Гигиена питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:35, доклад

Описание работы

Пищевыми веществами называют такие химические соединения или отдельные элементы, которые необходимы организму для нормального хода его жизненно важных процессов общим свойством белков, жиров и углеводов является их способность удовлетворять энергетические потребности, при этом они отличаются сравнительно высоким уровнем энергии, выделяющейся при воздействии на них пищеварительных ферментов.

Содержание работы

Гигиена питания. Желудочно-кишечные расстройства и их предупреждение (стр. 2)

Белки (стр. 2)

Жиры (стр. 5)

Углеводы (стр. 7)

Гигиеническое значение минеральных веществ и витаминов в питании населения (стр. 8)

Минеральные вещества (стр. 8)

Витамины (стр. 12)

Пищевые отравления (стр. 15)

Энергетическая оценка пищевого рациона (стр. 15)

Острые пищевые отравления немикробной природы (стр. 17)

Пищевые отравления бактериальной природы (стр. 20)

Микотоксикозы (стр. 23)

Список используемой литературы (стр. 25)

Файлы: 1 файл

Гигиена питания.docx

— 103.68 Кб (Скачать файл)

 

Основной обмен - это минимальное  количество энергии, которое необходимо человеку для поддержания жизни  в состоянии полного покоя. Такой  обмен обычно бывает во время сна  в комфортных условиях.

 

Специфическое динамическое действие пищи обусловлено ее перевариванием в желудочно-кишечном тракте человека. Наибольший расход энергии вызывает переваривание белков, которое увеличивает  интенсивность основного обмена обычно на 30-40 процентов. Прием с  пищей жиров повышает основной обмен  на 4-14 процентов, углеводов на 4-7 процентов. Даже чай и кофе вызывают повышение  основного обмена в пределах 8 процентов.

 

Физическая деятельность оказывает существенное влияние  на расход энергии в организме  человека. Чем больше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека.

 

Если масса тела человека больше стандартной, то энерготраты при указанных видах деятельности пропорционально увеличиваются, если меньше - снижаются.

 

Разнообразие - в пищи должен присутствовать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть  веществ, которые не встречаются  в других продуктах.

 

Энергетическая ценность питания зависит от входящих в  его состав белков, жиров и углеводов. Углеводы поставляют преимущественно  энергию, тогда как жиры и особенно белки не только снабжают организм энергией, но и являются необходимым  материалом для обновления клеточных  и субклеточных структур.

 

Какова же приблизительная  суточная потребность взрослого  человека, занимающегося легким физических трудом, в энергетической ценности пищи, в белках, жирах и углеводах? Пищевой рацион должен содержать 80-90 г белков, 100-150 г жиров, 360-400 г углеводов, энергетическая ценность его должна составлять 2750-2800 ккал.

 

Пища человека должна быть разнообразной и включать различные  продукты. Время от времени появляется какое-либо новомодное представление  о вреде то сахара, то соли, то мяса, то продуктов, содержащих большое количество холестерина (яйца). Если свести воедино  все эти «рекомендации», выяснится, что вредно вообще есть что-либо, кроме  чёрного хлеба, и пить что-либо, кроме  воды. Однако многовековой опыт человечества отобрал всё ценное в пище, что  может быть полезным для организма. Рацион должен отвечать следующим требованиям:

 

· Обеспечивать постоянство  массы тела и соответствие её возрастным нормативам (с учётом характера телосложения);

 

· Покрывать все энерготраты организма, обеспечивая необходимые виды деятельности;

 

· Обеспечивать нормальную работу органов пищеварения (для  этого важно правильное соотношение  высококалорийных, малообъемных продуктов  и малокалорийных, содержащих большое  количество клетчатки, стимулирующей  работу кишечника).

 

При этом, как уже говорилось, рацион должен быть, по мере возможности, максимально разнообразным, без  акцента на мучное, жирное, солёное. В зимне-весенний период следует специальное внимание обращать на содержание в пище свежей зелени и овощей (моркови, капусты, которые следует употреблять в сыром виде).

 

Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Каждому знакомо  чувство голода, которое сигнализирует  о том, что организму человека для правильной жизнедеятельности  важно получить новую порцию пищи, несущую истраченные в процессе обмена веществ энергию, пластические вещества, витамины и минеральные  вещества.

 

Необходимо иметь ввиду, что в результате определенной инерции возбуждение пищевого центра аппетита сохраняется еще некоторое время даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением. Следовательно, аппетит надо обязательно принимать во внимание, но при этом не забывать о том, что он может серьезно подвести, если не контролировать количество потребляемой пищи.

 

В основе гигиены питания  лежит режим питания. Он состоит  из трех основных принципов:

 

1. Постоянство приема  пищи по часам суток, предполагает  равномерное потребление пищи  небольшими порциями.

 

2. Максимальное соблюдение  сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен доставлять организму человека белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества в рациональном соотношении.

 

3. Правильное физиологическое  распределение количества пищи  по ее приемам в течении дня. Наиболее полезен такое режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед - несколько более трети и на ужин - менее трети.

 

К режиму питания не следует  относиться как к догме. Меняющиеся жизненные условия могут вносить  в него свои поправки. Более того, некоторые изменения в режим  питания нужно вносить время  от времени специально, с целью  тренировки пищеварительной системы. Однако, как и при тренировки других органов и систем нельзя допускать слишком резких изменения в режиме питания.

 

Гигиена питания  школьников

 

 

Сознательное отношение  к питанию предполагает, что человек  руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но и требованиями гигиены питания.

 

Взрослые, не знакомые с требованиями гигиены питания, склонны перекармливать детей. Постоянно им кажется, что  он слишком «худой». Порою, они прибегают  к уговорам, просьбам и даже наказаниям, чтобы заставить учащегося есть столько, сколько считают нужным они. В результате у ребёнка развивается  невротическое отношение к еде. Прием пиши в этом случае происходит в обстановке скандала и протестов.

 

Учащимся следует принимать  пищу 4 раза в сутки:

 

Первый завтрак - дома в 7.45 - 8.00;

 

Второй , тоже горячий завтрак - в школе, во время большой перемены;

 

Обед - в 13.00 - 14.00, по возвращению  из школы;

 

Полдник - в 16.30 - 17.00, в перерыве между приготовлением домашних заданий;

 

Ужин - не позже, чем за полтора  часа до сна.

 

Учащиеся школ и групп  продлённого дня должны получать в школе, помимо второго завтрака, и обед; в сумме это должно составить  около половины суточного рациона.

 

Основное требование гигиены  питания - прием пищи в строго определённое время. Благодаря этому пища лучше  усваивается, меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В  промежутках между основными  приёмами пищи, детям и подросткам, следует разрешать есть только фрукты.

 

Следует учитывать, что многие физиологические процессы в организме  протекают ритмически, волнообразно. При этом наряду с суточными ритмами есть и ритмы большей продолжительности. Применительно к питанию это проявляется периодическим повышением и снижением аппетита, причём без каких-либо видимых причин. Это вполне естественное явление, и ухудшение аппетита учащегося должно настораживать взрослых лишь в случае, если оно сопровождается какими-либо признаками недомогания, снижением его двигательной и умственной активности.

 

Пища по возможности должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним  видом. Необходимо иметь в виду, что внешний вид, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для хорошего её усвоения.

 

Для того чтобы пища лучше  усваивалась, следует начинать с  тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие (в обед - бульон, наваристый суп).

 

Во время еды не следует  отвлекать учащихся, так как это  снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ.

 

Не следует непосредственно  перед завтраком, обедом и ужином есть что-либо сладкое, так как при  этом аппетит тоже снижается. Питание  преимущественно бутербродами (т.е. хлебом с маслом, сыром, колбасой т.д.) вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок, способствуя развитию хронического воспаления слизистой оболочки - гастрита.

 

При употреблении пищи наскоро, второпях ухудшается её пережевывание, и более грубые её частицы, поступая в желудок, раздражают её слизистую  оболочку. Важно учитывать также, что тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает  весь костно-мышечный аппарат.

 

Слишком горячая пища (температура  пищи свыше 50?С) раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к её хроническому воспалению. Вредна и холодная пища.

 

Острая пища раздражает слизистую  оболочку пищевода и желудка, а также  вредно действует на печень. Эти  продукты нельзя употреблять детям  и подросткам.

 

Организация питания учащихся должна быть чёткой, продуманной и  исключать спешку. Охват их питанием в школе должен быть полным. Соблюдение правил поведение в школьной столовой столь же необходимо, как и в  учебных помещениях. Это касается чистоты, порядка, уважительного отношения  учащихся к продуктам и условиям приема пищи. Следует решительно пресекать  неуважительное отношение к пищи (например, разбрасывание хлеба), небрежность и неаккуратность во время её приема. Необходимо помнить ,что чистота и порядок в таких помещениях школы, как столовая и туалет, намного более достоверный признак качественно поставленной работы, чем красочное оформление вестибюля и коридоров.

 

Возможно, использовать различные  формы организации питания учащихся. При групповых завтраках и  обедах дежурные заблаговременно сервируют  и подают пищу на столы. После её приема учащиеся сами относят использованную посуду к соответствующему отделению  пищеблока или ставят её на специальные  столы. За каждым классом в столовой закрепляется определённое место. Приходят учащиеся в столовую организованно, вместе с классным руководителем, который  следит за их поведением во время приёма пищи. Наряду с этим в школьной столовой может быть буфет, в котором учащиеся покупают холодные закПравила гигиены питания предполагают в первую очередь обращение внимание на те пищевые продукты, которые человек употребляет в пищу, на особенности их хранения и приготовления. При неправильном хранении все продукты питания, рано или поздно, подвергаются порче. Употребление в пищу испорченных продуктов питания человек сознательно подвергает свое здоровье, а иногда и жизнь, огромной опасности. Среди осложнений несоблюдения правил гигиены питания -  пищевые отравления, заболевания инфекционного характера и пр.

 

При строгом следовании правил гигиены питания человек может  исключить огромное количество рисков для своего здоровья, так как нарушение  этих правил неизменно приводит к  негативным последствиям, составляющим угрозу для здоровья и жизни. Основные правила гигиены питания выделяются на основании нескольких принципов, основными из которых являются  - общая гигиена и правила рационального  питания.

 

- перед тем, как есть  сырые овощи  и фрукты, их  следует тщательно помыть;

 

- у каждого пищевого  продукта есть свой срок годности, которого необходимо придерживаться. Если до конца периода годности  остается пара дней, то продукт  лучше выкинуть;

 

- перед питьем водопроводной  воды ее необходимо как следует  прокипятить;

 

- перед едой необходимо  тщательно вымыть руки с мылом.  В процессе еды не есть пищу  руками, не облизывать пальцы  и не обгрызать ногти;

 

- весь кухонный инвентарь,  используемый при приготовлении  пищи, необходимо обеззараживать  специальным средством в воде;

 

- мусор и другие пищевые  отходы должны своевременно устраняться  из кухонного помещения. 

 

Во время принятия пищи нельзя спешить. Прожевывать еду  надо максимально тщательно и  долго. Неправильное пережевывание  пищи приводит к возникновению проблем  с желудочно-кишечным трактом, так  как мало пережеванная еда осложняет  функционирование кишечника и желудка, что может  стать причиной повреждения  этих внутренних органов.

 

Правила гигиены питания  в отношении последовательности блюд и напитков:

 

- начинать трапезу необходимо  с продукта или блюда, которое  содержит  больше воды, а в завершение  можно съесть наименее водянистое.

 

- во время еды лучше  не пить, так как жидкости вымывают  из желудочно-кишечного тракта  полезные ферменты, необходимые  для правильного переваривания  и усвоения пищи;

 

- для максимально эффективного  усвоения минералов и витаминов  следует употреблять в пищу  за один прием сначала овощи,  затем фрукты;

 

- свежие фрукты нельзя  сочетать с продуктами, прошедшими  обработку. Проникновение фруктов  в пищеварительный тракт будет  затруднено, если перед ними съесть  белковые и жировые продукты, а также крахмалы. В противном  случае в кишечнике начнет происходит образование газов, приводящее к нарушению пищеварения.

Информация о работе Гигиена питания