Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Двигательная активность (Д.А) - обязательное условие нормального развития детей и подростков. Ее благоприятное воздействие на растущий организм проявятся лишь в пределах определенных (оптимальных) величин. Для количественной оценки Д.А используются различные характеристики:
Наиболее интегральным показателем Д.А является величина энергозатрат
Определение энергетической стоимости физических упражнений позволяет классифицировать их по тяжести.
На увеличение энергозатрат оказывает влияние внешняя среда. Сопоставление фактических энергозатрат и энергопотенциала организма ребенка с должными, их регистрация в динамике позволяет оценить уровень здоровья, эффективность проводимой физкультурно-оздоровительной работы, прогнозировать индивидуальное развитие ребенка.
Основными критериями нормирования двигательной активности являются: благоприятная динамика роста, развития и состояния детей.
Гигиеническая норма Д.А. выражается:
Обеспечение потребности детей в движении должны идти по пути совершенствования методики физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных упражнений с учетом функциональных возможностей ребенка дошкольного возраста и более широкого проведения различных форм занятий на открытом воздухе в любое время года
Важное место занимает воспитание общей выносливости детей, так как это качество является необходимым условием гармоничного развития, укрепления здоровья, высокой физической работоспособности и резистентности. Биологическую потребность организма в движениях называют кинезофилией. У детей раннего возраста суточная двигательная активность регулируется преимущественно биологическими мотивациями, формирующимися на основе наследственных механизмов. У детей старшего возраста, особенно у подростков, она формируется индивидуально в процессе общественного воспитания под влиянием социальных факторов, т.е. является социально обусловленной.
Двигательная активность относится к числу факторов физиологического воздействия, эффект которого зависит от его силы и длительности. Поэтому, располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности ребенка, можно предсказать ее влияние на организм. Между реакцией организма и количественной величиной суточной двигательной активности выявляется определенная зависимость. Теоретически она может быть представлена в виде параболы. Для построения такой кривой на горизонтальной оси отмечают показатели суточной двигательной активности в нарастающей степени - от нуля до максимально возможной величины, на вертикальной оси, в верхней части от нуля, отмечаются по возрастающей данные, характеризующие оздоровительный эффект, а в нижней части - его отсутствие, наличие предпатологического и патологического состояния.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается на вершине параболы. Соответствующая величина суточной двигательной активности называется оптимальной. Оздоровительный эффект и благоприятное влияние на растущий организм снижается по мере того, как величина этого показателя выходит за пределы оптимального диапазона (как в сторону его превышения, так и снижения). Минимально необходимый и максимально допустимый уровень суточной двигательной активности являются границами гигиенической нормы при ее нарушении оздоровительный эффект отсутствует и даже развивается патологическое состояние. Дефицит движений обозначается термином “гипокинезия”. Чрезмерная двигательная активность обозначается термином “гиперкинезия”.
Понятие “гипокинезия” включает ограничения количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом в период заболевания и другими факторами. В ряде случаев гипокинезия сопровождается гиподинамией, т.е. уменьшением мышечных усилий, затрачиваемых на удержание позы, перемещения тела в пространстве, физическую работу.
Таблица 1
Виды гипокинезия
Вид гипокинезии |
Классификационный признак - причина и мотивация гипокинезии |
Физиологическая |
Влияние генетических факторов, наличие моторной “дебильности”, аномалии развития |
Привычно-бытовая |
Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативы, бытовой комфорт, пренебрежение физической культурой. |
Профессиональная |
Ограничение объема движений вследствие производственной необходимости |
Клиническая (“нозогенная”) |
Заболевания опорно-двигательного аппарата; болезни и травмы, требующие длительного постельного режима |
Школьная |
Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического и трудового воспитания, отсутствие свободного времени. |
Климатогеографическая |
Неблагоприятные климатические или географические условия, ограничивающие двигательную активность. |
Экспериментальная |
Моделирование сниженной двигательной активности для проведения медико-биологических исследований |
Виды гипокинезии и
причины ее возникновения
Гипокинезия - системообразующий фактор мощного биологического действия. Она способствует глубокой перестройке микро- и макрофункциональных структур организма человека, широкий диапазон изменений, начиная от адаптационно-физиологических до патологических.
Дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, снижению показателей ЖЕЛ становой силы, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови.
Главным этиологическим фактором в развитии гипокинезии является длительное уменьшение объема мышечной деятельности, что в свою очередь вызывает снижение энергозатрат, поэтому первоочередные изменения и нарушения возникают со стороны энергетического обмена и транспортных систем.
При длительной гипокинезии происходит снижение скорости синтеза АТФ за счет ослабления процессов окислительного фосфорилирования, т.е возникает как бы детренированность синтеза энергии в организме.
Отмечаются существенные изменения тканевого дыхания в мышцах, что отражается на величине общего газообмена.
Заметно снижается сила мышц, статическая и динамическая выносливость, мышечный тонус. Нарушаются сохранность двигательных навыков и координации движений. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тенденция к небольшому снижению систолического и повышению диастолического АД.
При низкой двигательной активности влияние мышц на кости ослабевает, и они могут изменить свои размеры и структуру. Возникает комплексное изменение белково-фосфорно-кальциевого обмена в костях и других тканях. Причем эти нарушения имеют не регионарный, а системный характер.
При снижении уровня двигательной активности вследствие уменьшения афферентной импульсации происходят изменения ЦНС, снижается тонус коры большого мозга, происходят изменения вегетативной н/с.
Гипокинезия детей и подростков, является серьезной социально-гигиенической проблемой, требующей разработки профилактических мер. Они направлены на :
Гиперкинезия. В качестве причины чрезмерной двигательной активности следует в первую очередь назвать форсирование спортивной подготовки. Спортивные тренировки и соревнования - основная форма занятий физическими упражнениями в детском и подростковом возрасте. Эти занятия обеспечивают высокий уровень ежедневной двигательной активности.
Однако суммарное воздействие высокой двигательной активности и эмоционального напряжения при форсированном физическом воспитании приобретает характер чрезмерного раздражителя (стрессора). В таких случаях приспособление организма происходит по типу общей неспецифической адаптационной реакции, в процессе которой усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников.
В общей неспецифической адаптации организма к чрезмерному раздражителю различают три стадии. Первая “стадия тревоги”, когда увеличивается выделение гормонов, прежде всего адреналина и норадреналина. При этом усиливается обмен веществ, изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы, наблюдается гематологические сдвиги, особенно со стороны белой крови. Вторая стадия - “сопротивления”. В этот период происходит повышение резистентности организма не только к стресс ору, оказавшему воздействие, но и к чрезмерным другим раздражителям.
Если же защитные возможности организма оказались малыми, а воздействие фактора продолжается, наступает стадия “истощения”.
Профилактика гиперкинезии предусматривает правильную организацию тренировочных занятий. Огромную роль здесь играет возраст, т.е. начало привлечения детей и подростков к регулярным тренировочным занятиям и участию в соревнованиях.
Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития и функциональных возможностей основных систем организма. Последние определяются возрастом и степенью тренированности. Поэтому одна и та же физическая нагрузка может оказаться оптимальной для одних, малой или чрезмерной для других. Кроме того, не всеми видами спорта разрешается заниматься в детском возрасте. Существуют возрастные границы для зачисления детей и подростков в учебно-тренировочные группы по отдельным видам спорта.
Спортивная специализация допускается только после двух-трех лет начальной подготовки. Принцип постепенности должен соблюдаться в отношении не только тренировочных нагрузок, но и участия детей в соревнованиях.
Важной мерой профилактики гиперкинезии является контроль за достаточным по продолжительности отдыхом. Правильное чередование тренировочных занятий и отдыха создает эффект кумуляций, что и обеспечивает тренированность организма. При этом очень важна регулярность тренировочных нагрузок. Каждое последующее занятие должно по времени совпадать с периодом повышенной работоспособности, который выступает во время отдыха. При слишком продолжительном перерыве между занятиями эффект избыточной компенсации и повышенной работоспособности уточняется. В этих случаях тренировочные занятия должны начинаться с нагрузок меньшей продолжительности и интенсивности.
Таким образом, основой профилактики спортивной гипертензии является соблюдение существующих гигиенических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебно-тренировочных занятий с юными спортсменами.
Медицинский контроль за физическим воспитанием осуществляется под руководством врача педиатра. Он включает:
Гигиенический контроль.
Для снижения неблагоприятного воздействия шума на организм подростка при занятиях техническими видами спорта предлагается комплекс мероприятий, который включает в себя:
1) медицинский осмотр по состоянию здоровья;
2) выявление лиц, наиболее
чувствительных к действию
3) ограничение длительности нахождения подростка в зоне интенсивного воздействия до 1 ч за тренировку;
4) устранение шума путем технических мер до 65 дБ;
5) применение шлемов с
улучшенными шумозаглушающими
Возникновение статического электрического поля во время занятий физкультурой и спортом объясняется многими причинами и в первую очередь широким использованием синтетических материалов для изготовления спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования. Статическое электрическое поле напряженностью до 2000 В снижает чувствительность к адекватным раздражителям, уменьшает кровоток в коже ее бактерицидность, понижает тонус и реактивность симпатического отдела нервной системы. Длительные и повторные воздействия статического электрического поля усиливают его неблагоприятное влияние на организм.