Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

Этому во многом способствовали меры государственной политики по снижению материнской и младенческой смертности, укреплению первичного звена здравоохранения, оснащению медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием, развитию службы скорой помощи и донорства, обеспечению доступности медицинской  помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Очень важными являются мероприятия, нацеленные на профилактику заболеваний и обеспечение здорового  образа жизни, борьбу с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением.

В рамках реализации национального  проекта «Здоровье» можно выделить основные задачи:

  • Финансирование программы государственных гарантий на уровне, позволяющем обеспечить единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны.
  • Модернизация системы обязательного медицинского страхования, создать возможность для одноканального финансирования, обеспечить переход от сметного принципа содержания лечебных учреждений к принципам финансирования в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи.
  • Повышение структурной эффективности здравоохранения, в том числе путем создания конкурентных условий для организаций здравоохранения всех форм собственности на основе достижения качественных результатов. Необходимо достичь реализации права выбора пациентом конкретного врача, лечебного учреждения и страховой медицинской организации.
  • Повышение мотивации медицинских работников путем повышения оплаты их труда в привязке к конечным результатам. Необходимо создать условия для непрерывного повышения квалификации врачей и медицинского персонала среднего звена. Особенное внимание будем уделять подготовке высокопрофессиональных управленческих кадров.
  • Обеспечение защиты прав пациентов и страхование профессиональной ответственности медицинских работников.
  • Обеспечение развития отечественной науки, в том числе инновационных разработок, производства отечественной медицинской техники, изделий и лекарственных средств.
  • Повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни в нашей стране и ответственности за собственное здоровье. Минздравсоцразвития РФ разрабатывает комплекс мер, в том числе по увеличению средств, инвестируемых работодателями и гражданами в здоровье.

Все эти меры реализуются в рамках приоритетного  национального проекта «Здоровье», который стал самым масштабным по охвату направлений и объемам  финансирования.

В последние годы активно  обновляется законодательная база.

Так, в 2010 году были приняты  два важных федеральных закона о  медицинском страховании и об обращении лекарственных средств.

Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается изменение системы финансирования обязательного медицинского страхования, которое направлено на более эффективное перераспределение ресурсов здравоохранения, улучшение государственного контроля за оказанием врачебной помощи, на сглаживание различий между регионами в уровне финансирования медицины. Закон нацелен на создание условий получения гражданами качественной медицинской помощи вне зависимости от места их проживания.

Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» усилено государственное регулирование ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты с целью повышения доступности лекарств для населения страны.

21 ноября 2011 года Государственная  Дума приняла Федеральный Закон  №323н «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации». Это первый нормативный базовый  документ прямого действия в  истории России, который определяет  самые разные вопросы в сфере  охраны здоровья, касающийся всех  граждан, пациентов, медицинских  работников и всех сфер государственного, муниципального и частного управления  здравоохранением.

Первый нормативный документ в сфере здравоохранения федерального уровня «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» был принят ГД РФ 22.07.1993 года №5487-1 до принятия Конституции РФ. Это первый законодательный акт, включая нормативные  акты законодательства СССР, который  был принят с учетом и в соответствии с международными нормами в сфере  охраны здоровья. В отличие от предыдущих документов, он впервые был не декларативным, а отражал актуальные проблемы того времени. С момента его принятия  произошли значительные изменения как структуры исполнительной власти и экономики государства, так и организационно-правовых основ здравоохранения. Принято большое количество законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Для дальнейшего развития здравоохранения, его модернизации, как и всей системы охраны здоровья граждан России, назрела необходимость подготовить и принять основной рамочный закон в этой сфере жизни государства, своеобразная Конституция в области обеспечения охраны здоровья граждан, и народа в целом. После продолжительных, но не законченных дискуссий, с участием Председателя Правительства РФ и Министра Минздравсоцразвития РФ, ведущих ученых-медиков и организаторов здравоохранения, но без всенародного обсуждения (вместо которого помещение его в сети «Интернет») был принят названный выше Федеральный Закон. Он направлен на конкретизацию конституционных прав граждан в области охраны здоровья в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения в современных условиях. Этот документ прямого действия имеет цель совершенствовать законодательство в сфере охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи, заменяет ряд устаревших нормативно-правовых актов. В законе осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, записана ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Этот Федеральный закон  включает новые аспекты правового  регулирования, призван создать  современную и эффективную систему  российского здравоохранения. Он расширен по объёму, в нем 101 статья (в прежних  основах законодательства было 69). В  закон включены определения и  понятия, которые вызывали неоднозначную понимание или уточнения трактовки и конкретизации прежних понятий. 

В целом же следует подчеркнуть, что закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – ключевой, как для сферы здравоохранения, так и для всего общества в  целом, хотя он и имеет некоторые бреши. Закон должен помогать и пациентам, и медицинскому учреждению, и врачам сохранить здоровье людей.

Благодаря этому реформированию и модернизации системы здравоохранения сегодня в Российской Федерации:

  • Функционирует бюджетно-страховая модель финансирования учреждений здравоохранения.
  • Не без проблем реализуется программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, принятая к вооружению как один из механизмов реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
  • Разработаны и введены в действие механизмы дополнительного лекарственного обеспечения.
  • Огромный объем работы проведен в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».

 

Вывод к главе 1

На основе теоретико-правовой главы, можно понять, что здравоохранение - это сложная социальная система, основанная на ряде законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество функционирования. Она является важнейшей сферой реализации государственной политики, и крайне необходима для успешного существования государства. Эта система имеет многоуровневую организацию и обладает широкой областью реализации. Для поддержки своей деятельности ей необходимы реформирование и постоянная модернизация.

 

 

 

2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ

2.1 Анализ состояния  сферы здравоохранения РФ

Самое худшее в социально-экономической  системе нашей страны – состояние  здоровья населения, высочайшая смертность и инвалидность, состояние здравоохранения. Если по уровню экономического развития (ВВП на душу населения) и реальных доходов населения среди всех стран мира (более 200 стран) Россия занимает 55 место, по образованию – даже 30, то по продолжительности жизни и  уровню смертности – 105, в том числе  мужчин – 130, по здравоохранению – 140. Если по экономическим показателям  и уровню реальных доходов наша страна вплотную подошла к границе развитых стран, а по образованию – не уступает развитым странам, то по показателям  здоровья и состоянию здравоохранения  мы уступаем большинству развивающихся  стран, отстающих от нас по уровню развития, и находимся среди группы слаборазвитых, бедных стран.

Средняя продолжительность  жизни в развитых странах составляет 78-82 года, а в России - 67,5 лет, в  том числе мужчин - 74-78 лет и 62 года соответственно. Только в России из всех стран мира мужчины живут  на 12 лет меньше женщин, а в трудоспособных возрастах в расчете на 1 тыс. населения  их умирает в 4 раза больше, чем женщин.16

Инновационный потенциал  государства напрямую зависит от состояния здоровья граждан. Без  физически, морально и интеллектуально  здорового населения успешное развитие страны невозможно. Поэтому разговор о модернизации, «инновационном рывке» и научно-технической революции  следует начинать с обстоятельного анализа положения дел в здравоохранении. А положение это на сегодняшний  день совсем не такое, каким бы его хотелось видеть. В этой отрасли действует давно устаревший принцип: медицинская помощь гарантируется, как правило, уже больным людям. То есть сегодня практическая медицина нацелена, прежде всего, на лечение болезней, а не на их профилактику. Вопросы же охраны здоровья человека, формирования здорового образа жизни, а тем более профилактики недугов с использованием инновационных технологий, так и не решены до сих пор. Но ведь если отечественная медицина и дальше будет развиваться только как «медицина болезней», то трудно ожидать, что наша нация станет здоровой.

Хотя, конечно же, надо вести  речь не только о проблемах в системе  здравоохранения. Очень многое зависит  и от самих граждан, от их отношения  к собственному здоровью. Качественный прорыв в повышении продолжительности здоровой и активной жизни населения России может быть связан только с повышением общей санитарной культуры граждан. От этого зависит демографическое и экономическое будущее нашей страны.

Опыт многих развитых стран  говорит о том, что государство  должно активно заниматься пропагандой  здорового образа жизни и не жалеть средств на меры, связанные с охраной  здоровья населения.

У нас в стране традиционно  недооценивался человеческий фактор, граждане, люди не были первостепенной ценностью для государства. Отсюда и такая «кособокая» внутренняя политика: все ресурсы и силы бросались  на развитие промышленности, ВПК, на реализацию каких-нибудь масштабных суперпроектов  типа освоения целины. Но за этими проектами  не всегда был виден простой Человек. То же самое происходит и сейчас. Социальную сферу принято считать непроизводительной, вторичной по отношению к той же промышленности и оборонной. Поэтому в России престижность профессии врачей, учителей, ученых остается невысокой. Отсюда и принижение социального статуса знания, подлинного профессионализма. И как следствие - остаточный принцип финансирования всей социальной сферы и здравоохранения.

Негативное влияние на здоровье оказывают состояние окружающей среды, условий и охраны труда.

Конечно, государство предпринимает  определенные шаги для исправления  этой ситуации. Большую роль в модернизации здравоохранения сыграл приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на решение таких важнейших задач, как улучшение родовспоможения, первичной медико-санитарной помощи населению, развитие медицины катастроф, неотложной медицинской помощи, высокотехнологичной  медицины. Совершенствуется онкологическая помощь, служба крови, кардиологическая помощь населению.

К положительным результатам  реализации пилотного проекта следует  отнести:

  • сокращение стационарной помощи, объемы которой в нашей стране избыточны, она была заменена амбулаторно-поликлинической;
  • улучшилось качество медицинской помощи за счет как усиления контроля качества (число проведенных экспертиз выросло на 20%), так и реализации основных направлений проекта;
  • выросла удовлетворенность населения медицинской помощью, по данным социологических опросов, с 61,6 до 84,1%.17

В целях профилактики заболеваний  и снижения смертности в 2009 году было принято решение о реализации Программы по формированию у населения  приоритетов здорового образа жизни  и открытии в каждом регионе Центров  здоровья.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, состояние здоровья населения Российской Федерации  следует признать неудовлетворительным. Острейшая проблема - высокая смертность среди граждан, прежде всего, мужчин трудоспособного возраста.

Росстат на сайте перепись 2010 опубликовал предварительные  данные по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Согласно этим официальным  данным население России составило 142 905 200 человек18, что на 2,2 млн. человек меньше чем при последней переписи населения в 2002 году, когда численность составила 145,2 млн. человек19.

За январь-апрель 2011 г. зафиксировано  снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14.1 %). Смертность тоже снизилась на 20.6 %.

За январь и февраль 2012 года родились 294 334 человек, против 266 547 за тот же период 2011 года. Число смертей  немного снизилось: 324 181 смертей, против 325.550 в 2011 года. Население сократилось  на 29 847 человек, против снижения на 59 003 человек в 2011 года. Как следствие  при текущих положительных тенденциях Россия может выйти на естественный прирост населения уже в 2013 году.20

Растет заболеваемость населения, особенно среди детей, и как следствие - увеличение доли хронических инвалидов.21

Информация о работе Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы