Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

В настоящее время различают три системы здравоохранения. Они обусловлены политическими и социально-экономическими факторами. Причем первостепенное значение имеют ресурсы, средства обеспечения здравоохранения и их источники. В сложившейся у нас в стране ситуации - это государственный бюджет, страховые фонды, общественные и частные ассигнования. 

Однако, учитывая средства обеспечения здравоохранения, в  настоящее время в РФ пока преимущество имеет государственная система, в отличие от преимущественно  страховой (как в странах Западной Европы) или частной (как в США). Надо отметить, что нет стран, где  была бы только одна система здравоохранения, чаще она смешанная.

В процессе управления здравоохранением в России принимают участие многие органы государственной власти и органы местного самоуправления, однако организацию реального воплощения целей здравоохранения по уменьшению потерь потенциальной и активной жизни населения осуществляют исполнительные органы государственной власти с присущими им полномочиями и структурой8, которые в своей совокупности образуют систему органов управления здравоохранением.

Для органов управления здравоохранением характерно наличие  признаков, присущих всем органам управления, за тем лишь исключением, что объектом их управления выступают учреждения отрасли здравоохранения. Именно объектом управления предопределяется специфика  рассматриваемой группы государственных  органов. В связи с этим, признаками органа управления здравоохранением являются следующие:

1) это организация или политическое учреждение9, часть государственного аппарата, создаваемая государством;

2) имеет структуру, территориальный масштаб деятельности;

3) его главное назначение – осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству отраслью здравоохранения в соответствии с установленным для него профилем и функциями;

4) он имеет свою компетенцию (задачи, цели, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности), закрепленную правовыми актами;

5) его права гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативными актами, устанавливающими их статус;

6) его организационными гарантами выступают Президент РФ, органы, решающие вопросы образования этих органов, органы прокуратуры;

7) защита прав органа управления здравоохранением может быть предметом разбирательства судебных органов.

Признаки органа управления здравоохранением позволяют выразить его сущность и сформулировать его  определение.

Основными элементами системы  органов управления здравоохранением являются подсистема государственного управления здравоохранением, состоящая  из федеральных и органов управления здравоохранением субъектов РФ, а  также подсистема муниципального управления здравоохранением, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления. Рассмотрим каждую из указанных подсистем.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации" к государственной системе здравоохранения относятся:

а) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и  их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

б) исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных  органов исполнительной власти, указанных  в пункте 1 настоящей части);

в) подведомственные федеральным  органам исполнительной власти, государственным  академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации  медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения  по обеспечению надзора в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации" к муниципальной системе здравоохранения относятся:

а) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских  округов, осуществляющие полномочия в  сфере охраны здоровья;

б) подведомственные органам  местного самоуправления медицинские  организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения  составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские  организации, фармацевтические организации  и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

К функциям органов управления здравоохранениям В соответствии со ст. 29 Федерального Закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" относятся:

1) государственное регулирование  в сфере охраны здоровья, в  том числе нормативного правового  регулирования;

2) разработка и осуществление  мероприятий по профилактике  возникновения и распространения  заболеваний, в том числе социально  значимых заболеваний и заболеваний,  представляющих опасность для  окружающих, и по формированию  здорового образа жизни населения;

3) организация оказания  первой помощи, всех видов медицинской  помощи, в том числе гражданам,  страдающим социально значимыми  заболеваниями, заболеваниями, представляющими  опасность для окружающих, редкими  (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения;

5) обеспечение определенных  категорий граждан Российской  Федерации лекарственными препаратами,  медицинскими изделиями и специализированными  продуктами лечебного питания  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

6) управление деятельностью  в сфере охраны здоровья на  основе государственного регулирования,  а также саморегулирования, осуществляемого  в соответствии с федеральным  законом.10

В соответствии с законодательством  Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы  здравоохранения на федеральном  уровне является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее Министерство или Минздравсоцразвития РФ), которое функционирует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 (в ред. от 28.04.2006 г. № 254) «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития»,11 постановлением Правительства РФ 06 апреля 2004 г. № 153 (в ред. от 30.11.2005. № 704) «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития»12.

Министерство обладает всеми  основными признаками, присущими  любому другому административному  ведомству. В его структуру входят: отраслевой программно – целевой блок, разветвленная сеть учреждений здравоохранения, многоуровневая система управления и собственность. Минздравсоцразвития РФ является федеральным органом исполнительной власти, который:

– осуществляет функции по выработке государственной политик и нормативно – правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно – эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико – санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В систему Министерства здравоохранения и социального  развития РФ, помимо выше обозначенных служб, агентств и фондов, входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно – профилактические, научно – исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно – медицинской экспертизы, центры государственного санитарно – эпидемиологического надзора в субъектах РФ, службы материально – технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.

Таким образом, основными  задачами Министерства здравоохранения  и социального развития РФ, в соответствии с Положением о нём, являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Помимо основных, Минздравсоцразвития РФ и находящиеся в его ведении федеральные агентства и федеральные службы, Российская академия медицинских наук, а также государственные внебюджетные фонды, деятельность которых координирует Министерство, решают также специальные (тактические) задачи, в числе которых: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Здравоохранение относится  к социальным системам, регулирование  деятельности которых и управление осуществляется на межсекторальном уровне, то есть деятельность субъектов системы зависит от решений и политики различных министерств и ведомств федерального уровня13. Поэтому, осуществляя свою деятельность, Министерство здравоохранения и социального развития РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями и иными организациями. В данном случае речь идет об управленческих отношениях в сфере здравоохранения, формируемых не по вертикали власти, а по горизонтали14.

Помимо Министерств здравоохранения и социального развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.

Задача региональных отраслевых исполнительных структур – оказывать  содействие Минздравсоцразвития РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдение законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Функции управления выполняются  также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения такими как: центральная районная больница, центральная районная поликлиника  и центральная городская больница.

 

 

 

 

1.3 Сущность реформирования  и модернизации здравоохранения  на современном этапе

Модернизация – это  «чья-то» деятельность, по изменению (усовершенствованию, переделке) «чего-либо»  с целью сделать «что-либо» отвечающим современным (соответствующим) требованиям, вкусам, переделать (переделывать) «что-нибудь» на новейший лад, придать (придавать) «чему-нибудь» современный облик.15

В последние годы, благодаря  мерам по модернизации здравоохранения  и проведению активной демографической  политики, удалось несколько ослабить негативные тенденции, характеризующие  здоровье россиян.

Информация о работе Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы