Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

Документ определяет понятия  страхового риска, страхового случая, устанавливает правовой статус и  полномочия Федерального фонда обязательного  медицинского страхования, права, обязанности  и ответственность застрахованных лиц и страхователей.

Застрахованные лица (работающие и неработающие граждане, иностранцы и лица без гражданства, беженцы) смогут бесплатно получать помощь в  медицинских организациях на всей территории РФ в объеме базовой программы  ОМС, а на территории региона, в котором  выдан полис ОМС, — в объеме территориальной программы медицинского страхования. По сути, базовая программа  — это минимум услуг, который  гарантирован по полису ОМС. Территориальная  программа ОМС может быть шире базовой, но не уже: за пределами своего региона полис ОМС может не открывать доступ ко всей территориальной  программе, но гарантирует минимальный  набор услуг.

Субъекты Российской Федерации  вправе осуществлять дополнительное финансовое обеспечение базовой программы  обязательного медицинского страхования (сверх полученных субвенций), а также  включать дополнительные виды и объемы медицинской помощи, финансовое обеспечение  которых будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Предусмотрена передача полномочий по организации оказания медицинской  помощи с уровня местного самоуправления органам власти субъектов Российской Федерации, что должно обеспечить более  эффективную организацию медицинской  помощи в субъектах Российской Федерации.

В целях создания условий  для выравнивания финансового обеспечения  базовой программы обязательного  медицинского страхования в субъектах  Российской Федерации предусматривается  аккумулирование всего объема средств  обязательного медицинского страхования  по тарифу 5,1 % в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования с 2012 года. 
 Один из принципиально новых моментов в законе — переход на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату помощи по полному тарифу, при этом тариф должен включать все статьи расходов, кроме расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей.

По новому закону – частные  клиники, оказывающие услуги по системе  ОМС, не вправе будут требовать доплаты  за оказанные услуги. Исключение —  если пациент решил сам улучшить условия своего размещения, когда  для этого нет медицинских  показаний (одноместная палата, доставка транспортом).

Упразднены излишние административные барьеры для работодателей. По новым  правилам работодатели освобождаются  от необходимости заключать договоры страхования со страховыми медицинскими организациями, права и обязанности  сторон устанавливаются нормами  закона. Так же отменяется регистрация  в территориальном фонде обязательного  медицинского страхования, так как  учет плательщиков страховых взносов  будет осуществлять Пенсионный фонд Российской Федерации. 
 Еще одно принципиальное нововведение проекта — заявительный порядок участия в системе ОМС и равные условия для медицинских организаций любой организационно-правовой формы, а также частнопрактикующих врачей.

Предусматривается установление совместного платежа за оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам  — за счет средств Федерального фонда в размере 1 тыс. рублей в  год. 
 Гражданин сможет выбирать страховую компанию путем подачи заявления, осуществлять выбор медицинской организации, но только из участвующих в реализации территориальной программы ОМС. Разрешен и выбор врача (с учетом его согласия) в системе ОМС. В целях обеспечения информированного выбора застрахованным лицом медицинской организации и страховой медицинской организации законодательно устанавливается обязанность обнародовать перечни указанных организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, информацию об их деятельности, оказываемых услугах и результатах работы.

2.3 Анализ организационно-управленческих  механизмов реализации государственной  политики в сфере здравоохранения

С 2000-го года выстраивалась  «вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения, которая включала министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.

Но федеральным законом  от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации"30 предполагается передача с 1 января 2012 года полномочий по организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи из ведения муниципальных образований в ведение субъектов Российской Федерации и закрепить полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами Российской Федерации. По мнению Минздравсоцразвития, это позволит обеспечить преемственность видов медицинской помощи, наиболее эффективное использование сети медицинских учреждений. За органами муниципального самоуправления остаются полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи. Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации сохраняется возможность делегирования отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи муниципальным образованиям, вплоть до сохранения существующего положения, за исключением того, что в этом случае все финансирование будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

С переходом на областной  уровень муниципальных учреждений здравоохранения медицинская помощь для населения должна стать доступнее. Не секрет, что при медицинском  обслуживании населения действует  принцип по месту жительства. Это  происходит потому, что муниципалитеты выделяют средства из местного бюджета  на финансирование здравоохранения  конкретного района, оплачивая коммунальные услуги, перечисляя деньги на проведение капитального ремонта в больницах, на покупку оборудования стоимостью свыше 100 тыс. Они делают это для  своего населения, которое проживает  на данной территории. Такая система  подчиненности центральных районных и городских больниц администрациям районов и городов способствует возникновению искусственных границ между муниципалитетами и затрудняет реализацию программы модернизация здравоохранения.

С 2012 года на основании 323-ФЗ, пациент для получения первичной  медико-санитарной помощи вправе выбрать  медицинскую организацию, в том  числе по территориально-участковому  принципу, но не чаще чем один раз  в год (за исключением случаев  изменения места жительства или  места пребывания гражданина). В  выбранной медицинской организации  гражданин осуществляет выбор, также  не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской  организации) врача-терапевта, врача-терапевта  участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера. Для этого нужно подать заявление  лично или через своего представителя  на имя руководителя медицинской  организации. То есть у пациента появляется право прикрепиться к той или  иной медицинской организации.

Когда муниципальные больницы перейдут на областной уровень, средства на текущее содержание и коммунальные услуги пойдут из областного бюджета  в ОМС. При этом коммунальные услуги с 2012 года войдут в тариф Фонда  ОМС.

Кроме того, с 2012 года исчезнут трудности для выстраивания многоуровневой системы оказания медицинской помощи (ЦРБ, межрайонные центры и областные  учреждения). Переход на областной  уровень всех районных и городских  больниц даст возможность выстроить  нормальную иерархию и позволит максимально  эффективно управлять этой системой.

Этот переход не только необходим, он логичен, для построения эффективно работающей системы здравоохранения. С переходом муниципального здравоохранения на областной уровень появляются новые рычаги административного влияния и новые возможности для решения проблем.

Так же согласно Федеральному закону № 174-ФЗ от 3 ноября 2011 года формируется три вида учреждений: бюджетное учреждение с расширенным объёмом прав, автономное учреждение и казённое учреждение.31

В сфере здравоохранения  казёнными останутся психиатрические  стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Большая часть лечебно-профилактических учреждений, сохранив наименование бюджетных, по статусу приравнена к автономным.

Главное отличие в финансирование. Казённые учреждения, как и раньше, будут финансироваться по смете  и, в отличие от автономных, не будут отвечать по своим обязательствам имуществом. Автономные учреждения будут получать бюджетные субсидии на соответствующее госзадание. Субсидии будут учитывать все расходы на содержание зданий, имущество, стоимость услуг, оплату персонала и т.д.

Фактически это означает легализацию платных услуг. Поскольку, выполнив госзадание, подкрепленное соответствующими субсидиями, лечебно-профилактическое учреждение будет «вброшено» в рынок, и будет нести ответственность своим имуществом. Но есть два условия:

Приносящая доход деятельность должна служить целям, ради которых  создано учреждение.

Платные услуги можно выполнять  только сверх установленного госзадания, а также в рамках госзадания, если это установлено в законе.

Должны заработать рыночные (конкурентные) механизмы, а именно:

Выбор гражданами лечебно-профилактического  учреждения (когда это возможно) на основе рейтингов. В открытом доступе  будут находиться сведения о квалификации медицинского персонала, рейтинги учреждений (самые лучшие, самые худшие), информирующие  пациента о качестве работы заведения.

Там, где это возможно (например, в крупных городах) лечебно-профилактические учреждения будут вступать в конкурентную борьбу между собой по критерию качества за шанс получить государственный заказ.

Финансирование лечебно-профилактического  учреждения и оплата труда медицинских  работников должны быть привязаны к  объёмам и качеству оказанной  медицинской помощи. При уменьшении объёма, снижении качества оказываемых  услуг пропорционально уменьшается  финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Перспективы развития  здравоохранения в РФ

Нынешнее состояние здравоохранения требует активной модернизации, имеющей главной целью обеспечение реализации конституционного права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, для этого предлагается следующее:

1. Увеличение объема финансового  обеспечения системы здравоохранения  за счет государственных источников  и повышение эффективности использования  государственных ресурсов.

2. Дальнейшее развитие  нормативного планирования объема  медицинской помощи и финансового  обеспечения в расчете на душу  населения, используемого в Программе  государственных гарантий на 2012 год. Следует сбалансировать нормативы  объема медицинской помощи по  профилям коечного фонда и  специальностям врачей, оказывающих  амбулаторную медицинскую помощь.

Практическое здравоохранение  нуждается в корректировке и  разработке объема медицинской помощи и ее стоимости по первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной, неотложной медицинской помощи, медицинской  помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров различных  типов, в хосписах, санаториях и пр. Только после этого следует сформировать дифференцированные территориальные  тарифы и установить их структуру  и порядок формирования государственных  заданий медицинским организациям.

Следует шире использовать эффективные способы оплаты медицинской  помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций.

3. Значительный акцент  в организации и использовании  ресурсов, в том числе финансовых, должен быть сделан на профилактику - предупреждение и возможно более  раннее выявление заболеваний,  когда они еще поддаются эффективному  лечению и не приводят к  хронизации и утяжелению патологии. Во всем мире стараются не запускать заболевания с тем, чтобы затем не повышать в дальнейшем расходы на наиболее дорогостоящие медицинские технологии.

4. Следует разработать  и принять государственную целевую  программу подготовки и переподготовки  кадров, необходимых для оказания  медицинской помощи в рамках  Программы государственных гарантий, пересмотреть и установить новые  нормы нагрузки на персонал, кардинально  изменить систему обучения медицинского  персонала, организаторов здравоохранения.  Необходимо законодательно установить  увеличение заработной платы  медицинским работникам, занятым  в сельской местности, создание  условий для их работы и  жизнеобеспечения.

5. Сестринское дело должно  получить приоритетное развитие, ибо средний медицинский персонал  должен осуществлять значительный  объем повседневной работы (профилактические  осмотры, первичный доврачебный  осмотр, вызовы на дом, патронаж  на дому, услуги реабилитации  и ухода, паллиативная медицинская  помощь, выполнение ряда медицинских  манипуляций и пр.) В мире значительный  вес в финансовом обеспечении  медицинской помощи занимает  сестринский уход, в том числе  долговременный уход на дому, а в России это направление  медицинской помощи хотя и  весьма востребовано, но не получило  должного развития в государственном  секторе медицинских услуг.

Здравоохранение следует  рассматривать как единую и многоуровневую систему, а не набор отдельных, не связанных между собой учреждений здравоохранения. Медицинские учреждения работают только в системе, поскольку  ни одно из них не может оказать  всего набора медицинских и немедицинских  услуг и всех видов медицинской  помощи. Именно поэтому непрерывность, преемственность мероприятий на всех этапах оказания медицинской помощи, а, следовательно, и выполнения стандартов медицинской помощи – основа дальнейшей оптимизации сети учреждений здравоохранения  независимо от формы собственности  и ведомственной принадлежности. Государственное задание должно стать основным механизмом планирования и оптимизации сети учреждений здравоохранения.

Информация о работе Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы