Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Цель занятия:
Приобретение знаний и навыков для проведения гигиенического контроля за постановкой и организацией физического воспитания в детских образовательных учреждениях.
Вопросы теории:
Практические навыки:
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Учебный материал для самостоятельной подготовки
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание - организованный процесс, воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, воспитания умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности. Целью физического воспитания является достижение высокого уровня здоровья, который необходим для продуктивной в социальном и экономическом отношении жизни.
Оздоровительная роль физического воспитания заключается в следующем:
Главным компонентом физического воспитания детей и подростков, является занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. Движения - продукт организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными и морфологическими и функциональными системами организма.
Оздоровительная эффективность физического воспитания зависит от ряда биологических и социальных факторов: морфо-функциональных различий отдельных возрастно-половых групп, индивидуальных особенностей организма и их детерминации наследственностью, правильности выбора средств и методов обучения, профессиональной компетенции преподавателя, доступности занятий физкультурой и спортом, санитарного состояния мест занятий, от мотивационного поведения обучающихся и их отношения к существующим гигиеническим рекомендациям по режиму дня, двигательной активности, питанию.
Однако физическое воспитания оказывает разностороннее благоприятное влияние только в том случае, если оно осуществляется на научной основе. Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются:
Систему физического воспитания детей и подростков условно можно представить как совокупность 4 подсистем (видов обучения): основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение. Каждая подсистема функционирует самостоятельно, используя определенные средства и специфические формы физического воспитания, но в то же время они тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. (Схема 1)
Ведущим в системе физического воспитания детей и подростков является основное, дополнительное и факультативное обучение, которое осуществляется по единым программам.
Основное обучение обязательно для всех детей и подростков, находящихся в учебно-воспитательных учреждениях. Оно проводится специалистами в соответствии с учебным планом, дифференцировано - в зависимости от состояния здоровья и физической подготовки детей.
Дополнительный вид обучения включает физкультурно-оздоровительные, лечебно-профилактические и спортивные мероприятия, которые в сочетании с обязательным обучением дают возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и подростков. Участие в этих мероприятиях одновременно служит активным отдыхом и используется в режиме дня детей и подростков как средство реабилитации и профилактики утомления.
Факультативные виды обучения не являются обязательными, но это важнейший раздел физического воспитания. В этот раздел входят обучение по программам общеобразовательных школ, а также занятия в разнообразных спортивных секциях, кружках, группах по лечебной физкультуре и т.д.
Четвертая подсистема, объединяя самостоятельное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, в современных условиях становится особенно весомой. Невозможно добиться конечной цели физического воспитания детей и подростков без самостоятельных занятий физической культурой и спортом, без широкой их пропаганды и разработки рекомендаций по самоконтролю.
Схема 1
Система физического воспитания детей и подростков: вид обучения (I), формы (II), средства (III), цели (IV)
I Цель |
||||||||||
Основное обучение |
Дополнительное обучение |
Факультативное обучение |
Самостоятельное обучение | |||||||
II Вид обучения |
Урок |
Факультативно-оздоровительные занятия |
Факультативно-спортивные занятия |
Спортивная тренировка |
Лечебно-оздоровительные занятия |
Индивидуальные занятия |
Массовые занятия | |||
III Форма обучения |
Физкультурно-оздоровительные занятия |
Семейные и групповые занятия | ||||||||
IV Средства |
Физические упражнения |
Природные факторы |
Массаж |
Естественные локомоции |
Личная гигиена | |||||
Укрепление здоровья, гармоничное развитие, социальная дееспособность |
Физические упражнения - основные и специфические средства физического воспитания. Они оказывают влияние на биологическую природу человека, формируют способность к самоуправлению, укрепляют здоровье, стимулируют развитие физических качеств, совершенствуют психическую деятельность. Физические упражнения требуют осознанных действий и усилий, воспитывают волю и характер, укрепляют и развивают нервную систему, формируют психическую устойчивость в детей и подростков.
Физические упражнения делятся на две основные группы:
Для учащихся начальных школ рекомендуется следующая группировка физических упражнений:
Первая группа: Основные двигательные навыки и локомоции (бег, прыжки, кувырки и перевороты, падения, лазанье, броски, ловля) - жизненно необходимые.
Вторая группа: Упражнения для развития физических способностей - выносливости, скоростно-силовых качеств, силы, гибкости, ловкости и равновесия.
Третья группа: Гимнастические упражнения по акробатике, движения на простых и сложных гимнастических снарядах.
Четвертая группа. Подвижные игры (эстафеты, индивидуальные и парные игры, игры с водящим и др.), спортивные игры, индивидуальные и командные.
Пятая группа. Ритмика и танцы: ритмические занятия с мячом, занятия со скалкой, бег и ходьба под музыку, имитация движений, интерпретация, основные танцевальные движения, народные и современные танцы.
Шестая группа. Упражнения на воде: скольжение, ныряние, знакомство со стилями плавания.
Формы занятий.
Существует очень большое разнообразие форм занятий, но во всех случаях при их выборе соблюдаются следующие принципы: учет возрастно-половых особенностей, единство формы и содержания, соответствие формы и содержания поставленным задачам.
В детских и подростковых учреждениях разного типа применяются как общие, так и специфические формы занятий. Условно их можно классифицировать как основные (уроки) и дополнительные (неурочные). Основная организационная форма во всех учебно-воспитательных учреждениях - урок физической культуры. Важность этой формы физического воспитания объясняется тем, что такие формы формализованные занятия проводятся регулярно, имеют определенную научно обоснованную структуру и продолжительность каждой части урока и в целом.
Динамика работоспособности во время занятий характеризуется определенной фазовостью: врабатывания, устойчивого состояния и снижения работоспособности. В соответствии с этим физкультурные занятия должны иметь четкую организационную структуру и состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Задача вводной части: создать эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. Она проводится в течение 5-10 мин. Задача основной части (25-30 мин.) - обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка разных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма. Задача заключительной части физкультурного занятия: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей. Она проводится в течение 3-5 мин.
Гигиенические требования к урокам физкультуры:
Уроки по физической культуре в школе проводятся 2 раза в неделю (по 45 мин.) по возможности с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке. Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня. Это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.
Рекомендуемая моторная плотность уроков для школьников составляет 60-80%. Вычисляют ее по формуле:
(Время потраченное на упражнения) / (Длительность всего занятия) х 100% = Плотность (в %)
Общую плотность урока определяют отношения полезного времени в общей продолжительности урока и выражают в %.
В основной части урока рекомендуется здоровым школьникам давать нагрузку со средней частотой пульса 160-180 ударов в минуту.
Методы обучения
Широкое применение в физическом воспитании нашли три метода обучения: строгой регламентации, игровой и соревновательной.
Метод строгой регламентации состоит в предварительной разработке программы изучения того или иного физического упражнения. При этой определяется его структура и выделяются отдельные элементы, каждый из которых первоначально осваивается самостоятельно, а затем они “собираются” в единое целое - физическое упражнение.
Метод строгой регламентации рекомендуется при физическом воспитании детей дошкольного возраста, а также для лиц с хроническим заболеваниями и имеющих физическую подготовленность.
Игровой метод используется при физическом воспитании детей разного возраста. Любые двигательные действия, организованные с соблюдением определенных условий и правил игры, могут служить целям физического воспитания. Достоинство его заключается в возможности проявлять инициативу и находчивость, вырабатывать быструю реакцию на смену ситуации игры. Этот метод рассчитан на комплексное воздействие, совершенствование ловкости, быстроты ориентировки в сложных, мгновенно меняющихся ситуациях. Необходим более строгий медицинский контроль за реакцией организма детей во время подвижных игр. Соревновательный метод физического воспитания чаще используется в подростковом возрасте. Он представляет широкие возможности для решения воспитательных задач.