Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
В настоящее время назрела необходимость в разработке государственной долгосрочной программы укрепления и развития здоровья нации, как это сделано в ряде развитых стран.
Эта государственная программа (или программы) должна носить не отраслевой, а общенациональный характер, с участием многих заинтересованных министерств и ведомств (пример – 10-летняя американская программа Health promotion Disease prevention. Objectives for the Nation, 1980-1990: Healthy people, 1990-2000: Healthy people, 2000-2010), программы Великобритании (до 2010 года), Нидерландов и других стран).
Это принципиально иной и более эффективный подход к формированию программного бюджета здравоохранения и эффективного использования всех государственных ресурсов отрасли с целью обеспечения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.
Целями развития здравоохранения являются:
-
прекращение к 2011 году убыли
населения Российской
Рисунок 2. Изменение численности населения к 2020 году
-
увеличение ожидаемой
- снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
-
снижение показателя
-
снижение показателя
-
формирование здорового образа
жизни населения, в том числе
снижение распространенности
-
повышение качества и
Задачами развития здравоохранения являются:
-
создание условий,
-
переход на современную
- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
-
создание эффективной модели
управления финансовыми
-
улучшение лекарственного
-
повышение квалификации
- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
-
информатизация
Для достижения этих целей
и задач разработаны ряд
Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Формирование здорового образа жизни:
-
совершенствование медико-
- создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками;
- обеспечение здорового питания;
- развитие массовой физкультуры и спорта;
-
снижение риска воздействия
-
массовая профилактика
Рисунок 3. Направления
по совершенствованию системы
экономика здравоохранение российский медицина
Гарантированное обеспечение населений качественной медицинской помощью:
- конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
- стандартизация медицинской помощи;
- организация медицинской помощи;
- обеспечение лекарственными средствами;
- осуществление единой кадровой политики;
- инновационное развитие здравоохранения;
- информатизация
- модернизация системы
финансового обеспечения
- законодательное и нормативно-
Реализация Концепции будет происходить поэтапно:
На первом этапе (2009–2015) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.
В рамках первого этапа
реализации Концепции также будут
осуществлены подготовительные мероприятия
для последующего перехода на новую
систему организации
На втором этапе реализации
Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный
переход к саморегулируемой системе
организации медицинской помощи
на основе созданных инфраструктуры
и кадрового ресурса
В целом, реализация всех направлений
развития здравоохранения обеспечит
к 2020 году формирование здорового образа
жизни населения Российской Федерации,
а также создаст систему
Вывод к главе 2
Благодаря второй главе данной работы, можно понять, что нынешнее состояние здравоохранения находится не в лучшем состоянии. Дефицит и диспропорции в структуре медицинских кадров, недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи, недостаточный уровень эффективности использования государственных финансовых средств, несовершенство нормативной и правовой базы в сфере разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи гражданам, нехватка современного диагностического оборудования, неудовлетворительное качество медицинской помощи и низкая квалификация медицинских кадров.
Именно поэтому эта отрасль является объектом особого внимания органов государственной власти всех уровней и приоритетным направлением социальной политики государства.
В последние годы, благодаря мерам по модернизации здравоохранения и проведению активной демографической политики, удалось несколько ослабить негативные тенденции, характеризующие здоровье россиян. Впервые за последние десятилетия у нас наблюдается рост рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни, как женщин, так и мужчин.
Этому во многом способствовала реализация государственных проектов, реформирование законодательной базы здравоохранения, усиление финансирования и модернизация сферы, а так же активная пропаганда государством здорового образа жизни.
И показатели за последние годы, явно прогнозируют дальнейший подъем этой жизненно важной отрасли государства.
На основе проведенной работы, становится ясно, что здравоохранение - это сложная социальная система, основанная на ряде законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество функционирования. Она является важнейшей сферой реализации государственной политики, и крайне необходима для успешного существования государства. Эта система имеет многоуровневую организацию и обладает широкой областью реализации. Для поддержки своей деятельности ей необходимы реформирование и постоянная модернизация.
Нынешнее состояние здравоохранения Российской Федерации находится не в лучшем состоянии. Дефицит и диспропорции в структуре медицинских кадров, недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи, недостаточный уровень эффективности использования государственных финансовых средств, несовершенство нормативной и правовой базы в сфере разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи гражданам, нехватка современного диагностического оборудования, неудовлетворительное качество медицинской помощи и низкая квалификация медицинских кадров.
Именно поэтому эта отрасль является объектом особого внимания органов государственной власти всех уровней и приоритетным направлением социальной политики государства.
В последние годы, благодаря мерам по модернизации здравоохранения и проведению активной демографической политики, удалось несколько ослабить негативные тенденции, характеризующие здоровье россиян. Впервые за последние десятилетия у нас наблюдается рост рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни, как женщин, так и мужчин.
Этому во многом способствовала реализация государственных проектов, реформирование законодательной базы здравоохранения, усиление финансирования и модернизация сферы, а так же активная пропаганда государством здорового образа жизни.
И показатели за последние годы, явно прогнозируют дальнейший подъем этой жизненно важной отрасли государства.
Нормативно-правовые акты
Монографии, исследования
Статьи
Учебники и учебные пособия