Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях, когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.

Самостоятельная работа студентов

Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или письменного тестирования.

Выполнение рефератов на темы:

- Состояние здоровья детей  и подростков на современном  этапе.

- Влияние на состояние  здоровья детей социальной среды.

- Влияние на состояние  здоровья природных факторов  окружающей среды.

Решение ситуационных задач (анализ результатов медицинского осмотра, оценка состояния здоровья, выявление факторов риска, определение группы здоровья, группы для физического воспитания, составление индивидуального комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.)

Контрольные вопросы по теме:

  1. Определение понятия “здоровье индивидуума” и “здоровье населения”
  2. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
  3. Показатели и критерии здоровья
  4. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков.
  5. Организация и порядок проведения медицинских осмотров.
  6. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
  7. Распределение обследуемых по группам здоровья.
  8. Группы для занятий по курсу физического воспитания.

 

Тема 2. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

Практическая значимость темы:

Изучение и оценка физического развития является неотъемлемой частью работы врача любого детского коллектива.

Врач должен рассматривать физическое развитие как показатель состояния здоровья населения. Уровень физического развития населения является объективным критерием эффективности профилактических мероприятий. Физическое развитие одновременно может рассматриваться как процесс, и как состояние.

Врач, сопоставляя показатели физического развития индивидуума со стандартом, оценивает физическое состояние организма, степень его физической дееспособности, массу тела, структурно-механические свойства организма. Ход процесса развития лучше всего оценить путем анализа по годовых прибавок роста, хода смены молочных зубов, развития вторичных половых признаков, а достигнутый уровень - путем установления “биологического возраста”, в сопоставлении его паспортным. Под “биологическим возрастом” в этом случае понимается определенный уровень развития морфо-функциональных показателей, характеризующий ребенка на каждом этапе онтогенеза.

Определение биологического возраста не теряет своего значения на протяжении всего периода роста и развития организма, позволяя выявить степень морфологической готовности организма к различным воздействиям внешней среды, в том числе и целенаправленным - обучению, физическому и трудовому воспитанию.

Цель занятия:

  1. Оформить понятие о физическом развитии как важнейшем показателе здоровья детей и подростков.
  2. Изучить биологические законы роста и развития детей и подростков.
  3. Ознакомить с методами изучения физического развития.
  4. Обучить методу исследования физического развития - антропометрии, включающей соматометрию, соматоскопию и физиометрию, в соответствии с единой общепринятой унифицированной методикой Арон-Ставицкой.
  5. Освоить методы оценки физического развития индивидуума и коллектива.

Вопросы теории:

  1. Физическое развитие - важнейший показатель здоровья населения и современная гигиеническая проблема.
  2. Биологические законы физического развития детей и подростков.
  3. Методы изучения физического развития: индивидуализирующий и генерализирующий.
  4. Методы исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
  5. Организация и порядок проведения медицинских осмотров и сопутствующих им антропометрических исследований.
  6. Методы оценки физического развития детей и подростков, их сравнительная характеристика.
  7. Методика оценки физического развития индивидуума по шкалам регрессии.
  8. Комплексная оценка физического развития детей и подростков. Алгоритм действия врача.
  9. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Алгоритм действия врача.
  10. Центильный метод оценки физического развития детей и подростков.
  11. Метод оценки физического развития коллектива.

Практические навыки:

Студент должен уметь проводить антропометрические исследования с учетом общепринятой унифицированной методики, оценивать уровень физического развития и степень его гармоничности, используя при этом различные методы оценки.

Литература

Основная:

  1. Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардашенко- М. -Медицина- 1980. - с. 79-114
  2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В. Н. - М., Медицина- 1983- с. 7-51

Дополнительная:

Задание на самоподготовку

На основании литературы и приведенного учебного материала:

  1. Изучить основные закономерности роста и развития детского организма.
  2. Получить представление о физическом развитии детей и подростков на современном этапе.
  3. Освоить основные методы изучения, исследования и оценки физического развития детей и подростков.
  4. Овладеть методикой антропометрических измерений в соответствии с общепринятой унифицированной методикой Арон-Ставицкой.

Учебный материал для самостоятельной подготовки

Определение и цели изучения физического развития детей и подростков.

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде. Причем, в понятие окружающей среды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием “образ жизни” индивидуума. Учитывая биологический характер понятия “физическое развитие”, последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия). На сегодняшний день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: “Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени.”

Данным определением охватываются оба значения понятия “Физическое развитие.” С одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфо-функциональное состояние.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

  • чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;
  • процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;
  • в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

  • эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организма и запечатленным в наследственной программе законам. Рост - реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;
  • необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;
  • цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;
  • постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;
  • синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии). Тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный. Продольный (индивидуализирующий) и генерализирующий метод (поперечный), когда за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. В отличии от продольного генерализирующий метод не вскрывает индивидуальных различий в динамике роста, но позволяет выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, понять роль эндо- и экзогенных факторов в регуляции роста.

Преимущество генерализирующего метода состоит в том, что он отражает признаки, характеризующие детей определенного поколения. Физическое развитие при этом рассматривается как очень сложное явление, связанное с многообразием социальных, экономических и географических факторов. Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”. При изучении закономерностей роста таким методом можно ограничиться значительно меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени. Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям и конкретизации мероприятий по оздоровлению детей, находящихся под наблюдением детской поликлиники.

Показатели физического развития и методика их исследования.

Исследование физического развития детей и подростков является неотъемлимо составляющей их медицинского осмотра. Сроки проведения последних, регламентированы приказом МЗ РФ № 60 от 14. 03. 95 г.

Периодические медицинские осмотры детей в детских учреждениях проводятся врачом-педиатром в единые сроки, зависящие от возраста детей:

Периодичность осмотров осуществляется следующим образом:

до 1 года - ежемесячно в последнюю пятидневку месяца;

от года до 3-х лет - ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня, сентября и декабря;

от 3-х до 7-ми лет - 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября;

свыше 7 лет - 1 раз в год по постоянному графику с 1 сентября по 31 декабря.

В подготовительных группах детских садов и у школьников медицинские осмотры всегда носят комплексный характер и проводятся бригадой врачей в составе педиатра, окулиста, отоларинголога, невропатолога, хирурга, стоматолога.

Осмотр узкими специалистами детей в детских дошкольных учреждениях должен осуществляться не реже 1 раза в году по самостоятельному графику, а стоматологические осмотры с последующей санацией полости рта проводят 2 раза в год. Медицинскому осмотру детей в детских образовательных учреждениях должно предшествовать их антропометрическое обследование с оценкой степени физического развития, которое проводится медицинской сестрой.

Проведение антропометрических исследований осуществляется согласно общепринятой унифицированной методике Арон-Славицкой.

Объем обязательных антропометрических исследований дифферинцируется в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет - рост стоя, масса тела, окружность трудной клетки в покое, свыше 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Обследование проводится в первую половину дня, на ----------- ребенке, тщательно выверенным инструментарием, с соблюдением антропометрических точек, в комфортных условиях.

Число освидетельствованных детей в течении рабочего дня не должно превышать 60-80 человек.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут нетерапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Соматометрия.

Соматометрия включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание массы тела.

Измерение длины тела у детей в возрасте до 1 года производится лежа деревянным ростометром. Ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась верхушечной точкой к вертикальной неподвижной планке ростометра. Голова устанавливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились бы в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростометра плотно к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Отчет ведется по шкале ростометра с точностью до 0,5 см.

При измерении роста детей старше 1 года используют деревянный вертикальный ростомер. Ребенок становится спиной к его вертикальной стойке, касаясь последней пятками, ягодицами и межлопаточной областью (но не затылком!); голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости, перпендикулярной вертикальной стойке ростомера. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой головы (без надавливания) и снимаются показатели с точностью до 0,5 см. Следует помнить, что антропометрические исследования у детей и, прежде всего, измерение роста следует проводить в первую половину дня, т. к. под тяжестью тела за счет сдавливания межпозвоночных дисков и уплощения свода стопы, длина тела ребенка к концу дня существенно изменяется.

Определение веса (масса) тела детей раннего возраста производится на чашечных весах (с точностью до 10 г). Дети после 1 года взвешиваются на рычажных медицинских весах (с точностью до 50 г). Во время взвешивания ребенок должен встать на середину площадки весов. Взвешивание детей необходимо проводить натощак или не ранее 1,5-2 часов после приема пищи.

Информация о работе Гигиена детей и подростков