Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Цель занятия:

Приобретение знаний и навыков  для проведения гигиенического контроля за постановкой и организацией физического воспитания в детских образовательных учреждениях.

Вопросы теории:

  1. Гигиенические основы физического воспитания Д и П.
  2. Гигиенический контроль за проведением уроков физкультуры.
  3. Медицинский контроль за организацией физического воспитания Д и П.
  4. Методика определения соответствия физической нагрузки функциональным возможностям организма. Алгоритм действия врача.
  5. Профилактика гипо- и гиперкинезии у детей и подростков.

Практические навыки:

  1. Освоить методику оценки различных форм физического воспитания детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.
  2. Изучить методику оценки функциональных возможностей детского организма.
  3. Уметь оценивать условия проведения и оснащения уроков физического воспитания.

Литература:

Основная:

  1. Гигиена детей и подростков под ред. Кардашенко В.Н. - Москва - М., 1988 - с. 197-242
  2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков под ред. Кардашенко В.Н.  - Москва - М., - 1983 - с. 74-98

Дополнительная:

  1. Гигиена детей и подростков - руководство для санитарных врачей под ред. Сердюковской Г.Н. и Сухарева А.Г. - Москва - М., - 1986 - с.186-220.
  2. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков - Сухарев А.Г. - М., - 1991 - с.268
  3. Гигиена детей и подростков - Антропова М.В.  - Москва - М., - 1977 -  с.152-176.
  4. Руководство для врачей школ - под ред. Сердюковской Г.Н. - Москва - М. 1983 - с.154-168
  5. Руководство для среднего медицинского персонала школ - Ананьева А.А. и др. - Москва - М., 1991 - с.111-126.
  6. Повышение функциональных возможностей организма дошкольников средствами физического воспитания - Вестник Российской Академии наук - 1996 - № 6.

Учебный материал для самостоятельной подготовки

ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание - организованный процесс, воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, воспитания умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности. Целью физического воспитания является достижение высокого уровня здоровья, который необходим для продуктивной в социальном и экономическом отношении жизни.

Оздоровительная роль физического воспитания  заключается в следующем:

  • повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию  патогенных и микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
  • стимулирование роста и развития, что благоприятно сказывается на созревание и функциональное совершенствование ведущих систем организма;
  • совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающих устойчивость к простудным заболеваниям;
  • стимулирование развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движений), что обеспечивает нормальную работоспособность организма;
  • нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
  • повышение тонуса коры большого мозга и создание положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья.

Главным компонентом физического воспитания детей и подростков, является занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные   движения. Движения - продукт  организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными и морфологическими и функциональными системами организма.

Оздоровительная  эффективность физического воспитания зависит от ряда биологических и социальных факторов: морфо-функциональных различий отдельных возрастно-половых групп, индивидуальных особенностей организма и их детерминации наследственностью, правильности выбора средств и методов обучения, профессиональной компетенции преподавателя, доступности занятий физкультурой и спортом, санитарного состояния мест занятий, от мотивационного поведения обучающихся и их отношения к существующим гигиеническим рекомендациям по режиму дня, двигательной активности, питанию.

Однако физическое воспитания оказывает разностороннее благоприятное влияние  только в том случае, если оно осуществляется на научной основе. Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются:

  1. наличие оптимального двигательного режима с учетом потребностей растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;
  2. дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовки ДиП.
  3. систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоничному развитию, охране и укреплению здоровья.
  4. создание благоприятных условий внешней среды во время занятий физической культурой и спортом.
  5. Система физического воспитания ДиП

Систему физического воспитания детей и подростков условно можно представить как совокупность 4 подсистем (видов обучения): основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение. Каждая подсистема функционирует самостоятельно, используя определенные средства и специфические формы физического воспитания, но в то  же время они тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. (Схема 1)

Ведущим в системе физического воспитания детей и подростков является основное, дополнительное и факультативное обучение, которое осуществляется по единым программам.

Основное обучение обязательно для всех детей и подростков, находящихся в учебно-воспитательных учреждениях. Оно проводится специалистами в соответствии с учебным планом, дифференцировано - в зависимости от состояния здоровья и физической подготовки детей.

Дополнительный вид обучения включает физкультурно-оздоровительные, лечебно-профилактические и спортивные мероприятия, которые в сочетании с обязательным обучением дают возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и  подростков. Участие в этих мероприятиях одновременно служит активным отдыхом и используется в режиме дня детей и подростков как средство реабилитации и профилактики утомления.

Факультативные виды обучения не являются обязательными, но это важнейший раздел физического воспитания. В этот  раздел входят обучение по программам общеобразовательных школ, а также занятия в разнообразных спортивных секциях, кружках, группах по лечебной физкультуре и т.д.

Четвертая подсистема, объединяя самостоятельное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, в современных условиях становится особенно весомой. Невозможно добиться конечной цели физического воспитания детей и подростков без самостоятельных занятий физической культурой и спортом, без широкой их пропаганды и разработки рекомендаций по самоконтролю.  

Схема 1

Система физического воспитания детей и подростков: вид обучения (I), формы (II), средства (III), цели (IV)

I Цель

             
 

Основное обучение

Дополнительное обучение

Факультативное обучение

Самостоятельное обучение

II Вид  обучения

Урок

Факультативно-оздоровительные занятия

Факультативно-спортивные занятия

Спортивная тренировка

Лечебно-оздоровительные занятия

Индивидуальные занятия

Массовые занятия

III Форма  обучения

     

Физкультурно-оздоровительные занятия

Семейные и групповые занятия

IV Средства

Физические упражнения

Природные факторы    

 

Массаж

Естественные локомоции

 

Личная гигиена

   

Укрепление здоровья, гармоничное развитие, социальная дееспособность

   

Физические упражнения - основные и специфические средства физического воспитания. Они оказывают влияние на биологическую природу человека, формируют способность к самоуправлению, укрепляют здоровье, стимулируют развитие физических качеств, совершенствуют психическую деятельность. Физические упражнения требуют осознанных действий и усилий, воспитывают волю и характер, укрепляют и развивают нервную систему, формируют психическую устойчивость в детей и подростков.

Физические упражнения делятся на две основные группы:

  1. Стереотипные (стандартные) движения: циклические (по видам локомоций и по мощности нагрузки); ациклические (по качественной характеристике движений и по видам спорта);
  2. Ситуационные (нестандартные) движения:  (единоборство, спортивные игры, кроссы)

Для учащихся начальных школ рекомендуется следующая группировка физических упражнений:

Первая группа: Основные двигательные навыки и локомоции (бег, прыжки, кувырки и перевороты, падения, лазанье, броски, ловля) - жизненно необходимые.

Вторая группа: Упражнения для развития физических способностей - выносливости, скоростно-силовых качеств, силы, гибкости, ловкости и равновесия.

Третья группа: Гимнастические упражнения по акробатике, движения   на простых и сложных гимнастических снарядах.

Четвертая группа. Подвижные игры (эстафеты, индивидуальные и парные игры, игры с водящим  и др.), спортивные игры, индивидуальные и командные.

Пятая группа. Ритмика и танцы: ритмические занятия с мячом, занятия со скалкой, бег и ходьба под музыку, имитация движений, интерпретация, основные танцевальные движения, народные и современные танцы.

Шестая группа. Упражнения на воде: скольжение, ныряние, знакомство со  стилями плавания.

Формы занятий.

Существует очень большое разнообразие форм занятий, но во всех случаях при их выборе соблюдаются следующие принципы: учет возрастно-половых особенностей, единство формы и содержания, соответствие формы и содержания поставленным задачам.

В детских и подростковых учреждениях разного типа применяются как общие, так и специфические формы занятий. Условно их можно классифицировать как основные (уроки) и дополнительные (неурочные). Основная организационная форма во всех учебно-воспитательных учреждениях - урок физической культуры. Важность этой формы физического  воспитания объясняется тем, что такие формы формализованные занятия проводятся регулярно, имеют определенную научно  обоснованную структуру и продолжительность каждой части урока и  в целом.

Динамика работоспособности во время занятий характеризуется определенной фазовостью: врабатывания, устойчивого состояния и снижения работоспособности. В соответствии с этим физкультурные занятия должны иметь четкую организационную структуру и состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Задача вводной части: создать эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. Она проводится в течение 5-10 мин. Задача основной части (25-30 мин.) - обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка разных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма. Задача заключительной части физкультурного занятия: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей. Она проводится в течение 3-5 мин.

Гигиенические требования к урокам физкультуры:

  1. Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;
  2. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, создание оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки.
  3. Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки.
  4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими упражнениями в расписании учебного дня, недели.
  5. Проведение занятий в специальном помещении, на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне.
  6. Выполнения учащимися упражнений в спортивной одежде  и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Уроки по физической культуре в школе проводятся 2 раза в неделю (по 45 мин.)   по возможности с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные  уроки допускаются  только по лыжной подготовке. Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня. Это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.

Рекомендуемая моторная плотность уроков для школьников составляет 60-80%. Вычисляют ее по формуле:

(Время потраченное на  упражнения) / (Длительность всего  занятия) х 100% = Плотность (в %)

Общую плотность урока определяют отношения полезного времени в общей продолжительности урока и выражают в %.

В основной части урока рекомендуется здоровым школьникам давать нагрузку со средней частотой пульса 160-180 ударов в минуту.

Методы обучения

Широкое применение в физическом воспитании нашли три метода обучения: строгой регламентации, игровой и соревновательной.

Метод строгой регламентации состоит в предварительной разработке программы изучения того или иного физического упражнения. При этой определяется его структура и выделяются отдельные элементы, каждый из которых первоначально осваивается самостоятельно, а затем они “собираются” в единое целое - физическое упражнение.

Метод строгой регламентации рекомендуется при физическом воспитании детей дошкольного возраста, а также для лиц с хроническим заболеваниями и имеющих физическую подготовленность.

Игровой метод используется при физическом воспитании детей разного возраста. Любые двигательные действия, организованные с соблюдением  определенных условий и правил игры, могут служить целям физического воспитания. Достоинство  его заключается в возможности проявлять инициативу и находчивость, вырабатывать быструю реакцию на смену ситуации игры. Этот метод рассчитан на комплексное воздействие, совершенствование ловкости, быстроты ориентировки в сложных, мгновенно меняющихся ситуациях. Необходим более строгий медицинский контроль за реакцией организма  детей во время подвижных игр. Соревновательный метод физического воспитания чаще используется в подростковом возрасте. Он представляет широкие возможности для решения воспитательных задач.

Информация о работе Гигиена детей и подростков