Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

Для российской системы  здравоохранения на современном  этапе характерны такие черты, как  низкая эффективность и затратный  принцип реализации ресурсного потенциала. Экономические потери России из-за преждевременной смертности от инфарктов, инсультов, сахарного диабета к 2015 году могут составить 300 млрд. долларов.22

По расчетам экспертов  ВОЗ, увеличение инвестиций в здравоохранение  в мире с 6 до 66 млрд. долларов к 2015-2020 годам способно привести к ежегодному росту доходов в размере 360 млрд. долларов и к сохранению 8 млн. человеческих жизней. Так что увеличение вложений в здравоохранение можно рассматривать  как важнейший элемент экономических  реформ.

Еще одной проблемой современного здравоохранения является дисбаланс  в соотношении врачей и средних  медицинских работников.

 

По данным Росстат на 2011 год (человек):

 

 

Факт

Норматив

Дефицит

Врачей всего клинических спец.

367 222

520 028

-152 806

Медицинских сестер всего

759 795

1 560 084

-800 289


Обеспеченность средним  медицинским персоналом должна соответствовать  пропорции 1 врач : 3 медицинские сестры, когда в России эта пропорция составила 1 врач : 2,1 медицинские сестры.23

В крупных городах России, краевых и областных центрах, складывается ситуация, когда увеличение числа врачей сочетается с отрицательным  приростом численности средних  медицинских работников. В отдаленных районах и сельской местности  наблюдается противоположная картина: сокращается количество врачей, т.к. нет притока молодых специалистов, и на этом фоне положение с сестринскими кадрами кажется более стабильным.

В последние годы в российском здравоохранении усилилась миграция медицинских работников из отрасли, происходит увеличение доли пожилых возрастов в составе рабочей силы.

К проблемам медицинских  кадров, характерным для российской системы здравоохранения, можно  также отнести низкую эффективность  их использования, недостатки системы  повышения квалификации и контроля, низкий уровень заработной платы  и, как следствие, неудовлетворительное социально-экономическое положение  медицинских работников, низкий уровень  мотивации и ряд других проблем.

Для решения проблем с  кадрами активно проводится кадровая политика.

Интернатура отменяется, но ординатура, наоборот, получает новое развитие. Длительность её будет различной в зависимости от специальности. Терапевтические специальности, как правило, — два года. Хирургические — от 3 до 5 лет, в зависимости от сложности мануальных навыков хирурга.

Формируется система лицензирования (или допусков) врачей и медсестёр. Как после окончания ВУЗа, так и после ординатуры специалист будет получать пакетную лицензию, где будет жёстко законодательно прописано, что он конкретно должен уметь делать после окончания института или ординатуры. Дальше уровень профессионального совершенствования будет неограничен. Врачи-специалисты, имеющие лицензию на определённый вид деятельности, получат возможность работать в смежных областях, получая дополнительные допуски.

В планах уход от системы повышения квалификации врачей один раз в пять лет. На современном этапе развития медицины повышение квалификации раз в 5 лет — это профессиональная деградация (особенно если учесть, что более 15% вообще не проходят обучения). Будет внедряться система ежегодного накопления кредитов (баллов) за участие в конференциях/съездах, обучение и тестирование с использованием дистанционных технологий, публикации статей в журналах.

Болевой вопрос для отечественного здравоохранения, его ахиллесова пята — это управленческие кадры. До тех пор пока руководителем здравоохранения будут вчерашние врачи ни о каких условиях рыночных отношениях не может быть речи. Эти люди, без надлежащей подготовки менеджера, в состоянии расходовать только ту сумму средств, которая им дана, они не знают, как можно заработать цивилизованно деньги. Нужно совершенствовать подготовку управленческих кадров в здравоохранении, учить современным принципам управления качеством и стандартизации, давать многопрофильные профессиональные знания (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) и навыки управления кадрами.24

 

 

 

2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ

Главной проблемой российской системы здравоохранения является значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и  их финансовым обеспечением.  По минимальной  оценке,  объем государственного финансирования здравоохранения РФ на 2011 - 2012 гг. составляет 4,4 - 4,5% от ВВП  страны, что безусловно мало для такой важной социальной сферы.

Государства в странах  с высокоразвитой экономикой тратят на здравоохранение в среднем 7-10%  ВВП,  а в реальном выражении  –  на порядок больше,  чем в  России,  и при этом практически  ни в одной из этих стран не гарантируется  бесплатность всех видов медицинской  помощи всем гражданам.

Источниками финансирования государственных медицинских учреждений являются федеральный, региональный, местный  бюджеты и фонд обязательного  медицинского страхования или его  филиал, а источниками частных  клиник соответственно являются средства от реализации собственных медицинских  услуг25.

Решение проблем финансирования здравоохранения сегодня стало  одним из важнейших условий обеспечения  здоровья граждан России, тем более, что современное состояние системы здравоохранения в стране оценивается многими экспертами как кризисное, и поэтому необходимо принятие мер для изменения ситуации26.

Сегодня изменения  российской системы здравоохранения  обсуждаются в рамках идеи модернизации российской экономики. Задачи в этой области для здравоохранения  формулируются по трем основным направлениям, а именно:

1) модернизация материально-технической  базы, проведение капитального ремонта  и оснащение оборудованием в  соответствии новым порядком  оказания медицинской помощи;

2) совершенствование информатизации  системы здравоохранения, в том  числе внедрение ИТ;

3) введение обязательных  стандартов оказания медицинской  помощи с целью обеспечения  ранней диагностики и т.д. снижение  дифференциации между регионами  в предоставлении услуг.

Важнейшим механизмом реализации поставленных задач станут соответствующие  региональные программы модернизации здравоохранения.

Здравоохранение и  экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет  ключевое значение для экономического развития и наоборот. С экономической  точки зрения возникает вопрос о  том, за счет каких средств будет  осуществляться модернизация здравоохранения, кто будет за нее платить и  с помощью каких механизмов.

Финансовые аспекты модернизации здравоохранения имеет большое  значение. Расходы на здравоохранение  в федеральном бюджете на 2011 год  составили 466,1 млрд. рублей или 4,4% от общих расходов федерального бюджета (0,9% от ВВП). Для сравнения, в 2010 году расходы на здравоохранение с учетом трансфертов ФОМС составили 321,4 млрд. рублей. В 2011 году рост расходов на здравоохранение варос на 47,2% в текущих ценах, а с учетом инфляции – на 34,3%. Это связано с запуском в 2011 году программы модернизации отечественной системы здравоохранения.

Ввиду недофинансирования здравоохранения складывается неэффективная  структура затрат в тарифе на оплату медицинской помощи. Так, расходы на оплату труда работников здравоохранения в структуре затрат медицинских организаций составляли в 2010 году уже более 63%, а в системе ОМС приближаются к 80%. Одновременно с этим значительно сокращается доля расходов на медикаменты и перевязочные средства, питание пациентов в стационарах, расходные материалы, капитальные вложения в основные фонды медицинских организаций. Это говорит не о необходимости сокращения расходов на оплату труда (напротив, ее нужно существенно увеличить, для того, чтобы довести хотя бы до среднего уровня по экономике), а о важности увеличения внезарплатных затрат, без чего не может быть обеспечен должный уровень качества медицинской помощи.

В течение последующих  трех лет правительство планирует  вложить в нацпроект «Здоровье» 440 млрд. рублей, которые будут направлены на инфраструктурную модернизацию (капитальный  и текущий ремонт, реконструкция  и приобретение оборудования).

Ниже представлены вклады финансирования в национальный проект за последние годы, а так же приведен прогноз на 2013 год, в млрд. рублей

 

2011

2012

2013

Формирование здорового образа жизни

0,8

1,0

1,0

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

71,2

71,9

76,78

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высоко- технологичной медицинской помощи

58,5

62

49,3

Совершенствование медицинской помощи матерям и детям

26,6

32,2

31,8

Информационная поддержка и управление проектом

0,2

0,2

0,2

Итого

157,3

167,3

159,0827


 

Запланированные для модернизации средства будут выделяться не из федерального бюджета, а из ФОМС, страховые взносы увеличатся с 3,1% до 5,1%. Планируется  создание резерва средств в составе ФОМС в размере 2% страховых взносов на ОМС. С 2013 года финансирование отдельных мероприятий в сфере здравоохранения также будет осуществляться из средств ФОМС. При этом ЛПУ будут финансироваться из расчета оказанных услуг, т.е. «деньги последуют за пациентом», а гражданин сможет самостоятельно выбирать страховую компанию, медучреждение и врача. В результате финансирование ЛПУ будет зависеть от числа пациентов.

В последнее время экономическим  аспектам здоровья стали уделять  все большее внимание. Это связано  с тем, что в развитых капиталистических  странах расходы на здравоохранение  имеют постоянную тенденцию к  росту. В среднем в странах-членах ОЭСР они составили 9,5% ВВП в 2009 году. При этом ситуация, когда темпы  роста расходов на здравоохранение  превышают темпы роста ВВП  в ряде стран – в среднем  по странам ОЭСР в 2000-е годы реальный среднегодовой рост ВВП на душу населения  составил 2,2%, а на здравоохранение  – 4,2% – вызывает обеспокоенность  в обществе28.

Россия отстает  по этим показателям от развитых стран, однако мировой опыт свидетельствует  о том, что необходимо не просто наращивать расходы на здравоохранение, а искать наиболее эффективные механизмы, с  одной стороны, мобилизации, а с  другой - распределения ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение.

Из всех источников финансирования наибольший интерес представляет фонд обязательного медицинского страхования, при котором медицинское страхование  осуществляется в виде обязательного  и добровольного.

Обязательное медицинское  страхование является всеобщим для  граждан РФ и осуществляется согласно программам обязательного медицинского страхования, гарантирующих объем  и условия оказания медицинской  помощи населению. 
Добровольное страхование в медицине реализуется на основе программ добровольного медицинского страхования и дает возможность гражданам получить дополнительные медицинские услуги помимо установленных программами обязательного медицинского страхования.

В свою очередь медицинское  страхование осуществляется на двух уровнях: федеральном и территориальном.

Федеральный фонд осуществляет финансирование целевых программ и  предоставляет субвенции территориальным  фондам обязательного медицинского страхования. За счет средств федерального фонда обязательного медицинского страхования формируются и реализуются  федеральные программы, подготавливаются различные нормативно-правовые акты и устанавливаются формы отчетной документации.

В задачи территориального фонда обязательного медицинского страхования входит ведение учета  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые  взносы, сбор и рациональное распределение  страховых взносов в рамках субъекта федерации с целью сглаживания  диспропорций в деятельности территориального фонда и медицинских организаций.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования формируются  на уровне региона, а в муниципальных  образованиях создаются их филиалы. Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования аккумулирует поступающие платежи на своем  расчетном счете и заключает  договоры со страховыми медицинскими организациями 29.

29 ноября 2010 года Президент  России Дмитрий Медведев подписал  закон «Об обязательном медицинском  страховании» и утвердил поправки  в отдельные законодательные  акты в связи с принятием  закона об ОМС.

Основными положениями Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются: 
— выбор страховой медицинской организации гражданином, а не работодателем или органами власти субъектов Российской Федерации; 
— выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством российской Федерации; 
— полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и места жительства, и конкретизация требований к межтерриториальным расчетам за оказанную медицинскую помощь, что гарантирует застрахованным получение медицинской помощи не только в том субъекте Российской Федерации, где получен полис, а на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы