Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Двигательная активность (Д.А) - обязательное условие нормального развития детей и подростков. Ее благоприятное воздействие на растущий организм проявятся лишь в пределах определенных (оптимальных) величин. Для количественной оценки Д.А используются различные характеристики:

  • продолжительность двигательного компонента в суточном бюджете времени (в %, единицах времени);
  • число локомоций за единицу времени;
  • показатели километража отнесенные к единице времени, суммарная характеристика пульсовых ударов, отнесенные к единице времени и др.

Наиболее интегральным показателем Д.А является величина энергозатрат

Определение энергетической стоимости физических упражнений позволяет классифицировать их по тяжести.

На увеличение энергозатрат оказывает влияние внешняя среда. Сопоставление фактических энергозатрат и энергопотенциала организма ребенка с должными,  их регистрация в динамике позволяет оценить уровень здоровья, эффективность проводимой физкультурно-оздоровительной работы, прогнозировать индивидуальное развитие ребенка.

Основными критериями нормирования двигательной активности являются: благоприятная динамика роста, развития и состояния детей.

Гигиеническая норма Д.А. выражается:

  • общим количеством локомоций
  • распределением физических нагрузок по интенсивности
  • затратами времени на Д.А.
  • суммарной величиной энергозатрат в килокалориях

Обеспечение потребности детей в движении должны идти по пути совершенствования методики физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных упражнений с учетом функциональных возможностей ребенка дошкольного возраста и более широкого проведения различных форм занятий на открытом воздухе в любое время года

Важное место   занимает воспитание общей выносливости детей, так как это качество является необходимым условием гармоничного развития, укрепления здоровья, высокой физической работоспособности и резистентности. Биологическую потребность организма в движениях называют кинезофилией. У детей раннего возраста суточная двигательная активность регулируется преимущественно биологическими мотивациями, формирующимися на основе наследственных механизмов. У детей старшего  возраста, особенно у подростков, она формируется индивидуально в процессе общественного воспитания под влиянием социальных факторов, т.е. является социально обусловленной.

Двигательная активность относится к числу  факторов физиологического воздействия, эффект которого зависит от его силы и длительности. Поэтому, располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка, можно предсказать ее влияние на организм. Между реакцией организма и количественной величиной суточной двигательной активности выявляется определенная зависимость. Теоретически она может быть представлена в виде параболы. Для построения такой кривой на горизонтальной оси отмечают показатели суточной двигательной активности в нарастающей степени -  от нуля  до максимально возможной  величины, на вертикальной оси, в верхней части от нуля, отмечаются по возрастающей данные, характеризующие оздоровительный эффект, а в нижней части - его отсутствие, наличие предпатологического и патологического состояния.

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается на вершине параболы. Соответствующая величина суточной двигательной активности называется оптимальной. Оздоровительный эффект и благоприятное влияние на растущий организм снижается по мере того, как величина этого показателя выходит за пределы оптимального диапазона (как в сторону его превышения, так и снижения). Минимально необходимый и максимально допустимый уровень суточной двигательной активности являются границами гигиенической нормы при ее нарушении оздоровительный эффект отсутствует и даже развивается патологическое состояние. Дефицит движений обозначается термином “гипокинезия”. Чрезмерная двигательная активность обозначается термином “гиперкинезия”.

Понятие “гипокинезия” включает ограничения количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом в период заболевания и другими факторами. В ряде случаев гипокинезия сопровождается гиподинамией, т.е. уменьшением мышечных усилий, затрачиваемых на удержание позы, перемещения тела в пространстве, физическую работу.

Таблица 1

Виды гипокинезия

Вид гипокинезии

Классификационный признак - причина и мотивация гипокинезии

Физиологическая

Влияние генетических факторов, наличие моторной “дебильности”, аномалии развития

Привычно-бытовая

Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативы, бытовой комфорт, пренебрежение физической культурой.

Профессиональная

Ограничение объема движений вследствие производственной необходимости

Клиническая (“нозогенная”)

Заболевания опорно-двигательного аппарата; болезни и травмы, требующие длительного постельного режима

Школьная

Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического и трудового воспитания, отсутствие свободного времени.

Климатогеографическая

Неблагоприятные климатические или географические условия, ограничивающие двигательную активность.

Экспериментальная

Моделирование сниженной двигательной активности для проведения медико-биологических исследований


 Виды гипокинезии и  причины ее возникновения различны. Несомненный интерес представляет  классификация гипокинезии по  этиологическим факторам, так как  она дает возможность наметить  пути  профилактики этих состояний, а проблема предупреждения гипокинезии среди подрастающего поколения имеет особое значение для охраны его здоровья. Гипокинезия детей и подростков является следствием ограничений учебно-воспитательного режима и перегруженности учебной программы, негативного отношения к физической культуре, наличия хронических заболеваний и дефектов развития, сужение социальных контактов и замкнутости в подростковом возрасте. Важную роль с формировании гипокинезии, играют неблагоприятные климатические условия, в частности, суровый климат.

Гипокинезия - системообразующий фактор мощного биологического действия. Она способствует глубокой перестройке микро- и макрофункциональных структур организма человека, широкий диапазон изменений, начиная от адаптационно-физиологических до патологических.

Дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, снижению показателей ЖЕЛ становой силы, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови.

Главным этиологическим фактором в развитии гипокинезии является длительное уменьшение объема мышечной деятельности, что в свою очередь вызывает снижение энергозатрат, поэтому первоочередные изменения и нарушения возникают со стороны энергетического обмена и транспортных систем.

При длительной гипокинезии происходит снижение скорости синтеза АТФ за счет ослабления процессов окислительного фосфорилирования, т.е возникает как бы детренированность синтеза энергии в организме.

Отмечаются существенные изменения тканевого дыхания в мышцах, что отражается на величине общего газообмена.

Заметно снижается сила мышц, статическая и динамическая выносливость, мышечный тонус. Нарушаются сохранность двигательных навыков и координации движений. Со  стороны сердечно-сосудистой системы отмечается  тенденция к небольшому снижению систолического и повышению диастолического АД.

При низкой двигательной активности влияние мышц на кости ослабевает, и они могут изменить свои размеры и структуру. Возникает комплексное изменение белково-фосфорно-кальциевого обмена в костях и других тканях. Причем эти нарушения имеют не регионарный, а системный характер.

При снижении уровня двигательной активности вследствие уменьшения афферентной импульсации происходят изменения ЦНС, снижается тонус коры большого мозга, происходят изменения вегетативной н/с.

Гипокинезия детей и подростков, является серьезной социально-гигиенической проблемой, требующей разработки профилактических мер.  Они направлены на :

  1. Четкое выполнение гигиенических рекомендаций по режиму дня.
  2. Увеличению динамического компонента в основных формах физического воспитания и трудового обучения.
  3. Внедрение внеурочных форм физического воспитания (утренняя зарядка, физкультурные минуты во время учебных занятий, динамические паузы между занятиями, двигательные разрядки, подвижные игры на переменах, производственная гимнастика и др.).
  4. Привлечение детей и подростков к спортивно-массовой работе и общественно-полезному труду с учетом возрастно-половых особенностей их организма.
  5. Пропаганду активного образа жизни и физического воспитания детей в семье.

Гиперкинезия. В качестве причины чрезмерной двигательной активности следует в первую очередь  назвать форсирование спортивной подготовки. Спортивные тренировки и соревнования - основная форма занятий физическими упражнениями в детском и подростковом возрасте. Эти занятия обеспечивают высокий уровень ежедневной двигательной активности.

Однако суммарное воздействие высокой двигательной активности и эмоционального напряжения при форсированном физическом воспитании приобретает характер чрезмерного раздражителя (стрессора). В таких случаях приспособление организма происходит по типу  общей неспецифической адаптационной реакции, в процессе которой усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников.

В общей неспецифической адаптации  организма к чрезмерному раздражителю различают три стадии. Первая  “стадия тревоги”, когда увеличивается выделение гормонов, прежде всего адреналина и норадреналина. При этом усиливается обмен веществ, изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы, наблюдается гематологические сдвиги, особенно со стороны белой крови. Вторая стадия - “сопротивления”. В этот период происходит повышение резистентности организма не только к стресс ору, оказавшему воздействие, но и к чрезмерным другим раздражителям.  

Если  же защитные возможности организма оказались малыми, а воздействие фактора продолжается, наступает стадия “истощения”.

Профилактика гиперкинезии предусматривает правильную    организацию тренировочных занятий. Огромную роль здесь играет возраст, т.е. начало привлечения детей и подростков к регулярным тренировочным занятиям и участию в соревнованиях.

Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития и функциональных возможностей основных систем организма. Последние определяются возрастом и степенью тренированности. Поэтому одна и та же физическая  нагрузка может оказаться оптимальной для одних, малой  или чрезмерной для других. Кроме того, не всеми видами спорта   разрешается заниматься в детском возрасте. Существуют возрастные границы для зачисления детей и подростков в учебно-тренировочные группы по отдельным видам спорта.

Спортивная специализация допускается только после двух-трех лет начальной подготовки. Принцип постепенности должен соблюдаться в отношении не только  тренировочных нагрузок, но и участия детей в соревнованиях.

Важной мерой профилактики гиперкинезии является контроль за достаточным по продолжительности отдыхом. Правильное чередование тренировочных занятий и отдыха создает эффект кумуляций, что и обеспечивает тренированность организма. При этом очень важна регулярность тренировочных нагрузок. Каждое последующее занятие должно по времени совпадать с периодом повышенной работоспособности, который выступает во время отдыха. При слишком продолжительном перерыве между занятиями эффект избыточной компенсации и повышенной работоспособности уточняется. В этих случаях тренировочные занятия должны начинаться с нагрузок меньшей продолжительности и интенсивности.

Таким образом, основой профилактики спортивной гипертензии является соблюдение существующих гигиенических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебно-тренировочных занятий с юными спортсменами.

Медицинский контроль за физическим воспитанием осуществляется под руководством врача педиатра. Он включает:

  • распределение учащихся по медицинским группам для участия в учебных и внеучебных занятиях;
  • учет  влияния систематических занятий физическими упражнениями на организм;
  • определение соответствия физической  нагрузки функциональным возможностям организма;
  • определение группы по физическому воспитанию;
  • сроки возобновления занятий физическим воспитанием после заболеваний;
  • врач. конс. занятий спорта.

Гигиенический контроль.

  • Эффективность физического воспитания детей и подростков во многом зависит от состояния окружающей среды во время занятий физическими упражнениями. В связи с этим все виды спортивных сооружений и места организованных занятий по физической культуре подлежат санитарному надзору. Согласно гигиеническим требованиям в воздухе помещений, где проводятся занятия физическими упражнениями, не должно    быть вредных посторонних веществ, примесей, запахов. Содержание СО2  не должно превышать 0,1%, запыленность 1,75 млн. пылинок в 1м3 воздуха, окисляемость воздуха 6-9 мг О2 в 1 м3, обсеменяемость микроооорганизмами - 4000 микробов в 1 м3 воздуха зимой. Интенсивность спортивного шума измеряется в пределах 50-129 дБА в зависимости от вида источника шума и строительных особенностей спортивных сооружений.

Для снижения неблагоприятного воздействия шума на организм подростка при занятиях техническими видами спорта предлагается комплекс мероприятий, который включает в себя:

1) медицинский осмотр по  состоянию здоровья;

2) выявление лиц, наиболее  чувствительных к действию шума, путем аудиометрического обследования через 3 мес. после начала занятий;

3) ограничение длительности  нахождения подростка в зоне  интенсивного воздействия до 1 ч  за тренировку;

4) устранение шума путем  технических мер до 65 дБ;

5) применение шлемов с  улучшенными шумозаглушающими свойствами.

Возникновение статического электрического поля во время занятий физкультурой и спортом объясняется многими причинами и в первую очередь широким использованием синтетических материалов для изготовления спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования. Статическое электрическое поле напряженностью до 2000 В снижает чувствительность к адекватным раздражителям, уменьшает кровоток в коже ее бактерицидность, понижает тонус и реактивность симпатического отдела нервной системы. Длительные и повторные воздействия статического электрического поля усиливают его неблагоприятное влияние на организм.

Информация о работе Гигиена детей и подростков