Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
В течение многих десятилетий для оценки физического развития широко применялся метод индексов. Индексы представляли собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах. При соответствии индексов исследователи исходили из ------------ , что форма тела у людей геометрически подобны друг другу и что размеры тела человека изменяются строго пропорционально. Очевидная ошибочность метода индексов проявлялась с установлением закона неравномерности увеличения отдельных размеров тела (гетероморфность) и как метод оценки физического развития он считается пройденным путем в науке.
На смену индексам пришел профиль физического развития, предложенный в 1910 г. русским санитарным врачом И.И. Моллесоном. Однако формула Моллесона содержала ряд недостатков, главным из которых было отсутствие взаимообусловленной связи между признаками, входящими в формулу.
В настоящее время наиболее распространенным методом оценки физического развития индивидуума являются метод корреляции (по шкалам регрессии) и метод непараметрической статистики (центильный анализ).
Методика оценки физического развития индивидуума по шкалам регрессии.
Основной смысл этого метода сводится к выделению в качестве независимого и, следовательно, наиболее важного признака физического развития - длины тела.
Масса и окружность грудной клетки как производная длины тела. Оба эти показателя увязываются с длиной тела при помощи парной корреляции, хотя в последние годы появляется все больше работ, использующих ----------------- корреляцию этих показателей физического развития. За мерило изменчивости принимаются: у длины тела - итоговое среднее квадратическое отклонение (Q), у массы и окружности грудной клетки - частое квадратичное отклонение (Q2). Получение в процессе регрессивного анализа показателя коэффициента регрессии (Rу Х) позволяет рассчитать для каждой возрастно-половой группы оценочные таблицы физического развития, поскольку коэффициент регрессии определяет пределы изменения массы окружности грудной клетки при изменении длины тела на 1 см.
Наиболее дискутабельным на сегодня является вопрос интерпретации полученных показателей физического развития индивидуума, поскольку единой оценочной схемы на сегодня нет. Выделяется 5 степеней физического развития детей и подростков, причем, I-II-III степени устанавливаются из корреляционных соотношений показателей роста и окружности грудной клетки в паузе. IV и V степени физического развития устанавливаются лишь по значениям роста индивидуума, захватывая крайние его варианты: низкий и очень низкий (1 класс и ниже) и очень высокий (выше 5 класса). В отдельных вариантах роста (1-2-3-4-5 классы) ведущим критерием оценки степени и гармоничности физического развития служит не выраженность каждого признака (роста, массы, окружности грудной клетки) сама по себе, а степень их взаимосвязи, пропорциональности. В этом главная отличительная черта шкал регрессии как метода оценки физического развития.
Следует отметить, что метод корреляции (метод шкал регрессии) может быть применен только в условиях нормального распределения коррелируемых признаков), т.е. когда кривая распределения симметрична по отношению к средней арифметической величине признака.
В случае нормального распределения количества случаев с меньшими по отношению к медиане (Му) показателям (а) равно количеству случаев с большими показателями (б), т.е. а = Б. Как показали исследования, антропометрические признаки, в том числе длина тела, масса, окружность груди и др., располагаются по кривым близким к нормальным (М.В. Игнатьев). Это дает право считать, что связь между ними прямолинейна.
Классы роста |
-2dR |
-1dR |
ÿ |
+1dR |
+2dR |
-3dR |
-2dR |
-1dR |
ÿ |
+1dR |
+2dR |
+3dR |
1 |
IV степень |
IV степень | ||||||||||
2 |
||||||||||||
3 III ст. |
II ст. |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
III ст. |
II ст. |
I ст. |
II ст. |
III ст. | |||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
V степень |
V степень | |||||||||||
а) дошкольники |
б) школьники |
Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие (1 степень) - индивидуумы 2-3-4-5- классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки в пределах:
М ± 1 |
|
-1 |
М |
+ 2 |
Ухудшенное, дисгармоничное физическое развитие (II степень) - индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы 1 степени на 1.
Плохое, дисгармоничное физическое развитие (III степень) - индивидуумы 2-3- 4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы II степени физического развития.
Общая задержка (отсталость) физического развития (IV cтепень) индивидуумы с “низким” (1 класс) и “очень низким” ниже (1 класса) ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Опережение в физическом развитии (V степень) - индивидуумы с “очень высоким” (выше V класса) ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки.
Но, такой вывод справедлив лишь в отношении преимущественно взрослого населения, что же касается детей, то у них наблюдается правосторонняя асимметрия и плосковершинность кривых распределения зависимых признаков (б, а) т. е. количество случаев, превышающих значение медианы, больше, чем отстающих от нее.
Кривая нормального распределения признаков
а в
Му
Кривая распределения антропометрических признаков у детей
а в
Му
В этих условиях пользоваться обычными параметрами корреляции было бы рискованно.
Такое развитие зависимостей антропометрических показателей у детей вполне естественно, так как детский организм, находясь в периоде роста, в разные отрезки времени растет неодинаково (гетерохронно). Если отрезки времени будут значительными, то и различия в процессах роста между начальными и конечными их стадиями будут большими. Они будут меньше, если взятые отрезки времени будут меньше. В соответствии с этим возникает вопрос, не является ли указанное правостороннее отклонение от нормального распределения признаков у детей результатом несоответствия их биологического и паспортного возрастов? Положительный ответ на этот вопрос дают исследования Д.И. Арон, М.И. Корсунской, М.В. Игнатьева и др.
Для устранения ненормального распределения признаков у детей дошкольного возраста необходимо уменьшить их возрастные диапазоны стандарта и разработку морфологических признаков проводить не по годичному, а по более дробному интервалу. Учитывая, что чем моложе детский организм, тем интенсивность протекания в нем процессов роста и развития выше, дробность возрастных интервалов стандарта физического развития у детей до 1 года устанавливается в 1 мес., от 1 года до 3- лет - 3 месяца, от 3-х до 7 лет - 6 месяцев, у школьников - 1 год.
“Сглаживание” асимметрии у школьников достигается расширением оптимальных границ веса и окружности груди до Му + 2sR.
При оценки физического развития поочередно выставляют степень физического развития для соотношения длины и массы тела, затем длины окружности грудной клетки, а затем выводят общую оценку по худшему оценочному показателю.
II-III степень физического
развития индивидуума может
Если масса и окружность грудной клетки находятся в противоположных по знаку оценочных группах (один показатель отстает, другой - превышает значение нормы, физическое развитие оценивается как атипичное или резко дисгармоничное.
Дисгармоничность - это несоответствие стандарту одного из антропометрических показателей, поэтому физическое развитие II и III степени всегда дисгармонично. Однако, даже при дисгармоничном физическом развитии, может сохраняться пропорциональность между антропометрическими показателями. Поэтому дисгармоничность и диспропорциональность не являются синонимами.
Центральный метод оценки физического развития детей и подростков.
Центральный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы. Обязательным условием центильного метода, равно как и регрессивного, является достаточно большое число наблюдений по каждому признаку (не менее 100 наблюдений). Тем самым, обеспечивается достаточность последующих индивидуальных оценок.
Центильный метод, как и регрессионный, является строго региональным, а потому использование в наших условиях московских, горьковских и др. центильных таблиц является грубым искажением истинных показателей физического развития детей и подростков.
Сущность центильного метода заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности. Размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы (рис.5). Центральной тенденцией упорядоченного ряда является 50-й центиль (меридиана).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||||
3-й |
10-й |
25-й |
50-й |
75-й |
90-й |
97-й |
||||||||
< 112,0 |
112,5- |
116,5 |
120,5 |
124,5 |
126,5- |
129,5 |
> 131,5 | |||||||
116,0 |
120,0 |
124,0 |
126,0 |
129,0 |
131,0 |
Рис.5 Размещение центильных интервалов в ряду показателей роста мальчиков 5 лет
Обычно, для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й и 97-й.
3-й центиль - это величина
исследуемого признака, меньше которой
он наблюдается в 3% вариант выборки.
Величина признака меньше 10-го
центиля встречается у 10% вариантов
выборки и т.д. Промежутки между
центильными вероятностями
1-й интервал включает величины до центильной вероятности, равной 3%. Показатели, попадающие в 1-й интервал, оценивают как очень низкие.
2-й интервал включает величины между 3-м и 10-м центилями, показатели расцениваются как низкие.
3-й интервал включает величины между 10-м и 25-м центилями, эти показатели расцениваются как сниженные.