Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

возникнуть  чувство нереальности и сомнения. Иногда они вообще не  показывают

никаких сильных чувств. Иногда их реакция  выражается  протестом,  слезами  и

озлобленностью.

    В первое время после смертного  случая у детей  чаще  всего   наблюдается

сильный страх разлуки со взрослыми (они  всегда хотят быть  рядом  со  своими

родителями),  у  них   могут   быть   проблемы   со   сном,   агрессивность,

раздражительность или другой тип деструктивного  поведения,  привлекающий  к

себе  внимание,— замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска,  чувство

потери, мучительные воспоминания и фантазии.

    Таким образом, дети переживают  горе не каким-то определенным  образом, а

реагируют на него по-разному. Вот несколько  самых распространенных реакций.

    Тревожность. Смерть легко вызывает  страх, что может произойти  еще  одна

катастрофа. Поэтому дети разных возрастов часто  высказывают  свои  опасения,

что может  что-нибудь  случится  с  близкими  им  людьми.  Дети  также  могут

испытывать  страх, что сами умрут. В  результате  такой  постоянной  тревоги,

бдительности  и напряжения у ребенка могут  возникать боли в  животе,  плечах,

шее и  голове.

    Маленькие  дети   могут   постоянно   прижиматься   к   родителям   или

присматривающим за ними взрослым, выдавая этим свой страх быть  разлученными

с ними. При крайней степени тревоги  они могут не отпускать  взрослых  ни  на

минуту, воспринимая всякую разлуку как  символическую смерть близкого.

    Часто дети хотят спать с  зажженной  лампой  и  открытой  дверью,  чтобы

видеть, что взрослые дома и с ними ничего не произошло.

    Если ребенок  был  свидетелем  смерти  или  нашел  умершего,  он  может

пугаться  всякий раз, когда что-то напоминает о случившемся.  Например,  если

смерть  произошла  в  результате  автомобильной  катастрофы,  то  при  каждом

приближении к машине ребенок может чувствовать  сильную тревогу.

    Замкнутость, изоляция и проблемы  концентрации внимания. После смертного

случая  ребенок начинает «борьбу» с тревожащими  его мыслями и  чувствами.  Он

может стремиться изолироваться.  Желание  замкнуться  в  себе  и  уединиться

становится  спустя некоторое  время  характерной  чертой  для  всех  людей  с

подобным  опытом. Психологически  травмированные  дети  в  дальнейшем  всегда

более чувствительны к разлуке,  нежели  другие.  Кроме  того,  у  них  могут

ухудшиться  результаты в школе, причем как в  учебе, так и в поведении.

    Печаль, тоска. В  раннем  возрасте  присутствие  рядом  матери  и  отца

настолько важно для развития ребенка, что  он, потеряв одного  из  родителей,

испытывает  как бы двойную утрату: оставшийся  в  живых  родитель  (мать  или

отец) из-за собственного личного горя более  или менее отстранен  от  ребенка

эмоционально. Вместо утешения и поддержки мать или  отец,  возможно,  ругают

ребенка и отвергают его, в то время  как нормальные реакции  тоски  и  печали

ребенка на смерть близкого, могут проявляться  в назойливости, плаксивости  и

капризах.

    Глубина детского горя не измеряется «объемом»  выплаканных  слез.  Дети

могут тосковать не так долго, как этого  хотелось бы взрослым.  Но  не  стоит

заблуждаться. Дети могут продолжать думать о мертвом, еще долго  чувствовать

печаль  и тоску. Они очень скучают. Поэтому  у многих из них может  возникнуть

желание вернуться  в  те  места,  где  они  были  вместе  с  умершим,  чтобы

«оживить» воспоминания. Некоторые дети реализуют  это  свое  желание,  убегая

от  приемных родителей или попечителей  или из детских учреждений.

    Когда тоска становится  невыносимой,  бессознательно  может  возникнуть

образ ушедшего («тень отца Гамлета»). У  ребенка  может  появиться  ощущение,

что умерший  находится рядом в комнате  и разговаривает с ним. Особенно  часто

образ  умершего  может  посещать ребенка в сновидениях.  Это может   как

испугать, так и успокоить ребенка. Важно  подготовить ребенка к этому,  чтобы

он  знал, что такие вещи возможны и  вполне обычны.

    Вина. Большинство детей часто  задумываются, почему пришла  смерть,  что

ее  вызвало. Иногда  они  считают  (возможно  из-за  ревности),  что  это  их

собственные мысли или поступки вызвали смерть.  Они  также  могут  возложить

вину  на родителей.

    Для многих детей, особенно  более старшего возраста, характерно  ощущение

связи между способностью совершить какое-либо действие и  наказанием.  Когда

ребенок ощущает в себе сильную склонность к  какому-либо  проступку,  то  он

закономерно чувствует вину: «Если бы я  вел  себя  хорошо,  если  бы  я  был

лучше, мама была бы по-прежнему жива!» В этом случае он  может  выбрать  две

стратегии поведения:

 Ребенок  может постараться нечто предпринять,  чтобы снова как  бы  вернуться

в обычную  жизнь. Например, начать вести себя очень хорошо,  стать  послушным

—ведь именно такое поведение ценится  взрослыми.

 Возможно, ребенок станет более беспокойным  и трудным в  общении   для  того,

чтобы его наказали. По его мнению, он этого  заслуживает, это  он  виноват  в

том ужасном,  что  произошло.  Взрослые  же  часто  совсем  не  воспринимают

подобное  вызывающее поведение как признак вины или горя. Поэтому на  ребенка

обрушиваются  брань и наказания за его плохое поведение. В то время  как  при

более терпимом  отношении  взрослых  он  мог  бы  испытать  успокоенность  и

облегчение.

              Гнев. Ребенок может испытывать очень  сильное  чувство  гнева,

когда любимый человек умирает. Вспышки  гнева в этом случае довольно  обычны.

Чувство озлобленности, когда кто-либо умирает, вполне  естественная  реакция

на  потерю близкого.

    Гнев может быть направлен  на что-то конкретное, на  обстоятельства  или

определенного человека. В некоторых случаях, когда  ребенок потерян,  ощущает

себя  крайне тревожным, бессильным и раздраженным, он выплескивает свой  гнев

на  окружающих и может вести себя деструктивно.

    Но  нередки  случаи,  когда  гнев,  соединяясь  с  виной,  направляется

ребенком  на  себя.  Суицидальные   мысли,   вероятно,   являются   примером

саморазрушения, но они также, быть может,  выражают  желание  ребенка  вновь

соединиться с умершим. Почти каждому, кто  пережил ощутимую  потерю  близкого

человека, приходят в голову мысли  о  самоубийстве.  Взрослые  редко  задают

детям вопросы о самоубийстве. Подобные вопросы — табу для многих.  Но  стоит

узнать  у таких детей, что именно более  всего помогло им  преодолевать горе,

и  некоторые  из  них  ответят,  что  по-настоящему  давала  им   силу   для

продолжения жизни и борьбы с  проблемами  мысль  о  возможности  прекращения

своей собственной жизни[2].

 

 

 

            Диагностика агрессивности в  младшем школьном возрасте

 

    Я провел исследование агрессивности  в младшем школьном возрасте

(возраст  детей 9-10 лет). По моей просьбе  они нарисовали рисунок

несуществующего животного. В классе было 30 детей.

    Методика «Рисунок несуществующего  животного» (РНЖ) — одна  из  наиболее

распространенных  проективных  методик  диагностики  агрессивности  детей.  В

основном  проводится  в  режиме  взаимодействия  «психолог—ребенок»  с  целью

выяснения или уточнения черт личности, установок  и  психологических  проблем

ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль

играет  умение ребенка  фантазировать  и  отразить  созданный  образ  в  виде

графического  изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в  том,

что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную  связь

с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии,  но

и с  реальными личностными и социальными  проблемами ребенка.

    Методика  проводится  по  стандартной   процедуре.   Вначале   необходимо

установить доверительный контакт с ребенком и лишь  потом  сообщить  ему  о

характере задания. Инструкция: «Придумай и  нарисуй несуществующее  животное

и  назови  его  несуществующим  названием».  Далее  можно   уточнить,   что

нежелательно  брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано;

вымершие  животные тоже не подходят.

    Для проведения необходим простой   карандаш  средней  твердости,  неостро

заточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги  стандартный,

белый или кремовый, но  не глянцевый.  Бумага  должна  быть  ориентирована

вертикально.

    На листе левая сторона и  низ рисунка связаны с отрицательно  окрашенными

эмоциями,   депрессией,   неуверенностью,   пассивностью.   Правая   сторона

(соответственно  доминантной  правой  руке)  и   верх   —   с   положительно

окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью  действий.

    В норме рисунок расположен  по средней линии  (или  несколько   левее)  и

чуть  выше середины листа бумаги. Положение  рисунка  ближе  к  верхнему  краю

листа трактуется как  высокая  самооценка,  неудовлетворенность  собственным

положением  в обществе и недостаточным признанием, претензия на  продвижение,

тенденция к самоутверждению, потребность  в  признании.  Повышение  положения

рисунка  на  листе  бумаги  -  со   стремлением   соответствовать   высокому

социальному стандарту, стремлением  к  эмоциональному  принятию  со  стороны

окружения.

    Положение в нижней части листа  — обратный показатель:  неуверенность   в

себе,      низкая      самооценка,      подавленность,      нерешительность,

незаинтересованность  в  своем  социальном  положении  отсутствие  стремления

быть  принятым  окружением,  склонность  к  фиксации   на   препятствиях   к

достижению  ситуативных потребностей.

    Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную каннотацию  по

оппозициям         «пассивность—деятельность»,         «внутреннее—внешнее»,

«прошлое—будущее».  Соответственно  расценивается   местоположение   рисунка

вправо  и влево от средней линии листа, а  также  ориентация  головы  и  тела

животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует  готовые

к реализации состояния и  реакции  на  момент  рисования,  в  то  время  как

ориентация  головы  и  тела  символизирует  общую  направленность  в  сторону

достижения  тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

    Голова, направленная вправо, — устойчивая  тенденция к  действию:  почти

все, что  обдумывается и планируется, осуществляется, или, по  крайней  мере,

начинает  осуществляться  (если  даже  и  не  доводится до  конца).  Ребенок

настроен  на реализацию своих установок и  намерений.

    Голова, направленная влево, —  тенденция к рефлексии, к размышлению,  «не

человек действия». Лишь незначительная часть  замыслов реализуется  или  хотя

бы  начинает реализовываться.

    Положение «анфас», т.е.  голова,  направленная  на  рисовавшего,  может

трактоваться  как  эгоцентризм.  Такое  положение  часто  бывает  сходно  по

значению  в отношении описанных  параметров  уровня  притязаний  с  поворотом

влево.   Иногда   оно   трактуется    как    прямота,    бескомпромиссность,

сформировавшиеся  как реакция на глубинное чувство  незащищенности.

    Двух- (и более) головые животные  и  «тяни-толкай»  рассматриваются   как

выражение противоречивых тенденций.

    Характер линии  служит  одним  из  индикаторов  общей  энергии.  Слабая

паутинообразная линия является признаком экономии энергии.

     Степень агрессивности выражена  количеством, расположением и   характером

острых  углов в рисунке, независимо от их связи  с  той  или иной  Деталью.

Особенно  весомы в этом отношении прямые символы  агрессии  —  когти,  клювы,

зубы.

    Мелкие рисунки — наличие депрессии,  подавленность, угнетенность,

повышенный  самоконтроль. Уверенные, хорошо стыкующиеся  линии, упругая

пластичность  контура являются показателем хорошего контроля аффективности.

    Содержательный анализ рисунка:

    «Уши» — заинтересованность в  информации и значимость мнения  окружающих

о себе.

    Приоткрытый рот в сочетании  с языком при отсутствии  прорисовки  губ  —

трактуется  как повышенная речевая активность (болтливость); в  сочетании  с

прорисовкой губ - чувственность, иногда и то, и  другое вместе. Открытый рот

без  прорисовки  языка  и  губ,  особенно   зачерненный,   трактуется   как

облегченность возникновения опасений, страхов, недоверия. Рот  с  зубами  -

вербальная  агрессия, в большинстве случаев  защитная. Для детей и подростков

характерен  рисунок зачерненного рта округлой формы (в  случае  боязливости,

тревоги).

     Особое  значение  придается   глазам  как  символу присущего   человеку

переживания страха. Это значение особо  подчеркивается  резкой  прорисовкой

радужки.

     Ресницы — истероидно-демонстративные  манеры в поведении, для   мужчин  -

Информация о работе Жестокое обращение с детьми