Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

 

Оценка физического развития по методу индексов

 

Весо-ростовой

Жизненный показатель

Силовой

Пропорциональности развития грудной клетки

Пропорциональности телосложения

Крепость телосложения

нормы

М 350-400 г/см

65-70 мл/кг

70-80%

+5,8 см

9,5 см

10 -крепкое

10-20 - хорошее

нормы

Ж 325-375 г/cм

65-60 мл/кг

50-60%

+3,3 см

12,5 см

21-25 - среднее

26-35 - слабое

36 - очень слабое


График, для определения паспортного возраста детей с 3 до 7 лет и свыше 7 лет

 

Таблица 5

Развитие постоянных зубов (“зубной возраст”) у мальчиков и девочек.

Паспортный возраст

Зубная зрелость по отношению к паспортному возрасту

 

мальчики

девочки

 

отстает

соответствует

опережает

отстает

соответствует

опережает

7

6

7 и мен.

10

8-11

12

12 и бол.

6

6 и мен.

10

7-11

12

12 и бол.

8

8

8 и мен.

12

9-13

14

14 и бол.

9

9 и мен.

12

10-13

14

14 и бол.

9

10

10 и мен.

13

11-16

19

17 и бол.

10

11 и мен.

13

12-17

19

18-28

10

12

12 и мен.

14

13-21

24

22 и бол.

12

12  и мен.

17

13-23

24

24-28

11

15

15 и мен.

19

16-25

28

26-28

16

16 и мен.

22

17-25

28

26-28

12

19

19 и мен.

26

20-28

29 и бол.

20

21 и мен.

26

22-28

29 и бол.

13

24

24 и мен.

28

26-28

29 и бол.

24

24 и мен.

28

26-28

29 и бол.

14

26

26 и мен.

28

27-28

29 и бол.

26

26 и мен.

28

27-28

29 и бол.

15

26

27 и мен.

28

28

29 и бол.

26

27 и мен.

28

28

29 и бол.

16

26

27 и мен.

28

28

29 и бол.

26

27 и мен.

28

28

29 и бол.

17

26

27 и мен.

28

28

29 и бол.

26

27 и мен.

28

28

29 и бол.


Таблица 6.

Степень полового созревания мальчиков и девочек  по вторичным половым признакам.

Паспортный возраст

Половое созревание по отношению к паспортному возрасту

 

отстает

соответствует

опережает

Мальчики

10 лет

Vо Pо Lо Aхо Fо

Vо Pо Lо Aхо Fо

V1 P1 Lо Aхо Fо

11 лет

Vо Pо Lо A хо Fо

V0-1 Р 0-1 Lо А хо Fо

V1 P0-1 Lо A0-1 Fо

12 лет

Vо Pо Lо Aхо Fо

V0-1 P0-2 Lо Aх0-1 Fо

V1-2 P1-3 L1 Aх0-1 Fо

13 лет 

V0-1 P0-1 Lо Aхо Fо

V1-2 P1-3 L0-1 Aх0-1 Fо

V2 P2-3 L0-1 Aх1-2 Fо

14 лет

V0-1 P0-2 Lо Aх0-1 Fо

V1-2 P1-3 L0-1 Aх0-2 F0-1

V2 P3-4 L2 Aх2-3 F1

15 лет

V0-2 P0-2 L0-1 Aх0-2 Fо

V1-2 P3 L2 Aх1-2 F1-2

V2 P3-4 L2 Aх2-3 F1-2

16 лет

V1 P2-3 L0-1 Aх0-1 F0-1

V2 P3-4 L 1-2Aх 2-3 F1-2

V 2 P 3-4 L 1-2A х2-3 F1-2

17 лет

V1  P2 L0-1 Aх 0-1 F0-1

V2 P3-4 L1-2 Aх2-3 F1-2

V2 P3-4 L1-2 Aх2-3 F1-2

Девочки

9 лет

MАо Pо Aхо Mе0

MАо Pо Aхо Mе0

MА1 P0-1 Ах0 Mе0

10 лет

MА0 Pо Aхо Mе0

MА0-1 P0-1 Aх0 Mе0

MА1-3 P1-2 Aх0-1 Mе0

11 лет

MА0 Pо Aх0 Mе0

MА0-1 P0-1 Aх0 Mе0

MА2-3 P1-3 Aх1-2 Mе11

12 лет

MА0-1 P0-1 Aх0 Mе0

Mа1-2 P1 Aх0 Mе12

Mа3 P2-3 Aх1-2 Mе11

13 лет

Mа1-2 P1 Aх0 Mе0

Mа2-3 P1-3 Aх1-2 Mе0,12,13

MА3 P3 Aх3 Mе11

14 лет

MА2-3 P2-3 Aх1 Mе0

MА2 P2-3 Aх1-3 Mе12,13,14

MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11

15 лет

MА2-3 P2 Aх1 Mе0,15

MА3 P2-3 Aх2-3 Mе12,13,14

MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11

16 лет

MА2-3 P2-3 Aх2-3 Mе15,16

MА3 P2-3 Aх2-3 Mе12,13,14

MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11

17 лет

MА3 P3 Aх3 Mе15,16

MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11

MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11


 

Приложение

Приказ № 60 от 14.03.95 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов.”

Введение

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской и острой социальной проблемой.

Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского  обеспечения детей в образовательных учреждениях” (приложение № 1 к приказу). Данным положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.*

а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет - 7.

б) 3 обязательных этапа с профилактическом осмотре: доврачебный, педиатрический, специализированный.

в) организация осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе).

ПОЛОЖЕНИЕ* о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения

Переломные возрастные периоды

Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование)

Врачебно-педагогический этап

Специализированный этап

   

педиатр

педагог, психолог

 

Перед поступлением в дошкольное учреждение

Средний медработник лечебно-профилактического учреждения

Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного  обследования. Распределение по группам здоровья.

Рекомендации по ремонту адаптации в школьном учреждении

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, логопед (с 3-х лет), по показаниям психиатра и другие специалисты

За год до поступления в школу

Средний медработник школьного учреждения

Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования

Определение функциональной готовности к обучению в школе

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям логопеда, психиатр.

 

Медико-педагогическая коррекция

 

Перед поступлением в школу

Средний медработник дошкольного учреждения

Осмотр с анализом данных скрининг теста и лабораторного обследования. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой

Определение функциональной готовности к школе

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед

Конец первого года обучения

Средний медработник школы

Рекомендации для оздоровления в летние каникулы

Оценка адаптации  к обучению в школе, рекомендации на каникулы

-“-

Переход к предметному обучению

-“-

Оценка нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка  и соответствие паспортному

Оценка адаптации

-“- и гинеколог

 

Профессиональная ориентация

 

Пубертатный период

-“-

Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей дошкольного возраста в военкоматы

Педагог, психолог.

Врачебно-профессиональная консультация

 

Перед окончанием образовательного учреждения - 10-11-ый класс (16-17 лет)

Средний медработник школы

Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы

Педагог, психолог .

Врачебно-профессиональная консультация

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог


Примечание:

в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая  тестовую оценку физической подготовки и развития.  Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;

скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями “Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов”;

детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении.

дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методиками рекомендациями.

* Приложение 1 к приказу  Минздрава Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации 30.06.92 № 186/272

Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет

(Скрининг и лабораторные  обследования)

Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе

№№ п/п

Вид деятельности*

Затраты времени на обследование 1 ребенка

1.

Суммирование результатов анкетного теста

1 мин.

2.

Определение роста и массы тела

1 мин

3.

Оценка физического развития с помощью таблицы

20 сек

4.

Измерение АД с корректировкой цифр с помощью специальной таблицы (у школьников)

50 сек.

5.

Плантография (получение отпечатка стоп, оценка плантограммы)

1 мин.

6.

Определение остроты зрения

30 сек.

7.

Исследование тестом Малиновского

30 сек.

8.

Исследование бинокулярного зрения

10 сек

9.

Исследование слуха с помощью шепотной речи

30 сек.

10.

Определение сахара и белка в моче

1 мин.

11.

Оформление документации тестового обследования

2 мин.

12.

Вспомогательная работа (контроль за сбором мочи, беседа с ребенком в процессе обследования и др.)

1 мин.10 сек.


 

* Объем исследований зависит  от возраста детей (см. табл.)

Дополнительная информация

Подробное описание каждого теста базовой скрининг-программы и принципов организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в методическом пособии “Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы” (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения  РФ  в 1992 г.

Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового обследования для детей дошкольного и школьного возраста

Возраст в годах

Исследования

       

опорно-двиг. аппарат

органы зрения

     
 

Анкетный тест

Физического развития

Артериал. давления

Определение осанки

Определение стопы

Определение остр. зрения

Определение пред. миопии

Определение бинокул. зрения

Органы слуха: шепот. речь

Определение белка в моче

Определение глюкозы в моче

3***

+

+

 

или+

+

+

   

+

+

+

4

 

+

 

+

     

+

     

5***

+

+

 

+

+

+

     

+

+

6

 

+

 

или+

   

или+

или

     

7***

+

+

+

+

+

+

+

 

или+

+

+

8

 

+

+

         

+

   

9

 

+

+

 

+

   

+

 

+

+

10***

+

+

+

+

 

+

         

11

 

+

+

 

+

       

+

+

12

 

+

+

               

13

 

+

+

 

+

+

     

+

+

14***

+

+

+

+

             

15

 

+

+

 

+

       

+

+

16

 

+

+

   

+

         

17***

+

+

+

 

+

+

     

+

+

Информация о работе Гигиена детей и подростков