Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
Для российской системы здравоохранения на современном этапе характерны такие черты, как низкая эффективность и затратный принцип реализации ресурсного потенциала. Экономические потери России из-за преждевременной смертности от инфарктов, инсультов, сахарного диабета к 2015 году могут составить 300 млрд. долларов.22
По расчетам экспертов
ВОЗ, увеличение инвестиций в здравоохранение
в мире с 6 до 66 млрд. долларов к 2015-2020
годам способно привести к ежегодному
росту доходов в размере 360 млрд.
долларов и к сохранению 8 млн. человеческих
жизней. Так что увеличение вложений
в здравоохранение можно
Еще одной проблемой современного здравоохранения является дисбаланс в соотношении врачей и средних медицинских работников.
По данным Росстат на 2011 год (человек):
|
Факт |
Норматив |
Дефицит |
Врачей всего клинических спец. |
367 222 |
520 028 |
-152 806 |
Медицинских сестер всего |
759 795 |
1 560 084 |
-800 289 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом должна соответствовать пропорции 1 врач : 3 медицинские сестры, когда в России эта пропорция составила 1 врач : 2,1 медицинские сестры.23
В крупных городах России,
краевых и областных центрах,
складывается ситуация, когда увеличение
числа врачей сочетается с отрицательным
приростом численности средних
медицинских работников. В отдаленных
районах и сельской местности
наблюдается противоположная
В последние годы в российском здравоохранении у
К проблемам медицинских
кадров, характерным для российской
системы здравоохранения, можно
также отнести низкую эффективность
их использования, недостатки системы
повышения квалификации и контроля,
низкий уровень заработной платы
и, как следствие, неудовлетворительное
социально-экономическое
Для решения проблем с кадрами активно проводится кадровая политика.
Интернатура отменяется, но ординатура, наоборот, получает новое развитие. Длительность её будет различной в зависимости от специальности. Терапевтические специальности, как правило, — два года. Хирургические — от 3 до 5 лет, в зависимости от сложности мануальных навыков хирурга.
Формируется система лицензирования (или допусков) врачей и медсестёр. Как после окончания ВУЗа, так и после ординатуры специалист будет получать пакетную лицензию, где будет жёстко законодательно прописано, что он конкретно должен уметь делать после окончания института или ординатуры. Дальше уровень профессионального совершенствования будет неограничен. Врачи-специалисты, имеющие лицензию на определённый вид деятельности, получат возможность работать в смежных областях, получая дополнительные допуски.
В планах уход от системы повышения квалификации врачей один раз в пять лет. На современном этапе развития медицины повышение квалификации раз в 5 лет — это профессиональная деградация (особенно если учесть, что более 15% вообще не проходят обучения). Будет внедряться система ежегодного накопления кредитов (баллов) за участие в конференциях/съездах, обучение и тестирование с использованием дистанционных технологий, публикации статей в журналах.
Болевой вопрос для отечественного здравоохранения, его ахиллесова пята — это управленческие кадры. До тех пор пока руководителем здравоохранения будут вчерашние врачи ни о каких условиях рыночных отношениях не может быть речи. Эти люди, без надлежащей подготовки менеджера, в состоянии расходовать только ту сумму средств, которая им дана, они не знают, как можно заработать цивилизованно деньги. Нужно совершенствовать подготовку управленческих кадров в здравоохранении, учить современным принципам управления качеством и стандартизации, давать многопрофильные профессиональные знания (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) и навыки управления кадрами.24
Главной проблемой российской
системы здравоохранения
Государства в странах с высокоразвитой экономикой тратят на здравоохранение в среднем 7-10% ВВП, а в реальном выражении – на порядок больше, чем в России, и при этом практически ни в одной из этих стран не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам.
Источниками финансирования
государственных медицинских
Решение проблем финансирования здравоохранения сегодня стало одним из важнейших условий обеспечения здоровья граждан России, тем более, что современное состояние системы здравоохранения в стране оценивается многими экспертами как кризисное, и поэтому необходимо принятие мер для изменения ситуации26.
Сегодня изменения российской системы здравоохранения обсуждаются в рамках идеи модернизации российской экономики. Задачи в этой области для здравоохранения формулируются по трем основным направлениям, а именно:
1) модернизация материально-
2) совершенствование
3) введение обязательных
стандартов оказания
Важнейшим механизмом реализации поставленных задач станут соответствующие региональные программы модернизации здравоохранения.
Здравоохранение и экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет ключевое значение для экономического развития и наоборот. С экономической точки зрения возникает вопрос о том, за счет каких средств будет осуществляться модернизация здравоохранения, кто будет за нее платить и с помощью каких механизмов.
Финансовые аспекты
Ввиду недофинансирования здравоохранения складывается неэффективная структура затрат в тарифе на оплату медицинской помощи. Так, расходы на оплату труда работников здравоохранения в структуре затрат медицинских организаций составляли в 2010 году уже более 63%, а в системе ОМС приближаются к 80%. Одновременно с этим значительно сокращается доля расходов на медикаменты и перевязочные средства, питание пациентов в стационарах, расходные материалы, капитальные вложения в основные фонды медицинских организаций. Это говорит не о необходимости сокращения расходов на оплату труда (напротив, ее нужно существенно увеличить, для того, чтобы довести хотя бы до среднего уровня по экономике), а о важности увеличения внезарплатных затрат, без чего не может быть обеспечен должный уровень качества медицинской помощи.
В течение последующих трех лет правительство планирует вложить в нацпроект «Здоровье» 440 млрд. рублей, которые будут направлены на инфраструктурную модернизацию (капитальный и текущий ремонт, реконструкция и приобретение оборудования).
Ниже представлены вклады финансирования в национальный проект за последние годы, а так же приведен прогноз на 2013 год, в млрд. рублей
2011 |
2012 |
2013 | |
Формирование здорового образа жизни |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний |
71,2 |
71,9 |
76,78 |
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высоко- технологичной медицинской помощи |
58,5 |
62 |
49,3 |
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям |
26,6 |
32,2 |
31,8 |
Информационная поддержка и управление проектом |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Итого |
157,3 |
167,3 |
159,0827 |
Запланированные для модернизации средства будут выделяться не из федерального бюджета, а из ФОМС, страховые взносы увеличатся с 3,1% до 5,1%. Планируется создание резерва средств в составе ФОМС в размере 2% страховых взносов на ОМС. С 2013 года финансирование отдельных мероприятий в сфере здравоохранения также будет осуществляться из средств ФОМС. При этом ЛПУ будут финансироваться из расчета оказанных услуг, т.е. «деньги последуют за пациентом», а гражданин сможет самостоятельно выбирать страховую компанию, медучреждение и врача. В результате финансирование ЛПУ будет зависеть от числа пациентов.
В последнее время экономическим аспектам здоровья стали уделять все большее внимание. Это связано с тем, что в развитых капиталистических странах расходы на здравоохранение имеют постоянную тенденцию к росту. В среднем в странах-членах ОЭСР они составили 9,5% ВВП в 2009 году. При этом ситуация, когда темпы роста расходов на здравоохранение превышают темпы роста ВВП в ряде стран – в среднем по странам ОЭСР в 2000-е годы реальный среднегодовой рост ВВП на душу населения составил 2,2%, а на здравоохранение – 4,2% – вызывает обеспокоенность в обществе28.
Россия отстает по этим показателям от развитых стран, однако мировой опыт свидетельствует о том, что необходимо не просто наращивать расходы на здравоохранение, а искать наиболее эффективные механизмы, с одной стороны, мобилизации, а с другой - распределения ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение.
Из всех источников финансирования
наибольший интерес представляет фонд
обязательного медицинского страхования,
при котором медицинское
Обязательное медицинское
страхование является всеобщим для
граждан РФ и осуществляется согласно
программам обязательного медицинского
страхования, гарантирующих объем
и условия оказания медицинской
помощи населению.
Добровольное страхование в медицине
реализуется на основе программ добровольного
медицинского страхования и дает возможность
гражданам получить дополнительные медицинские
услуги помимо установленных программами
обязательного медицинского страхования.
В свою очередь медицинское страхование осуществляется на двух уровнях: федеральном и территориальном.
Федеральный фонд осуществляет
финансирование целевых программ и
предоставляет субвенции
В задачи территориального
фонда обязательного
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования формируются на уровне региона, а в муниципальных образованиях создаются их филиалы. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования аккумулирует поступающие платежи на своем расчетном счете и заключает договоры со страховыми медицинскими организациями 29.
29 ноября 2010 года Президент
России Дмитрий Медведев
Основными положениями Федерального
закона «Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации» являются:
— выбор страховой медицинской организации
гражданином, а не работодателем или органами
власти субъектов Российской Федерации;
— выбор медицинской организации и врача
в соответствии с законодательством российской
Федерации;
— полис единого образца, не требующий
замены при смене страховой медицинской
организации и места жительства, и конкретизация
требований к межтерриториальным расчетам
за оказанную медицинскую помощь, что
гарантирует застрахованным получение
медицинской помощи не только в том субъекте
Российской Федерации, где получен полис,
а на всей территории Российской Федерации.