Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

В течение многих десятилетий для оценки физического развития широко применялся метод индексов. Индексы представляли собой  соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах. При  соответствии индексов исследователи исходили из ------------ , что форма тела у людей геометрически подобны друг другу и что размеры тела человека изменяются строго пропорционально. Очевидная ошибочность метода индексов проявлялась с установлением закона неравномерности увеличения отдельных  размеров тела (гетероморфность) и как метод оценки физического развития он считается пройденным  путем в науке.

На смену индексам пришел профиль физического развития, предложенный в 1910 г. русским санитарным врачом И.И. Моллесоном. Однако формула Моллесона содержала ряд недостатков, главным из которых было отсутствие взаимообусловленной связи между признаками, входящими в формулу.

В настоящее время наиболее распространенным методом оценки физического развития индивидуума являются метод корреляции (по шкалам регрессии) и метод непараметрической статистики (центильный анализ).

Методика оценки физического развития индивидуума по шкалам регрессии.

Основной смысл этого метода сводится к выделению в качестве независимого и, следовательно, наиболее важного признака физического развития - длины тела.

Масса и окружность грудной клетки как производная длины тела. Оба эти показателя увязываются  с длиной тела при помощи парной корреляции, хотя в последние годы появляется все больше работ, использующих ----------------- корреляцию этих  показателей физического развития.  За мерило изменчивости принимаются: у длины тела - итоговое среднее квадратическое отклонение (Q), у массы  и окружности грудной клетки - частое квадратичное отклонение (Q2). Получение в процессе регрессивного анализа показателя коэффициента регрессии (Rу  Х) позволяет  рассчитать для каждой возрастно-половой группы оценочные таблицы физического развития, поскольку коэффициент регрессии определяет пределы изменения массы окружности грудной клетки при изменении длины тела на 1 см.

Наиболее дискутабельным на сегодня является вопрос интерпретации полученных показателей физического развития индивидуума, поскольку единой оценочной схемы на сегодня нет. Выделяется 5 степеней физического развития детей и подростков, причем, I-II-III степени устанавливаются из корреляционных соотношений показателей роста и окружности грудной клетки в паузе. IV  и V степени физического  развития устанавливаются лишь по значениям роста индивидуума, захватывая крайние его варианты: низкий и очень низкий (1 класс и ниже) и очень высокий (выше 5 класса). В отдельных вариантах роста (1-2-3-4-5 классы) ведущим критерием оценки степени и гармоничности физического развития служит не выраженность каждого признака (роста, массы, окружности грудной клетки) сама по себе, а степень их взаимосвязи, пропорциональности. В этом главная отличительная черта шкал регрессии как метода оценки физического развития.

Следует отметить, что метод корреляции (метод шкал регрессии) может быть применен только в условиях нормального распределения коррелируемых признаков), т.е. когда кривая распределения симметрична по отношению к средней арифметической величине признака.

В случае нормального распределения количества случаев с меньшими по отношению к медиане (Му) показателям (а) равно количеству случаев с большими показателями (б), т.е. а = Б. Как показали исследования, антропометрические признаки, в том числе длина тела, масса, окружность груди и др., располагаются по кривым близким к нормальным (М.В. Игнатьев). Это дает право считать, что связь между ними прямолинейна.

 

Классы роста

-2dR

-1dR

ÿ

+1dR

+2dR

-3dR

-2dR

-1dR

ÿ

+1dR

+2dR

+3dR

1

IV степень

 

IV степень

2

                       

3 III ст.

II ст.

I ст.

 

II ст.

III ст.

III ст.

II ст.

 

I ст.

 

II ст.

III ст.

4

                       

5

                       
 

V степень

 

V степень

 

а) дошкольники

 

б) школьники


 

Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие (1 степень) - индивидуумы 2-3-4-5- классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки в пределах:

М ± 1

 

 

-1   

М

+ 2


 

Ухудшенное, дисгармоничное физическое развитие (II степень) - индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы 1 степени на 1.

Плохое, дисгармоничное физическое развитие (III степень) - индивидуумы 2-3- 4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы II степени физического развития.

Общая задержка (отсталость) физического развития (IV cтепень)  индивидуумы с “низким” (1 класс) и “очень низким” ниже (1 класса) ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Опережение в физическом развитии (V степень) - индивидуумы с “очень высоким” (выше V класса) ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки.

Но, такой вывод справедлив лишь в отношении преимущественно взрослого населения, что же касается детей, то у них наблюдается правосторонняя асимметрия и плосковершинность кривых распределения зависимых признаков (б, а) т. е. количество случаев, превышающих значение медианы, больше, чем отстающих от нее.

 

Кривая нормального распределения признаков


 

 

 

              а в

               Му


Кривая распределения антропометрических признаков у детей


 

 

 

                а в

                Му


В этих условиях пользоваться обычными параметрами корреляции было бы рискованно.

Такое развитие зависимостей антропометрических показателей у детей вполне естественно, так как детский организм, находясь в периоде роста, в разные отрезки времени растет неодинаково (гетерохронно). Если отрезки времени будут значительными, то и различия в процессах роста  между начальными и конечными их стадиями будут большими. Они будут меньше, если взятые отрезки времени будут меньше. В соответствии с этим возникает вопрос, не является ли указанное правостороннее отклонение от   нормального распределения признаков у детей результатом несоответствия их биологического и паспортного возрастов? Положительный ответ на этот вопрос дают исследования Д.И. Арон, М.И. Корсунской, М.В. Игнатьева и др.

Для устранения ненормального распределения признаков у детей дошкольного возраста необходимо уменьшить их возрастные диапазоны стандарта и разработку морфологических признаков проводить не по годичному, а по более дробному интервалу. Учитывая, что чем моложе детский организм, тем интенсивность протекания в нем процессов роста и развития выше, дробность возрастных  интервалов стандарта физического развития у детей до 1 года устанавливается в  1 мес., от 1 года до 3- лет - 3 месяца, от 3-х до 7 лет - 6 месяцев, у школьников - 1 год.

“Сглаживание” асимметрии у школьников достигается расширением оптимальных границ веса и окружности груди до Му + 2sR.

При оценки физического развития поочередно выставляют степень физического развития для соотношения длины и массы тела, затем длины окружности грудной клетки, а затем выводят общую оценку по худшему оценочному показателю.

II-III степень физического  развития индивидуума может быть  обусловлена опережением или отставанием значений массы и  окружности грудной клетки по отношению к данным стандартам. В итоговом символе, обозначающем степень физического развития, отставание или опережение массы отмечается знаком “-“ или “+”  перед цифрой символа (+ -II; + III), а отставание или опережение окружности грудной клетки - такими же знаками после цифры символа (II+- III +-)

Если масса и окружность грудной клетки находятся в противоположных  по знаку оценочных группах (один показатель отстает, другой - превышает значение нормы, физическое развитие оценивается как атипичное  или резко дисгармоничное.

Дисгармоничность - это несоответствие стандарту одного из антропометрических показателей, поэтому физическое развитие II и III степени всегда дисгармонично. Однако, даже при дисгармоничном физическом развитии, может сохраняться пропорциональность между антропометрическими показателями. Поэтому дисгармоничность и диспропорциональность не являются синонимами.

Центральный метод оценки физического развития детей и подростков.

Центральный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением  любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает  оценку  в сторону занижения или завышения нормы. Обязательным условием центильного метода, равно как и регрессивного, является достаточно большое число наблюдений по каждому  признаку (не менее 100 наблюдений). Тем самым, обеспечивается достаточность последующих индивидуальных оценок.

Центильный метод, как и регрессионный, является строго региональным, а потому использование в наших условиях московских, горьковских и др. центильных таблиц является грубым искажением истинных показателей  физического развития детей и подростков.

Сущность центильного метода заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности. Размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы (рис.5). Центральной тенденцией упорядоченного ряда является 50-й центиль (меридиана).

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

3-й

 

10-й

 

25-й

 

50-й

 

75-й

 

90-й

 

97-й

 

<

112,0

 

112,5-

 

116,5

 

120,5

 

124,5

 

126,5-

 

129,5

 

>

131,5

   

116,0

 

120,0

 

124,0

 

126,0

 

129,0

 

131,0

   

Рис.5 Размещение центильных интервалов в ряду показателей роста мальчиков 5 лет

Обычно, для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й и 97-й.

3-й центиль - это величина  исследуемого признака, меньше которой  он наблюдается в 3% вариант выборки. Величина признака меньше 10-го  центиля встречается у 10% вариантов  выборки и т.д. Промежутки между  центильными вероятностями получили  название центильных интервалов (“коридоров”, “каналов”). Выделяют 8 неодинаковых по величине центральных интервалов, каждый из которых получил свое наименование как оценка соответствующей величины анализируемого признака.

1-й интервал включает  величины до центильной вероятности, равной 3%. Показатели, попадающие в 1-й интервал, оценивают как  очень низкие.

2-й интервал включает  величины между 3-м и 10-м центилями, показатели расцениваются как низкие.

3-й интервал включает  величины между 10-м и 25-м центилями, эти показатели расцениваются как сниженные.

Информация о работе Гигиена детей и подростков