Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения складывающиеся в сфере государственного управления здравоохранением в Российской Федерации, и чтобы на основе теоретических утверждений, действующего Федерального закона РФ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а так же регионального законодательства, обобщения результатов практической деятельности государственных органов исполнительной власти, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать особенности современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки и определить новые подходы в организации системы государственного управления здравоохранением. Проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов его управления, а так же органов связанных с охраной здоровья граждан. Выработать предложения и рекомендации по модернизации правовых основ и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение как отрасль государственной политики РФ 6
1.2 Современные принципы и механизмы государственной политики в сфере здравоохранения РФ 10
1.3 Сущность реформирования и модернизации здравоохранения на современном этапе 20
2. Анализ реализации государственной политики в области здравоохранения РФ 25
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения РФ 25
2.2 Анализ финансирования сферы здравоохранения РФ 31
2.3 Анализ организационно-управленческих механизмов реализации государственной политики в сфере здравоохранения 38
2.4 Перспективы развития здравоохранения в РФ 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

В настоящее время назрела  необходимость в разработке государственной  долгосрочной программы укрепления и развития здоровья нации, как это  сделано в ряде развитых стран.

Эта государственная программа (или программы) должна носить не отраслевой, а общенациональный характер, с участием многих заинтересованных министерств  и ведомств (пример – 10-летняя американская программа Health promotion Disease prevention. Objectives for the Nation, 1980-1990: Healthy people, 1990-2000: Healthy people, 2000-2010), программы Великобритании (до 2010 года), Нидерландов и других стран).

Это принципиально иной и более эффективный подход к  формированию программного бюджета  здравоохранения и эффективного использования всех государственных  ресурсов отрасли с целью обеспечения  доступности и качества медицинской  помощи гражданам Российской Федерации.

В целях обеспечения устойчивого  социально-экономического развития Российской Федерации была разработана Концепция  развития системы здравоохранения  в Российской Федерации до 2020 г.

Концепция развития здравоохранения  в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния  здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и  способы его совершенствования  на основе применения системного подхода.

Целями развития здравоохранения являются:

- прекращение к 2011 году убыли  населения Российской Федерации  и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

 

Рисунок 2. Изменение численности  населения к 2020 году

 

- увеличение ожидаемой продолжительности  жизни населения до 75 лет;

- снижение общего коэффициента  смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

- снижение показателя младенческой  смертности до 7,5 на 1000 родившихся  живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);

- снижение показателя материнской  смертности на 100 000 родившихся живыми  до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);

- формирование здорового образа  жизни населения, в том числе  снижение распространенности употребления  табака до 25% и снижение потребление  алкоголя до 9 л в год на душу  населения;

- повышение качества и доступности  медицинской помощи, гарантированной  населению Российской Федерации.

Задачами развития здравоохранения являются:

- создание условий, возможностей  и мотивации населения Российской  Федерации для ведения здорового  образа жизни;

- переход на современную систему  организации медицинской помощи;

- конкретизация государственных  гарантий оказания гражданам  бесплатной медицинской помощи;

- создание эффективной модели  управления финансовыми ресурсами  программы государственных гарантий;

- улучшение лекарственного обеспечения  граждан в амбулаторных условиях  в рамках системы обязательного  медицинского страхования;

- повышение квалификации медицинских  работников и создание системы  мотивации их к качественному  труду;

- развитие медицинской науки и  инноваций в здравоохранении;

- информатизация здравоохранения.

Для достижения этих целей  и задач разработаны ряд мероприятий.

Одним из приоритетов государственной  политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения  на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности  и качества медицинской помощи.

Формирование здорового  образа жизни:

- совершенствование медико-гигиенического  образования и воспитания;

- создание эффективной системы  мер по борьбе с вредными  привычками;

- обеспечение здорового питания;

- развитие массовой физкультуры  и спорта;

- снижение риска воздействия неблагоприятных  факторов внешней среды;

- массовая профилактика факторов  риска неинфекционных заболеваний.

 

32

Рисунок 3. Направления  по совершенствованию системы здравоохранения

экономика здравоохранение российский медицина

Гарантированное обеспечение  населений качественной медицинской  помощью:

- конкретизация государственных  гарантий оказания бесплатной  медицинской помощи;

- стандартизация медицинской  помощи;

- организация медицинской  помощи;

- обеспечение лекарственными  средствами;

- осуществление единой  кадровой политики;

- инновационное развитие  здравоохранения;

- информатизация здравоохранения;

- модернизация системы  финансового обеспечения оказания  медицинской помощи;

- законодательное и нормативно-правовое  обеспечение.

Реализация Концепции  будет происходить поэтапно:

На первом этапе (2009–2015) будет осуществлена конкретизация  государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную  модель финансирования медицинской  помощи через систему обязательного  медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение  информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.

В рамках первого этапа  реализации Концепции также будут  осуществлены подготовительные мероприятия  для последующего перехода на новую  систему организации медицинской  помощи, включая создание системы  контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией  в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической  базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.

На втором этапе реализации Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный  переход к саморегулируемой системе  организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения  и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных  с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение  высокотехнологичной и скорой медицинской  помощи в систему обязательного  медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы  лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

В целом, реализация всех направлений  развития здравоохранения обеспечит  к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную  и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в  долгосрочной перспективе.

 

Вывод к главе 2

Благодаря второй главе  данной работы, можно понять, что  нынешнее состояние здравоохранения  находится не в лучшем состоянии.  Дефицит и диспропорции в структуре медицинских кадров,  недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи, недостаточный уровень эффективности использования государственных финансовых средств, несовершенство нормативной и правовой базы в сфере разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи гражданам, нехватка современного диагностического оборудования, неудовлетворительное качество медицинской помощи и низкая квалификация медицинских кадров.

Именно поэтому эта  отрасль является объектом особого  внимания органов государственной  власти всех уровней и приоритетным направлением социальной политики государства. 

В последние годы, благодаря мерам по модернизации здравоохранения и проведению активной демографической политики, удалось несколько ослабить негативные тенденции, характеризующие здоровье россиян. Впервые за последние десятилетия у нас наблюдается рост рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни, как женщин, так и мужчин.

Этому во многом способствовала реализация государственных проектов, реформирование законодательной базы здравоохранения, усиление финансирования и модернизация сферы, а так же активная пропаганда государством здорового образа жизни.

И показатели за последние  годы, явно прогнозируют дальнейший подъем этой жизненно важной отрасли государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенной работы, становится ясно, что здравоохранение - это сложная социальная система, основанная на ряде законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество функционирования. Она является важнейшей сферой реализации государственной политики, и крайне необходима для успешного существования государства. Эта система имеет многоуровневую организацию и обладает широкой областью реализации. Для поддержки своей деятельности ей необходимы реформирование и постоянная модернизация.

Нынешнее состояние здравоохранения Российской Федерации находится не в лучшем состоянии.  Дефицит и диспропорции в структуре медицинских кадров,  недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи, недостаточный уровень эффективности использования государственных финансовых средств, несовершенство нормативной и правовой базы в сфере разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи гражданам, нехватка современного диагностического оборудования, неудовлетворительное качество медицинской помощи и низкая квалификация медицинских кадров.

Именно поэтому эта  отрасль является объектом особого  внимания органов государственной  власти всех уровней и приоритетным направлением социальной политики государства. 

В последние годы, благодаря  мерам по модернизации здравоохранения  и проведению активной демографической  политики, удалось несколько ослабить негативные тенденции, характеризующие  здоровье россиян. Впервые за последние  десятилетия у нас наблюдается  рост рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности  жизни, как женщин, так и мужчин.

Этому во многом способствовала реализация государственных проектов, реформирование законодательной базы здравоохранения, усиление финансирования и модернизация сферы, а так же активная пропаганда государством здорового  образа жизни.

И показатели за последние  годы, явно прогнозируют дальнейший подъем этой жизненно важной отрасли государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Ст. 41 Конституции РФ
  2. Федеральный Закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
  5. СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898; 2006. № 19. Ст. 2080.
  6. Постановление Правительства РФ от 06 апреля 2004 г. № 153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1445; 2005. № 49. Ст. 5222.

Монографии, исследования

  1. Лопатенков,  Г.Я. Медицинское страхование и платные услуги / Г.Я. Лопатенков. – СПб: Издательство BHV-Санкт-Петербург,  2005.- 160 с.
  2. Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России / О.В. Никульникова. – Энгельс: Регион, 2001.
  3. Отчет о деятельности министерства здравоохранения и социального развития РФ / 2010
  4. OECD health data, 2010.

Статьи

  1. Тихомиров А.В. Здравоохранение: правовой аспект // Здравоохранение в Российской Федерации. 2004. № 2. С. 11–18.
  2. Мунаев Р.В. Изменение социальной среды государственной службы в условиях трансформации социальных институтов // Социальная среда государственной службы в современной России / Под общ. ред. К.О. Магомедова. – М.: РАГС, 2009. –  С.125-127.
  3. Войцехович  Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение / Б.А. Войцехович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С.31.
  4. Семенов В.Ю. Аналитический доклад. Организация управления здравоохранением на федеральном уровне. М., 1999.
  5. А.Л. Пиддэ Организационно-правовые и экономические основы модернизации здравоохранения в современной России: проблемы и возможности 2010
  6. Кораблев В. Н., Модернизация организационно-экономической модели как основа повышения эффективности здравоохранения в современных условиях, 2011.
  7. Римашевская Н.М., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения России//Народонаселение. 2011. № 1;
  8. Григорьева Н.С.. Гражданин и общество в контексте реформы здравоохранения. В кн. «Современное здравоохранение: возможности и пределы настоящего». Под ред. Н.С.Григорьевой. М: МГУ. 2008;
  9. Бочкарева В.К. Пространственный фактор в формировании эффективной системы здравоохранения//Управление здравоохранением. 2009. № 3.
  10. Пронина, Л.И. Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования» / Л.И. Пронина // Экономика здравоохранения. -   2007. - № 12. – С. 46-47.
  11. Пресс-релиз Европейского регионального бюро ВОЗ, Копенгаген, 11.09.2006.

Учебники и учебные  пособия

  1. Конин Н.М. Административное право Российской Федерации / Н.М Конин, В.В.Журик, М.П. Петров / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005. – С. 306.
  2. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004. – С.606.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право России. Ч.3. / Д.Н. Бахрах. [и др.] – Екатеринбург: Диамант, 1997. – С.214.
  4. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1997. – С. 128.

Информация о работе Государственная политика по защите здоровья населения в РФ: современные принципы и механизмы