Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
Этому во многом способствовали
меры государственной политики по снижению
материнской и младенческой смертности,
укреплению первичного звена здравоохранения,
оснащению медицинских
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить основные задачи:
Все эти меры
реализуются в рамках приоритетного
национального проекта «
В последние годы активно
обновляется законодательная
Так, в 2010 году были приняты
два важных федеральных закона о
медицинском страховании и об
обращении лекарственных
Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается изменение системы финансирования обязательного медицинского страхования, которое направлено на более эффективное перераспределение ресурсов здравоохранения, улучшение государственного контроля за оказанием врачебной помощи, на сглаживание различий между регионами в уровне финансирования медицины. Закон нацелен на создание условий получения гражданами качественной медицинской помощи вне зависимости от места их проживания.
Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» усилено государственное регулирование ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты с целью повышения доступности лекарств для населения страны.
21 ноября 2011 года Государственная
Дума приняла Федеральный
Первый нормативный документ
в сфере здравоохранения
Этот Федеральный закон
включает новые аспекты правового
регулирования, призван создать
современную и эффективную
В целом же следует подчеркнуть, что закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – ключевой, как для сферы здравоохранения, так и для всего общества в целом, хотя он и имеет некоторые бреши. Закон должен помогать и пациентам, и медицинскому учреждению, и врачам сохранить здоровье людей.
Благодаря этому реформированию и модернизации системы здравоохранения сегодня в Российской Федерации:
Вывод к главе 1
На основе теоретико-правовой главы, можно понять, что здравоохранение - это сложная социальная система, основанная на ряде законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество функционирования. Она является важнейшей сферой реализации государственной политики, и крайне необходима для успешного существования государства. Эта система имеет многоуровневую организацию и обладает широкой областью реализации. Для поддержки своей деятельности ей необходимы реформирование и постоянная модернизация.
Самое худшее в социально-экономической системе нашей страны – состояние здоровья населения, высочайшая смертность и инвалидность, состояние здравоохранения. Если по уровню экономического развития (ВВП на душу населения) и реальных доходов населения среди всех стран мира (более 200 стран) Россия занимает 55 место, по образованию – даже 30, то по продолжительности жизни и уровню смертности – 105, в том числе мужчин – 130, по здравоохранению – 140. Если по экономическим показателям и уровню реальных доходов наша страна вплотную подошла к границе развитых стран, а по образованию – не уступает развитым странам, то по показателям здоровья и состоянию здравоохранения мы уступаем большинству развивающихся стран, отстающих от нас по уровню развития, и находимся среди группы слаборазвитых, бедных стран.
Средняя продолжительность жизни в развитых странах составляет 78-82 года, а в России - 67,5 лет, в том числе мужчин - 74-78 лет и 62 года соответственно. Только в России из всех стран мира мужчины живут на 12 лет меньше женщин, а в трудоспособных возрастах в расчете на 1 тыс. населения их умирает в 4 раза больше, чем женщин.16
Инновационный потенциал
государства напрямую зависит от
состояния здоровья граждан. Без
физически, морально и интеллектуально
здорового населения успешное развитие
страны невозможно. Поэтому разговор
о модернизации, «инновационном рывке»
и научно-технической
Хотя, конечно же, надо вести речь не только о проблемах в системе здравоохранения. Очень многое зависит и от самих граждан, от их отношения к собственному здоровью. Качественный прорыв в повышении продолжительности здоровой и активной жизни населения России может быть связан только с повышением общей санитарной культуры граждан. От этого зависит демографическое и экономическое будущее нашей страны.
Опыт многих развитых стран говорит о том, что государство должно активно заниматься пропагандой здорового образа жизни и не жалеть средств на меры, связанные с охраной здоровья населения.
У нас в стране традиционно недооценивался человеческий фактор, граждане, люди не были первостепенной ценностью для государства. Отсюда и такая «кособокая» внутренняя политика: все ресурсы и силы бросались на развитие промышленности, ВПК, на реализацию каких-нибудь масштабных суперпроектов типа освоения целины. Но за этими проектами не всегда был виден простой Человек. То же самое происходит и сейчас. Социальную сферу принято считать непроизводительной, вторичной по отношению к той же промышленности и оборонной. Поэтому в России престижность профессии врачей, учителей, ученых остается невысокой. Отсюда и принижение социального статуса знания, подлинного профессионализма. И как следствие - остаточный принцип финансирования всей социальной сферы и здравоохранения.
Негативное влияние на здоровье оказывают состояние окружающей среды, условий и охраны труда.
Конечно, государство предпринимает определенные шаги для исправления этой ситуации. Большую роль в модернизации здравоохранения сыграл приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на решение таких важнейших задач, как улучшение родовспоможения, первичной медико-санитарной помощи населению, развитие медицины катастроф, неотложной медицинской помощи, высокотехнологичной медицины. Совершенствуется онкологическая помощь, служба крови, кардиологическая помощь населению.
К положительным результатам реализации пилотного проекта следует отнести:
В целях профилактики заболеваний и снижения смертности в 2009 году было принято решение о реализации Программы по формированию у населения приоритетов здорового образа жизни и открытии в каждом регионе Центров здоровья.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, состояние здоровья населения Российской Федерации следует признать неудовлетворительным. Острейшая проблема - высокая смертность среди граждан, прежде всего, мужчин трудоспособного возраста.
Росстат на сайте перепись 2010 опубликовал предварительные данные по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Согласно этим официальным данным население России составило 142 905 200 человек18, что на 2,2 млн. человек меньше чем при последней переписи населения в 2002 году, когда численность составила 145,2 млн. человек19.
За январь-апрель 2011 г. зафиксировано
снижение рождаемости в России по
сравнению с аналогичным
За январь и февраль 2012
года родились 294 334 человек, против 266 547
за тот же период 2011 года. Число смертей
немного снизилось: 324 181 смертей, против
325.550 в 2011 года. Население сократилось
на 29 847 человек, против снижения на 59 003
человек в 2011 года. Как следствие
при текущих положительных
Растет заболеваемость населения, особенно среди детей, и как следствие - увеличение доли хронических инвалидов.21