Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Файлы: 1 файл

Гос. управление здравоохранением учебник.doc

— 939.00 Кб (Скачать файл)

 

ТребованияФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии являются обязательными для Министерства здравоохранения и социального развития РФ при выдаче им разрешений на применение в медицинских целях лекарственных и диагностических средств, иммунобиологических препаратов, новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий; утверждении, в пределах своей компетенции, государственных стандартов и медико-технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику.

 

Развитие материально-технической  базы системы здравоохранения и  регулирование инвестиций в здравоохранение  осуществляется Министерством здравоохранения  и социального развития РФ совместно  с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

 

Вопросы экспорта и импорта  лекарственных, диагностических, дезинфекционных  средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и  медицинской техники напрямую связаны  с качеством профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мер по охране здоровья. Минздравсоцразвития РФ решает этот комплекс вопросов совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной таможенной службой РФ.

 

При этом практической реализацией  управленческих полномочий занимаются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития[169] и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.[170]

 

Следует обратить внимание на то, что действующее Министерство здравоохранения и социального развития РФ образовалось от слияния двух ранее самостоятельных государственных органов – Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ. В результате чего сформировались громоздкие управленческие структуры с огромным набором функций и полномочий. Вот как прокомментировал эту ситуацию Л. Рошаль: «Мы оказались обезглавлены. Главная опасность – потеря вертикали власти в отрасли. Посмотрели бы, что делается у соседа – Казахстана, который за семь лет до нас провел почти аналогичную реформу. Они покрутились, покрутились и вернулись к системе министерств здравоохранения. И нам это нужно сделать, причем, чем быстрее, тем лучше».[171] Следует полностью согласиться с известным врачом, так как подобное слияние привело к снижению эффективности работы нового объединенного Министерства, что обусловлено, в частности следующими обстоятельствами:

 

1) специфичность объединенных  сфер здравоохранения, социального  развития, труда и защиты прав  потребителей, несмотря на близость  регулируемых ими отношений, и необходимость в связи с этим различных организационно-управленческих подходов;

 

2) подчинение большого  количества разнообразных управляемых  объектов одному управляющему  субъекту, приводящее к невозможности  осуществления эффективного управления ими, отсутствию должного контроля за их деятельностью;

 

3) применение разных  схем финансирования в здравоохранении  и социальной сфере;

 

4) громоздкость структуры Министерства, породившая путаницу из-за перераспределения  функций и полномочий между  управляемыми объектами, отсутствия четкого разграничения сфер управления, кадровых перестановок;

 

5) существенное сокращение штатов  служащих при прежних объеме  и интенсивности работы, уровне  заработной платы в процессе  создания нового объединенного  Министерства;

 

6) невозможность объединенного  Министерства справиться с планами  реформирования системы здравоохранения,  так как его полномочия распространяются  не только на здравоохранение,  но и на социальное развитие, трудовые отношения, физическую  культуру и спорт, туризм, защиту прав потребителей, занятость, безработицу, трудовую миграцию, альтернативную гражданскую службу и демографическую политику.

 

Поэтому, если государство  хочет добиться эффективности управления здравоохранением, а также повысить качество оказания медицинской помощи, необходимо образовать единое министерство, наделив его исключительно здравоохранительными функциями, т. е. Министерство здравоохранения России.

 

В современных условиях рыночной экономики к системе  органов управления здравоохранением можно отнести также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, так как свойственными им методами фонды активно участвуют в управлении здоровьем населения.[172] Фактически эти федеральные ведомства осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, имеют большие штаты, образуются высшими органами государственной власти, подотчетны и подконтрольны им; их образование, организационная структура и порядок деятельности в основном регламентируются административно-правовыми нормами.

 

Страховая медицинская  организация вправе одновременно проводить  добровольное и обязательное медицинское  страхование, но на основе отдельных  лицензий. При этом страховые медицинские  организации не входят в систему здравоохранения, а органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.

 

Фонд социального страхования  РФ согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101[173] управляет средствами государственного социального страхования и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

 

Региональные отделения  Фонда образуются в субъектах  Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда – в отдельных отраслях хозяйства. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

 

Основными задачами Фонда  являются: финансовое обеспечение установленных  законодательством прав граждан  на медицинскую помощь за счет средств  ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи на всей территории России; аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.

 

Для осуществления этих задач ФОМС осуществляет следующие  управленческие функции: участвует в разработке базовой программы ОМС и выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам для выполнения территориальных программ ОМС; осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС; совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контролирует своевременность и полноту перечисления страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС, проводит ревизии и целевые проверки с целью осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС и ряд других функций.

 

Управление Федеральным  ФОМС осуществляется коллегиальным  органом – правлением и постоянно  действующим исполнительным органом  – директором Федерального фонда, который, как и его первый заместитель, назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ. Контроль за деятельностью Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляет ревизионная комиссия.

 

Помимо перечисленных  субъектов, в управлении здравоохранением активную роль играют общественные объединения и организации, например, профсоюзы, общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.

 

В приоритетных областях современного российского здравоохранения  первоочередная роль сегодня принадлежит не официальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным медицинским объединениям.[174]

 

Активную роль в последнее  время в регулировании вопросов здравоохранения, в первую очередь защиты прав медицинских работников, играют профсоюзы. Наиболее крупной и представительной организацией является Федерация независимых профсоюзов, в которую входит также профсоюз работников здравоохранения. Профсоюзы также участвуют в формировании политики и в управлении здравоохранением. С одной стороны, выполняя свои обязанности, профсоюзы защищают интересы работников здравоохранения перед работодателями, то есть руководителями органов и учреждений здравоохранения. Это касается в первую очередь вопросов оплаты труда. С другой стороны профсоюзы являются одной из сторон федеральной трехсторонней комиссии по урегулированию социальных вопросов на федеральном и на региональном уровнях. Ни один из социально значимых, в том числе и относящихся к здравоохранению вопросов не должен решаться без обсуждения и согласования на трехсторонней комиссии. Это касается проектов законов, разрабатываемых Правительством РФ, и проектов постановлений Правительства РФ. Кроме того, два представителя профсоюзов входят в состав правления Федерального ФОМС (из 11 человек).[175]

 

Таким образом, все наиболее важные вопросы политики обязательного  медицинского страхования решаются при участии профсоюзов.

 

Для осуществления общественного  контроля за деятельностью в области  здравоохранения при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы в области здравоохранения. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов в области здравоохранения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

Деятельность этих различных  организаций и обществ крайне важна и в законодательной  сфере в области национального здравоохранения, и в решении проблем медицинского образования, и в использовании медицинской информации и технологий и, конечно, в медицинской этике. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в институтах государственного устройства. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, гражданским и профессиональным кодексами на врачей возложено не только лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.

 

Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом  государственной власти по здравоохранению, образованным на основании распорядительного  акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.[176]

 

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по здравоохранению входит в государственную  систему здравоохранения субъекта Федерации и, являясь высшим управленческим отраслевым звеном в регионе, реализует  государственную политику РФ и ее субъекта, организует выполнение федеральных и региональных программ, проводит анализ состояния здоровья населения и разрабатывает мероприятия по его улучшению, обеспечивает реализацию обязательного медицинского страхования, осуществляет региональную программу оказания медицинской и лекарственной помощи населению, разрабатывает социальные нормативы здравоохранения в регионе, координирует деятельной органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан и многое другое.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области здравоохранения осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области здравоохранения законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.

 

Например, в Саратовской  области таким органом является Министерство здравоохранения и  социальной поддержки Саратовской  области, деятельность которого, как  органа отраслевого управления осуществляется на основе постановления Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года № 149-П, которым утверждено «Положение о министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области».[177]

 

Указанное Министерство является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере комплексных проблем социального развития; в сфере здравоохранения; в сфере труда; в сфере социальной поддержки; в сфере демографической политики; в сфере международного сотрудничества; в сфере альтернативной гражданской службы; в сфере финансового контроля.

 

Помимо Министерств  здравоохранения и социального  развития субъектов Федерации, в  систему государственного здравоохранения  субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.

 

 

Задача региональных отраслевых исполнительных структур –  оказывать содействие Минздравсоцразвития  РФ в совершенствовании идеологии  лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.

 

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области  здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдение законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Информация о работе Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации