Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.
ТребованияФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии являются обязательными для Министерства здравоохранения и социального развития РФ при выдаче им разрешений на применение в медицинских целях лекарственных и диагностических средств, иммунобиологических препаратов, новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий; утверждении, в пределах своей компетенции, государственных стандартов и медико-технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику.
Развитие материально-
Вопросы экспорта и импорта
лекарственных, диагностических, дезинфекционных
средств, иммунобиологических
При этом практической реализацией управленческих полномочий занимаются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития[169] и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.[170]
Следует обратить внимание на то, что действующее Министерство здравоохранения и социального развития РФ образовалось от слияния двух ранее самостоятельных государственных органов – Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ. В результате чего сформировались громоздкие управленческие структуры с огромным набором функций и полномочий. Вот как прокомментировал эту ситуацию Л. Рошаль: «Мы оказались обезглавлены. Главная опасность – потеря вертикали власти в отрасли. Посмотрели бы, что делается у соседа – Казахстана, который за семь лет до нас провел почти аналогичную реформу. Они покрутились, покрутились и вернулись к системе министерств здравоохранения. И нам это нужно сделать, причем, чем быстрее, тем лучше».[171] Следует полностью согласиться с известным врачом, так как подобное слияние привело к снижению эффективности работы нового объединенного Министерства, что обусловлено, в частности следующими обстоятельствами:
1) специфичность объединенных
сфер здравоохранения,
2) подчинение большого
количества разнообразных
3) применение разных
схем финансирования в
4) громоздкость структуры
5) существенное сокращение
6) невозможность объединенного
Министерства справиться с
Поэтому, если государство хочет добиться эффективности управления здравоохранением, а также повысить качество оказания медицинской помощи, необходимо образовать единое министерство, наделив его исключительно здравоохранительными функциями, т. е. Министерство здравоохранения России.
В современных условиях рыночной экономики к системе органов управления здравоохранением можно отнести также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, так как свойственными им методами фонды активно участвуют в управлении здоровьем населения.[172] Фактически эти федеральные ведомства осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, имеют большие штаты, образуются высшими органами государственной власти, подотчетны и подконтрольны им; их образование, организационная структура и порядок деятельности в основном регламентируются административно-правовыми нормами.
Страховая медицинская организация вправе одновременно проводить добровольное и обязательное медицинское страхование, но на основе отдельных лицензий. При этом страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения, а органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.
Фонд социального страхования РФ согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101[173] управляет средствами государственного социального страхования и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда – в отдельных отраслях хозяйства. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Основными задачами Фонда являются: финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи на всей территории России; аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Для осуществления этих задач ФОМС осуществляет следующие управленческие функции: участвует в разработке базовой программы ОМС и выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам для выполнения территориальных программ ОМС; осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС; совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контролирует своевременность и полноту перечисления страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС, проводит ревизии и целевые проверки с целью осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС и ряд других функций.
Управление Федеральным ФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором Федерального фонда, который, как и его первый заместитель, назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ. Контроль за деятельностью Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляет ревизионная комиссия.
Помимо перечисленных субъектов, в управлении здравоохранением активную роль играют общественные объединения и организации, например, профсоюзы, общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.
В приоритетных областях современного российского здравоохранения первоочередная роль сегодня принадлежит не официальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным медицинским объединениям.[174]
Активную роль в последнее время в регулировании вопросов здравоохранения, в первую очередь защиты прав медицинских работников, играют профсоюзы. Наиболее крупной и представительной организацией является Федерация независимых профсоюзов, в которую входит также профсоюз работников здравоохранения. Профсоюзы также участвуют в формировании политики и в управлении здравоохранением. С одной стороны, выполняя свои обязанности, профсоюзы защищают интересы работников здравоохранения перед работодателями, то есть руководителями органов и учреждений здравоохранения. Это касается в первую очередь вопросов оплаты труда. С другой стороны профсоюзы являются одной из сторон федеральной трехсторонней комиссии по урегулированию социальных вопросов на федеральном и на региональном уровнях. Ни один из социально значимых, в том числе и относящихся к здравоохранению вопросов не должен решаться без обсуждения и согласования на трехсторонней комиссии. Это касается проектов законов, разрабатываемых Правительством РФ, и проектов постановлений Правительства РФ. Кроме того, два представителя профсоюзов входят в состав правления Федерального ФОМС (из 11 человек).[175]
Таким образом, все наиболее важные вопросы политики обязательного медицинского страхования решаются при участии профсоюзов.
Для осуществления общественного контроля за деятельностью в области здравоохранения при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы в области здравоохранения. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов в области здравоохранения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Деятельность этих различных организаций и обществ крайне важна и в законодательной сфере в области национального здравоохранения, и в решении проблем медицинского образования, и в использовании медицинской информации и технологий и, конечно, в медицинской этике. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в институтах государственного устройства. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, гражданским и профессиональным кодексами на врачей возложено не только лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.
Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению, образованным на основании распорядительного акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.[176]
Уполномоченный исполнительный
орган государственной власти по
здравоохранению входит в государственную
систему здравоохранения
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в области здравоохранения
Например, в Саратовской
области таким органом является
Министерство здравоохранения и
социальной поддержки Саратовской
области, деятельность которого, как
органа отраслевого управления осуществляется
на основе постановления Правительства Са
Указанное Министерство является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере комплексных проблем социального развития; в сфере здравоохранения; в сфере труда; в сфере социальной поддержки; в сфере демографической политики; в сфере международного сотрудничества; в сфере альтернативной гражданской службы; в сфере финансового контроля.
Помимо Министерств здравоохранения и социального развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.
Задача региональных отраслевых исполнительных структур – оказывать содействие Минздравсоцразвития РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.
В муниципальных образованиях
ответственными за организацию деятельности
системы здравоохранения
Информация о работе Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации