |
Картофель |
225,0 |
8775,0 |
Осушение прудов и водоемов |
34,0 |
Овощи открытого грунта |
439,7 |
14949,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Резерв увеличения объема производства продукции также можно представить в виде таблицы 3.3.
Таблица 3.3 Резерв увеличения объема производства продукции за счет более полного использования земельных ресурсов
Мероприятие |
Площадь, га |
Культура |
Урожайность, ц/га |
Резерв увеличения производства продукции, ц |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вырубка леса |
39,0 |
Овощи открытого грунта |
439,7 |
17148,3 |
Осушение прудов и водоемов |
34,0 |
Овощи открытого грунта |
439,7 |
14949,8 |
ИТОГО |
73,0 |
- |
32098,1 |