Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
Документ определяет понятия
страхового риска, страхового случая,
устанавливает правовой статус и
полномочия Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, права, обязанности
и ответственность
Застрахованные лица (работающие
и неработающие граждане, иностранцы
и лица без гражданства, беженцы)
смогут бесплатно получать помощь в
медицинских организациях на всей территории
РФ в объеме базовой программы
ОМС, а на территории региона, в котором
выдан полис ОМС, — в объеме
территориальной программы
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять дополнительное финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования (сверх полученных субвенций), а также включать дополнительные виды и объемы медицинской помощи, финансовое обеспечение которых будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предусмотрена передача полномочий
по организации оказания медицинской
помощи с уровня местного самоуправления
органам власти субъектов Российской
Федерации, что должно обеспечить более
эффективную организацию
В целях создания условий
для выравнивания финансового обеспечения
базовой программы
Один из принципиально новых моментов
в законе — переход на преимущественно
одноканальное финансирование организаций
здравоохранения через систему ОМС и оплату
помощи по полному тарифу, при этом тариф
должен включать все статьи расходов,
кроме расходов на приобретение оборудования
стоимостью свыше 100 тыс. рублей.
По новому закону – частные клиники, оказывающие услуги по системе ОМС, не вправе будут требовать доплаты за оказанные услуги. Исключение — если пациент решил сам улучшить условия своего размещения, когда для этого нет медицинских показаний (одноместная палата, доставка транспортом).
Упразднены излишние административные
барьеры для работодателей. По новым
правилам работодатели освобождаются
от необходимости заключать
Еще одно принципиальное нововведение
проекта — заявительный порядок участия
в системе ОМС и равные условия для медицинских
организаций любой организационно-правовой
формы, а также частнопрактикующих врачей.
Предусматривается установление
совместного платежа за оказание
медицинской помощи неработающим пенсионерам
— за счет средств Федерального
фонда в размере 1 тыс. рублей в
год.
Гражданин сможет выбирать страховую
компанию путем подачи заявления, осуществлять
выбор медицинской организации, но только
из участвующих в реализации территориальной
программы ОМС. Разрешен и выбор врача
(с учетом его согласия) в системе ОМС.
В целях обеспечения информированного
выбора застрахованным лицом медицинской
организации и страховой медицинской
организации законодательно устанавливается
обязанность обнародовать перечни указанных
организаций, участвующих в системе обязательного
медицинского страхования, информацию
об их деятельности, оказываемых услугах
и результатах работы.
2.3 Анализ организационно-
С 2000-го года выстраивалась «вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения, которая включала министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.
Но федеральным законом
от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные
С переходом на областной
уровень муниципальных
С 2012 года на основании 323-ФЗ,
пациент для получения
Когда муниципальные больницы перейдут на областной уровень, средства на текущее содержание и коммунальные услуги пойдут из областного бюджета в ОМС. При этом коммунальные услуги с 2012 года войдут в тариф Фонда ОМС.
Кроме того, с 2012 года исчезнут трудности для выстраивания многоуровневой системы оказания медицинской помощи (ЦРБ, межрайонные центры и областные учреждения). Переход на областной уровень всех районных и городских больниц даст возможность выстроить нормальную иерархию и позволит максимально эффективно управлять этой системой.
Этот переход не только необходим, он логичен, для построения эффективно работающей системы здравоохранения. С переходом муниципального здравоохранения на областной уровень появляются новые рычаги административного влияния и новые возможности для решения проблем.
Так же согласно Федеральному закону № 174-ФЗ от 3 ноября 2011 года формируется три вида учреждений: бюджетное учреждение с расширенным объёмом прав, автономное учреждение и казённое учреждение.31
В сфере здравоохранения
казёнными останутся
Большая часть лечебно-профилактических учреждений, сохранив наименование бюджетных, по статусу приравнена к автономным.
Главное отличие в финансирование. Казённые учреждения, как и раньше, будут финансироваться по смете и, в отличие от автономных, не будут отвечать по своим обязательствам имуществом. Автономные учреждения будут получать бюджетные субсидии на соответствующее госзадание. Субсидии будут учитывать все расходы на содержание зданий, имущество, стоимость услуг, оплату персонала и т.д.
Фактически это означает легализацию платных услуг. Поскольку, выполнив госзадание, подкрепленное соответствующими субсидиями, лечебно-профилактическое учреждение будет «вброшено» в рынок, и будет нести ответственность своим имуществом. Но есть два условия:
Приносящая доход деятельность должна служить целям, ради которых создано учреждение.
Платные услуги можно выполнять только сверх установленного госзадания, а также в рамках госзадания, если это установлено в законе.
Должны заработать рыночные (конкурентные) механизмы, а именно:
Выбор гражданами лечебно-профилактического учреждения (когда это возможно) на основе рейтингов. В открытом доступе будут находиться сведения о квалификации медицинского персонала, рейтинги учреждений (самые лучшие, самые худшие), информирующие пациента о качестве работы заведения.
Там, где это возможно (например, в крупных городах) лечебно-профилактические учреждения будут вступать в конкурентную борьбу между собой по критерию качества за шанс получить государственный заказ.
Финансирование лечебно-
Нынешнее состояние здравоохранения требует активной модернизации, имеющей главной целью обеспечение реализации конституционного права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, для этого предлагается следующее:
1. Увеличение объема финансового
обеспечения системы
2. Дальнейшее развитие
нормативного планирования
Практическое здравоохранение
нуждается в корректировке и
разработке объема медицинской помощи
и ее стоимости по первичной медико-санитарной,
специализированной, высокотехнологичной,
неотложной медицинской помощи, медицинской
помощи, предоставляемой в условиях
дневных стационаров различных
типов, в хосписах, санаториях и пр.
Только после этого следует
Следует шире использовать эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций.
3. Значительный акцент
в организации и использовании
ресурсов, в том числе финансовых,
должен быть сделан на
4. Следует разработать
и принять государственную
5. Сестринское дело должно
получить приоритетное
Здравоохранение следует
рассматривать как единую и многоуровневую
систему, а не набор отдельных, не
связанных между собой