Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА |
Кафедра Государственного и муниципального управления
____________________________
Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. С1313гса __________________ | ||
Руководитель к. с. н. доцент _____________ ___________ | ||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20 г. |
Оценка _________________________
____________ ___________________ подпись
«_____» ________________ 20 г. |
г. Владивосток
2012
Оглавление
Введение 3
1. Теоретико-правовые
основы государственной
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные
принципы и механизмы
1.3 Сущность
реформирования и модернизации
здравоохранения на
2. Анализ
реализации государственной
2.1 Анализ
состояния сферы
2.2 Анализ
финансирования сферы
2.3 Анализ
организационно-управленческих
2.4 Перспективы
развития здравоохранения в РФ
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
Здравоохранение всегда занимало очень важную нишу в социальной жизни общества. В настоящее время, это одна из самых значимых и перспективных сфер потребности человека. И государство имеет весьма существенную роль в ее развитии.
Современный этап реализации отечественной системы здравоохранения, в первую очередь, характеризуется процессом ее реформирования, финансирования и модернизации.
В ходе проводимой реформы,
вся система здравоохранения
переживает серьезные организационно-
Не смотря на это, возникают трудности функционирования системы здравоохранения: страдает качество медицинской помощи населения; увеличивается количество заболевающих социально опасного характера; все так же присутствует рост смертности и уменьшение рождаемости. Всё это обусловлено посредственным отношением государства к охране здоровья; слабой профилактикой лечения населения; неравномерным финансированием медицинских учреждений; качеством бесплатных медицинских услуг. Так же, на систему здравоохранения влияет не четкая и не последовательная политика государства, должным образом не подкрепленная в правовом, организационном и финансовом отношении, в то время как от правильно определенных направлений государственной политики и результата работы органов государственного управления зависит эффективность системы здравоохранения в целом, а следовательно здоровье граждан Российской Федерации в частности.
Отрасль здравоохранения в России долгий период времени была без должного надзора , важнейшие преобразования осуществлялись без консультаций со специалистами, система профилактической медицины пришла в расстройство, а неэффективное сочетание функций двух ранее самостоятельных органов управления: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития, будучи объединенными в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, выявили недостатки в своей деятельности.
Таким образом, объективные
социально-экономические и
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения и анализа деятельности государства в системе здравоохранения, ее организационно-правовых аспектов, и из этого вытекающих проблем, а так же в рассмотрении перспектив ее развития, выявлении всех недостатков и позитивных моментов к которым приведет реформа системы здравоохранения.
Цель данной работы состоит
в том, чтобы рассмотреть
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения1. Здравоохранение — это система организационных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения2.
В теории государства и права здравоохранение, прежде всего, – это функция государства. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства в целом, правительства, министерства, других государственных органов. При этом государственная функция охраны здоровья населения страны может включать в себя здравоохранение в широком социально – организационном смысле и здравоохранение в узком собственно отраслевом смысле3.
В медицинской и
юридической литературе здравоо
Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов определяют здравоохранение как совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и т. п. меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней и активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья5.
Так или иначе, охрана здоровья является делом государственной важности. Поэтому целесообразно выделить основные задачи государства в области охраны здоровья граждан. К ним следует отнести: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление:
Каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается
Обобщая выше приведенное, здравоохранение как объект государственного управления и регулирования представляет собой как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи.
Следует сразу обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления.
Для целей проводимого исследования необходимо сформулировать признаки здравоохранения как отрасли государственного управления:
1) здравоохранение является частью социальной сферы управления;
2) цель здравоохранения состоит в сохранении и укреплении здоровья населения посредством как проведения эффективной государственной политики, так и профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений;
3) основными задачами здравоохранения являются: более полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи; создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения;
4) к сфере административно-правового регулирования здравоохранением относятся медицинские учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и органы управления здравоохранением.
В содержательном значении здравоохранение – это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства7, представляющий собой, с организационно-правовой точки зрения, неоднородную систему.
Государственное управление здравоохранением – это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.
Отечественная система охраны здоровья населения базируется на Конституции РФ (статья 41), Федеральном Законе РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных федеральных законах и федеральных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Основанная на этих нормативно-правовых актах государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально - техническую базу системы здравоохранения.
Государственная политика
в области здравоохранения