Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Оценка физического развития по методу индексов
Весо-ростовой |
Жизненный показатель |
Силовой |
Пропорциональности развития грудной клетки |
Пропорциональности телосложения |
Крепость телосложения | |
нормы |
М 350-400 г/см |
65-70 мл/кг |
70-80% |
+5,8 см |
9,5 см |
10 -крепкое 10-20 - хорошее |
нормы |
Ж 325-375 г/cм |
65-60 мл/кг |
50-60% |
+3,3 см |
12,5 см |
21-25 - среднее 26-35 - слабое 36 - очень слабое |
График, для определения паспортного возраста детей с 3 до 7 лет и свыше 7 лет
Таблица 5
Развитие постоянных зубов (“зубной возраст”) у мальчиков и девочек.
Паспортный возраст |
Зубная зрелость по отношению к паспортному возрасту | |||||
мальчики |
девочки | |||||
отстает |
соответствует |
опережает |
отстает |
соответствует |
опережает | |
7 |
6 7 и мен. |
10 8-11 |
12 12 и бол. |
6 6 и мен. |
10 7-11 |
12 12 и бол. |
8 |
8 8 и мен. |
12 9-13 |
14 14 и бол. |
9 9 и мен. |
12 10-13 |
14 14 и бол. |
9 |
10 10 и мен. |
13 11-16 |
19 17 и бол. |
10 11 и мен. |
13 12-17 |
19 18-28 |
10 |
12 12 и мен. |
14 13-21 |
24 22 и бол. |
12 12 и мен. |
17 13-23 |
24 24-28 |
11 |
15 15 и мен. |
19 16-25 |
28 26-28 |
16 16 и мен. |
22 17-25 |
28 26-28 |
12 |
19 19 и мен. |
26 20-28 |
29 и бол. |
20 21 и мен. |
26 22-28 |
29 и бол. |
13 |
24 24 и мен. |
28 26-28 |
29 и бол. |
24 24 и мен. |
28 26-28 |
29 и бол. |
14 |
26 26 и мен. |
28 27-28 |
29 и бол. |
26 26 и мен. |
28 27-28 |
29 и бол. |
15 |
26 27 и мен. |
28 28 |
29 и бол. |
26 27 и мен. |
28 28 |
29 и бол. |
16 |
26 27 и мен. |
28 28 |
29 и бол. |
26 27 и мен. |
28 28 |
29 и бол. |
17 |
26 27 и мен. |
28 28 |
29 и бол. |
26 27 и мен. |
28 28 |
29 и бол. |
Таблица 6.
Степень полового созревания мальчиков и девочек по вторичным половым признакам.
Паспортный возраст |
Половое созревание по отношению к паспортному возрасту | ||||
отстает |
соответствует |
опережает | |||
Мальчики | |||||
10 лет |
Vо Pо Lо Aхо Fо |
Vо Pо Lо Aхо Fо |
V1 P1 Lо Aхо Fо | ||
11 лет |
Vо Pо Lо A хо Fо |
V0-1 Р 0-1 Lо А хо Fо |
V1 P0-1 Lо A0-1 Fо | ||
12 лет |
Vо Pо Lо Aхо Fо |
V0-1 P0-2 Lо Aх0-1 Fо |
V1-2 P1-3 L1 Aх0-1 Fо | ||
13 лет |
V0-1 P0-1 Lо Aхо Fо |
V1-2 P1-3 L0-1 Aх0-1 Fо |
V2 P2-3 L0-1 Aх1-2 Fо | ||
14 лет |
V0-1 P0-2 Lо Aх0-1 Fо |
V1-2 P1-3 L0-1 Aх0-2 F0-1 |
V2 P3-4 L2 Aх2-3 F1 | ||
15 лет |
V0-2 P0-2 L0-1 Aх0-2 Fо |
V1-2 P3 L2 Aх1-2 F1-2 |
V2 P3-4 L2 Aх2-3 F1-2 | ||
16 лет |
V1 P2-3 L0-1 Aх0-1 F0-1 |
V2 P3-4 L 1-2Aх 2-3 F1-2 |
V 2 P 3-4 L 1-2A х2-3 F1-2 | ||
17 лет |
V1 P2 L0-1 Aх 0-1 F0-1 |
V2 P3-4 L1-2 Aх2-3 F1-2 |
V2 P3-4 L1-2 Aх2-3 F1-2 | ||
Девочки | |||||
9 лет |
MАо Pо Aхо Mе0 |
MАо Pо Aхо Mе0 |
MА1 P0-1 Ах0 Mе0 | ||
10 лет |
MА0 Pо Aхо Mе0 |
MА0-1 P0-1 Aх0 Mе0 |
MА1-3 P1-2 Aх0-1 Mе0 | ||
11 лет |
MА0 Pо Aх0 Mе0 |
MА0-1 P0-1 Aх0 Mе0 |
MА2-3 P1-3 Aх1-2 Mе11 | ||
12 лет |
MА0-1 P0-1 Aх0 Mе0 |
Mа1-2 P1 Aх0 Mе12 |
Mа3 P2-3 Aх1-2 Mе11 | ||
13 лет |
Mа1-2 P1 Aх0 Mе0 |
Mа2-3 P1-3 Aх1-2 Mе0,12,13 |
MА3 P3 Aх3 Mе11 | ||
14 лет |
MА2-3 P2-3 Aх1 Mе0 |
MА2 P2-3 Aх1-3 Mе12,13,14 |
MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11 | ||
15 лет |
MА2-3 P2 Aх1 Mе0,15 |
MА3 P2-3 Aх2-3 Mе12,13,14 |
MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11 | ||
16 лет |
MА2-3 P2-3 Aх2-3 Mе15,16 |
MА3 P2-3 Aх2-3 Mе12,13,14 |
MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11 | ||
17 лет |
MА3 P3 Aх3 Mе15,16 |
MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11 |
MА3-4 P3-4 Aх3 Mе11 |
Приложение
Приказ № 60 от 14.03.95 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов.”
Введение
Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской и острой социальной проблемой.
Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях” (приложение № 1 к приказу). Данным положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.*
а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет - 7.
б) 3 обязательных этапа с профилактическом осмотре: доврачебный, педиатрический, специализированный.
в) организация осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе).
ПОЛОЖЕНИЕ* о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения
Переломные возрастные периоды |
Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование) |
Врачебно-педагогический этап |
Специализированный этап | |
педиатр |
педагог, психолог |
|||
Перед поступлением в дошкольное учреждение |
Средний медработник лечебно-профилактического учреждения |
Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение по группам здоровья. |
Рекомендации по ремонту адаптации в школьном учреждении |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, логопед (с 3-х лет), по показаниям психиатра и другие специалисты |
За год до поступления в школу |
Средний медработник школьного учреждения |
Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования |
Определение функциональной готовности к обучению в школе |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям логопеда, психиатр. |
Медико-педагогическая коррекция |
||||
Перед поступлением в школу |
Средний медработник дошкольного учреждения |
Осмотр с анализом данных скрининг теста и лабораторного обследования. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой |
Определение функциональной готовности к школе |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед |
Конец первого года обучения |
Средний медработник школы |
Рекомендации для оздоровления в летние каникулы |
Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы |
-“- |
Переход к предметному обучению |
-“- |
Оценка нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка и соответствие паспортному |
Оценка адаптации |
-“- и гинеколог |
Профессиональная ориентация |
||||
Пубертатный период |
-“- |
Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей дошкольного возраста в военкоматы |
Педагог, психолог. Врачебно-профессиональная консультация |
|
Перед окончанием образовательного учреждения - 10-11-ый класс (16-17 лет) |
Средний медработник школы |
Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы |
Педагог, психолог . Врачебно-профессиональная консультация |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог |
Примечание:
в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;
скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями “Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов”;
детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении.
дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методиками рекомендациями.
* Приложение 1 к приказу Минздрава Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации 30.06.92 № 186/272
Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет
(Скрининг и лабораторные обследования)
Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе
№№ п/п |
Вид деятельности* |
Затраты времени на обследование 1 ребенка |
1. |
Суммирование результатов анкетного теста |
1 мин. |
2. |
Определение роста и массы тела |
1 мин |
3. |
Оценка физического развития с помощью таблицы |
20 сек |
4. |
Измерение АД с корректировкой цифр с помощью специальной таблицы (у школьников) |
50 сек. |
5. |
Плантография (получение отпечатка стоп, оценка плантограммы) |
1 мин. |
6. |
Определение остроты зрения |
30 сек. |
7. |
Исследование тестом Малиновского |
30 сек. |
8. |
Исследование бинокулярного зрения |
10 сек |
9. |
Исследование слуха с помощью шепотной речи |
30 сек. |
10. |
Определение сахара и белка в моче |
1 мин. |
11. |
Оформление документации тестового обследования |
2 мин. |
12. |
Вспомогательная работа (контроль за сбором мочи, беседа с ребенком в процессе обследования и др.) |
1 мин.10 сек. |
* Объем исследований зависит от возраста детей (см. табл.)
Дополнительная информация
Подробное описание каждого теста базовой скрининг-программы и принципов организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в методическом пособии “Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы” (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 г.
Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового обследования для детей дошкольного и школьного возраста
Возраст в годах |
Исследования | ||||||||||||||||
опорно-двиг. аппарат |
органы зрения |
||||||||||||||||
Анкетный тест |
Физического развития |
Артериал. давления |
Определение осанки |
Определение стопы |
Определение остр. зрения |
Определение пред. миопии |
Определение бинокул. зрения |
Органы слуха: шепот. речь |
Определение белка в моче |
Определение глюкозы в моче | |||||||
3*** |
+ |
+ |
или+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
5*** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
6 |
+ |
или+ |
или+ |
или |
|||||||||||||
7*** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
или+ |
+ |
+ | |||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
10*** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||
12 |
+ |
+ |
|||||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
14*** |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
17*** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |