Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

4-й интервал включает  величины между 25% и 50%, а 5-й интервал- между 50% и 75% центильными вероятностями. Величины, попавшие в 4-й и 5-й интервалы, оценивают как средние.

6-й интервал включает  величины между 75-го и 90-го центиля, их оценивают как повышенные.

7-й интервал включает  показатели между 90 и 97% центильными  показателями вероятностями, их оценивают как высокие.

8-й интервал включает  величины выше 97-го центиля, их  оценивают как очень высокие.

При центильном методе величину наблюдаемого признака считают типичной, если она находится в пределах 25-75 центилей. Следовательно, за норматив принимают 50% всех значений анализируемой выборки. При использовании сигмального метода  за норматив принимают интервал М+ - GR в который входит 68,3% всех значений вариационного ряда.

Индивидуальную оценку морфологических и функциональных показателей проводят по одномерным центильным шкалам.

В этих шкалах по каждому признаку указаны 8 центильных интервалов. Одним из преимуществ центильного метода является возможность построения центильных зон одинаковой вероятности в двумерном пространстве признаков. На этом основана оценка гармоничности физического развития детей по соотношению длины и массы тела по центральным двумерным диаграммам.

Оценка гармоничности развития по номограмме оказывается более точной, чем по одномерным центильным шкалам, поскольку в номограмме центильные интервалы массы тела представлены на единицу длины тела школьников. При оценке гармоничности на осях координат находят значение длины и массы тела школьника. Из данных точек восстанавливают перпендикуляры; точка их пересечения в одном из центильных интервалов номограммы соответствует искомому значению массы тела школьника 4-й и 5-й интервалы номограммы характеризуют гармоничное физическое развитие, 3-й и 6-й интервалы - дисгармоничное, 1-2-й , а также 7-й и 8-й - резко дисгармоничное, за счет дефицита или избытка массы тела.

Для окончательной характеристики физического развития необходимо определить уровень длины и массы тела по одномерным центильным шкалам (диаграммам), а затем по номограмме установить степень их соответствия (гармоничность РФ). На основании данной оценки выделяют три группы физического развития.

Физическое развитие

Длина тела, центильные интервалы шкалы

Масса тела, центильные интервалы номограммы

Группа с нормальным физическим развитием

3,4,5,6

4,5

Группа риска

2,7

2,3,4,5,6,7

4,5

3,6

Группа с отклонениями в физическом развитии

1,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,7,8


Определение уровня биологического развития (“биологического возраста”) школьников

Биологический возраст отражает степень созревания различных органов и систем организма в процессе его онтогенетического развития. По степени биологического созревания, школьников одного паспортного возраста, можно разделить на 3 группы:

  1. биологический возраст отстает от паспортного;
  2. биологический возраст соответствует паспортному;
  3. биологический возраст опережает паспортный возраст;

Биологический возраст характеризуется степенью дифференцировки скелета (“костный возраст”). Однако применение этой методики ограничено.

Биологическое созревание мальчиков с паспортным возрастом 6-10 лет, а девочек - 6-9 лет оценивают по длине тела, по годовым прибавкам роста и смене молочных зубов на постоянные. С 11 лет у мальчиков и с 10 лет у девочек, важнейшим критерием морфологического созревания становится степень выраженности вторичных половых признаков.

Для определения биологического возраста оценивают каждый из характеризующих его критериев, а затем, суммируя результаты, относят школьника к одной из вышеуказанных групп. Школьников с отставанием по биологическому созреванию (биологический возраст отстает от паспортного) относят ко II группе здоровья.

Длина тела. При оценке длины тела индивидуальный показатель школьника оценивают по стандартам. Границами нормы принято считать колебания длины тела в пределах М + - Id,  оптимум нормы находится в пределах М - + 0,67d. При оценке по центильному методу эти значения длины тела ограничены 4-м и 5-м интервалами.

По годовые прибавки роста определяются разностью длины тела в годовом интервале.  “Зубной возраст” оценивается по таблице, в которой приведены типичные формулы развития зубов у мальчиков и девочек с 7 до 13 лет. С учетом степени развития, даны порядок смены и предел колебаний зубов. (См. приложение 1)

Степень полового созревания оценивается по таблице, в которой приведены  типичные половые формулы и пределы их колебаний у мальчиков и девочек с различными темпами созревания. (См. руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков под ред. В.Н. -------- с.35-36 и приложение 2).

Комплексная оценка физического развития

Комплексная схема оценки физического развития учитывает как уровень биологического развития, так и морфо-функциональное состояние организма. По данной методике оценку физического развития осуществляют в два этапа.

Первый этап. Устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст) по показателям длины тела, его по годовой прибавки, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менструации у девочек. Погодовые прибавки роста рассчитывают путем определения  разницы в длине тела по сравнению с предыдущим годом

Для оценки используют средние показатели уровня биологического развития мальчиков и девочек по возрастным (приложение стр.  ). Предлагаемые таблицы могут быть использованы м любом районе с поправкой на средний возраст ----------. Например, если по местным стандартам средний возраст --------- не 13, а 14 лет, то таблица  используется со сдвигом всех показателей на 1 год. Как для девочек, так и для мальчиков. Пользуясь этими таблицами, сравнивают данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание. Ведущими показателями биологического развития для младшего школьного возраста являются длина тела и число постоянных зубов; в среднем и старшем возрасте - характеристика по годовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков.

Второй этап включает определение морфо-функционального состояния организма, с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов, как для соматометрических, так и физиометрических показателей.

Морфо-функциональное состояние определяется как хорошее (нормальное), гармоничное - 1 степень; ухудшенное, дисгармоничное - за счет уменьшения или увеличения массы тела окружности грудной клетки - (+-II +-) степень; плохое дисгармоничное по сравнению с возрастными нормами - (+- III+-); IV  степень - общая задержка физического развития; V - опережение физического развития.

Функциональные показатели сравниваются со средними (приложение 9, стр. 36), что позволяет установить соответствие возрастным нормам. Например: девочка 13 лет, имеет длину тела 144 см, массу тела - 29 кг, окружность груди - 62 см, за год длина тела увеличилась на 3 см; вторичные половые признаки - АХоРIМаI, ---------- отсутствует; число постоянных зубов - 24; ЖЕЛ - 2100 мм; сила  правой кисти - 20 кг, левой - 18 кг.

Последовательность  работы следующая: 1) по таблице находим, что длине тела, по годовой прибавки степень развития вторичных половых признаков и числу постоянных зубов уровень биологического развития девочки отстает от паспортного на 2 года, (соответствует II годам); 2) по шкале регрессии оцениваем морфо-функциональное состояние, которое относится к ухудшенному, дисгармоничному физическому развитию за счет уменьшения массы тела и окружности грудной клетки обозначается - (-II-);  3) далее оцениваем функциональные показатели, используя стандарты ЖЕЛ и силы сжатия кисти; 4) устанавливаем, что показатели ЖЕЛ и силы сжатия  кисти у девочек ниже возрастной нормы; 5) производим комплексную оценку физического развития: физическое развитие ухудшенное, дисгармоничное, отстает от возраста.

Оценка физического развития коллектива детей

Физическое развитие, как показатель здоровья, и как показатель эффективности проводимой среди детей оздоровительной работы, приобретает информативную ценность лишь при его оценке в целом обследуемого коллектива.

В научных антропологических исследованиях, оценка физического развития контингента, проводится путем выведения средних арифметических значений, исследуемых антропометрических параметров с их сопутствующими статистическими характеристиками (G,m  и др.) и последующего сравнения их с региональными стандартами физического развития.

В практике мониторинга здоровья оценка физического развития коллектива, (как, кстати, и здоровья, дается  по удельному весу детей с различными степенями физического развития (группами здоровья) в обследованном коллективе.

Хорошим физическим развитием характеризуется коллектив, 70% членов которого имеют I степень физического развития.

Достоверность различий средних величин определяется путем расчета критерия t по формуле:

t = -----------------

где:

М1 и М2 - средние арифметические ------------

m1  и  m2 - ошибки средних  арифметических

Полученный критерий t  оценивается следующим образом, если t >  = 2, то различие средних величин достоверны, если t < 2 -  различие их недостоверны (Р < 0,05).

Самостоятельная работа студентов.

Проведите антропометрическое обследование (соматометрию, соматоскопию и физиометрию).

Заполните карту физического развития.

Оцените достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности, используя метод шкал регрессии, комплексную оценку физического развития.

Решите ситуационные задачи.

Оцените организацию и порядок проведения медицинского осмотра на основе ситуационной задачи, используя приказ № 60 от 14.03.95 г. “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров у детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов.

Вопросы для контроля по теме: “Методы изучения физического развития  детей и подростков”

  1. Перечислите биологические законы, отражающие процессы роста и развития.
  2. В чем проявляется неравномерность течения процессов роста и развития организма?
  3. В чем проявляется гетерохронность (неодновременность) роста и развития?
  4. Назовите половые различия в протекании процессов роста и развития организма.
  5. Обоснуйте закон биологической надежности индивидуального развития организма.
  6. Что понимается под физическим развитием детей и подростков?
  7. От чего зависит интенсивность изменения показателей физического развития?
  8. С какой целью проводится изучение физического развития детей?
  9. Динамика исследований по изучению физического развития в СССР.
  10. Что понимается под акселерацией роста и развития?
  11. Какие показатели характеризуют акселерацию?
  12. В чем проявляется акселерация?
  13. Что такое секулярный тренд?
  14. Перечислите теорию акселерации.
  15. Генетическая гипотеза акселерации (гетерозис).
  16. Чем объясняется более завершение роста и достижение дефенитичных его показателей?
  17. Задачи ГДиП, выдвинутые акселерацией роста и развития.
  18. Основные морфологические и функциональные признаки, используемые для изучения физического развития.
  19. Морфологические (соматометрические) признаки физического развития.
  20. Какие инструменты используются для определения длины тела обследуемого?
  21. Методы определения длины тела с помощью деревянного ростомера.
  22. Методика определения роли детей до 2-х лет.
  23. Какие точки соприкосновения с вертикальной шкалой ростомера при измерении роста?
  24. Как и чем определяется рост сидя у детей?
  25. Какие точки соприкосновения с вертикальной школой ростомера при измерении роста сидя?
  26. Как определяется масса тела ребенка с помощью чашечных весов, точность измерения?
  27. Как определяется масса тела ребенка с помощью медицинских весов?
  28. Как измеряется окружность головы?
  29. Как измеряется окружность груди?
  30. Какие антропометрические показатели относятся к функциональным, физиометрическим?
  31. Как и чем определяется жизненная емкость легких, единицы измерения?
  32. Как и чем определяется мышечная сила кисти, единица измерения?
  33. Перечислите описанные признаки (соматоскопические) физического развития.
  34. Методы определения боковых искривлений позвоночника.
  35. Какие наблюдаются деформации позвоночника?
  36. Какие нарушения осанки встречаются?
  37. Чем характеризуется лордотическая осанка?
  38. Чем характеризуется кифотическая осанка?
  39. Какие искривления называются сколиозом?
  40. Величина изгибов позвоночника при нормальной осанке.
  41. Нормальные и патологические формы грудной клетки.
  42. Какие формы ног вы знаете и чем они характеризуются?
  43. Как определяется форма ног при обследовании?
  44. Методы определения плоскостопия.
  45. Чем характеризуется уплощение стопы? Формы стопы.
  46. Степень оценки развития мускулатуры, их характеристика.
  47. Методика оценки степени жироооотложения.
  48. Показатели, характеризующие развитие вторичных половых признаков у девочек и мальчиков.
  49. От каких показателей здоровья зависит физическое  развитие?
  50. Особенности углубленных медицинских осмотров при изучении физического развития.
  51. Индивидуализирующий метод изучения физического развития.
  52. Генерализирующий метод изучения физического развития.
  53. Вопросы для контроля по теме: “Методы оценки физического развития индивидуума и коллектива”
  54. Что понимается под физическим развитием детей и подростков?
  55. С какой целью  проводится изучение физического развития?
  56. Что такое возрастные стандарты физического развития?
  57. Для чего необходимы стандарты?
  58. Региональные стандарты физического развития, требования к их разработке.
  59. Зональные стандарты физического развития.
  60. Как часто проводится исследование физического развития детей с целью обновления стандартов?
  61. Какое минимальное количество детей каждой возрастной группы должно быть обследовано с целью разработки стандартов.
  62. Возрастная группировка детей первого года жизни.
  63. Возрастная группировка детей с 1 года до 3-х лет.
  64. Возрастная группировка детей с 3-х до 7 лет.
  65. Возрастная группировка детей от 7 до 18 лет.
  66. Методы оценки физического развития индивидуума.
  67. Метод оценки физического развития по оценочным таблицам - шкалам регрессии.
  68. Достоинства и недостатки метода оценки физического развития по шкалам регрессии.
  69. Что включает в себя комплексная оценка физического развития?
  70. Показатели, характеризующие биологический уровень развития организма.
  71. Метод оценки морфо-функционального состояния организма.
  72. Схема комплексной оценки физического развития.
  73. Методы оценки физического развития коллектива.
  74. Что такое гармоничное физическое развитие?
  75. Что такое дисгармоничное физическое развитие?
  76. Что такое резко дисгармоничное физическое развитие?

Дата

обследования

Возраст

Вес

Длина тела

Окружность

Динамометрия

Спирометрия

Оценка физического развития по методу корреляции

     

стоя

сидя

головы

грудной клетки

становая

кисти

 

показатели

данные

измерений

должные

величины

 по росту

разница

отклонения

           

выдох

пауза

экск.

 

прав.

левая

           
                                   

 

Ф.И.О.

Вес

       

Год месяц число рождения Семейное положение

Окружность грудной клетки в паузе

       

Жилищно-бытовые условия

ЖЕЛ

       

Работает (да, нет)

Занимается спортом (да, нет)

         

Сколько в среднем в день питается

         

Сколько раз в день принимает горячую пищу

         

Имеются ли жалобы на состояние здоровья

         

Информация о работе Гигиена детей и подростков