Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

 женственные   черты  характера.  Ресницы   также   —   заинтересованность   в

 восхищении  окружающими внешней красотой  и  манерой  одеваться,  придавание

 большого  значения внешности.

    На голове бывают также дополнительные  детали:

    рога — защита или агрессия

    перья — тенденция к самоукрашению  и самооправданию,  демонстративность;

грива, шерсть, подобие прически - чувственность;

    Однотипность и  однонаправленность,  повторяемость  формы  «ног»,  лап,

любых элементов опорной  части  —  конформность  суждений  и  установок,  их

стандартность,  банальность.  Разнообразие  в  положении  этих  деталей   --

своеобразие    установок,    суждений,    самостоятельность,    банальность,

небанальность, иногда  — творческое начало или  инакомыслие.

    Крылья - энергия охвата разных  областей человеческой деятельности.

   Хвосты  отражают  отношение к собственным   действиям   и   решениям,

размышлениям,  выводам,  к  своей  вербальной  продукции,  судя   по   тому,

повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Вправо - по поводу своих  действий

и поступков, влево - по поводу мыслей, решений, пропущенного момента.

    Результаты теста:

        1. Примерно 50% детей из данного  класса имеют завышенную самооценку,

           т.к. рисунок расположен анфас  (голова направлена на рисовавшего).

           Иногда это трактуется как  прямота.

        2. Около 27% детей имеют рисунки  с четкими, “жирными” линиями  –  это

           свидетельствует о большой энергии  рисовавшего. Примерно 32% имеют

           нечеткие, неаккуратные изображения   животных  –  неуверенность   в

           своих силах.

        3.  У 7% лапы животных однонаправленные. Повторяемость формы  «ног»,

           лап, любых элементов опорной   части  —  конформность  суждений  и

           установок, их стандартность,  банальность.

        4.  У  17%  животные  имеют   несколько  голов   -   внутреличностный

           конфликт.

        5. На 2-ух изображениях можно видеть  птиц   с  крыльями  -  энергия

           охвата разных областей человеческой  деятельности.

        6. О  вербальной  агрессии  свидетельствует   рот  с  зубами  (иногда

           защитная) – 20%.

        7.  Главный  способ   характеристики   агрессивности   по   рисункам

           несуществующего животного –  устрашающий вид  и  наличие   большого

           количества углов на изображении.  Это можно наблюдать у 23% детей.

    Особое внимание я хочу заострить  на рисунке Лашука Евгения:

    Он потерял родителей в 5 лет.  Его воспитывает бабушка. Сначала  он  даже

не  осознавал своей потери.

     На рисунки изображен дракон  с крыльями и тремя головами. Это говорит о

том, что  он страдает от внутреличностного  конфликта  и  он  его  интересуют

различные области человеческой жизни. Животное изображено левее  центральной

линии.

    В последнее время он  стал  показывать  нехватку  тактильного   общения.

Раньше  он всегда молчал о своем горе, но недавно   он  стал  рассказывать  о

своей потери всем, кого  хоть  немного  знает  и  стал  проявлять  косвенную

агрессию  – я считаю, что он наконец  понял все и стал винить в этом всех.

    Вывод:  Лично  мое  мнение  об  этом  тесте:  он  плохо   характеризует

внутренний  мир ребенка в данный  период  времени,  т.к.  они  находятся  под

влиянием  телевидения,  комиксов   и,   конечно,   компьютерных   игр,   где

присутствует  большое количество монстров и других неприятных вещей.

 

 

 

                                 Заключение

 

    Вопрос о сущности человеческой  агрессии занимал лучшие умы  человечества

на  протяжении многих веков и рассматривались  с различных позиций –  с  точки

зрения  философии, поэзии, религии. Однако только  в  нашем  столетии  данная

проблема  стала предметом  систематического  научного  исследования,  поэтому

неудивительно, что не на  все  вопросы,  возникающие  в  связи  с  проблемой

агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение  этой  темы  часто  порождало

больше вопросов чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс,  и  сегодня

мы  знаем уже довольно много об истоках  и природе человеческой агрессии.

    Человек  -  весьма  агрессивное   существо,  Ребенок  проявляет   первые

признаки   агрессивности   задолго  до   того,   как   научится   говорить.

Агрессивность  подчиняется  своим  законам,  весьма  своеобразным  и   порой

непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение  каждого  человека,

включая политиков и военных, но  и  на  поведение  общества  и  государства.

Когда государство попадает  во  власть  инстинктов,  созданных  естественным

отбором для стада наподобие павианьевого, и к тому  же  обзаводится  атомным

оружием, это очень опасно.  А  если  таких  государств  окажется  несколько,

будущее мира может повиснуть на волоске.

    Важную  роль  в  формировании  агрессивности  играет  стиль   семейного

воспитания.  Здесь  значимо  все:  от  методов  поощрения—наказания,   стиля

руководства   ребенком,   характера    взаимодействия    и    конгруэнтности

педагогических  взглядов родителей  до  «непрожитых»  детских  проблем  самих

родителей, нетождественности  семейных  (воспитательных)  сценариев  отца  и

матери  и др.

    Кроме всего прочего, существует  масса побочных,  ситуативных   факторов,

которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии  в

ребенке.  К  таким  факторам  можно  отнести  присутствие  других  людей  (в

особенности  значимых,  референтных)  и   их   оценка   поступков   ребенка,

способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого.

    Для исследования агрессивности  применяются те же группы методов,  что  и

для других свойств личности: наблюдение, опросные  и  проективные  методики.

Часть методов является специализированной, т.е.  направлена  на  диагностику

только  агрессивности. Применяются  и  вспомогательные  методики,  выявляющие

агрессивность  наряду  с  целым  комплексом  других  личностных  свойств   и

психических состояний.

    Для  психологической   коррекции   детской   агрессивности   необходимо

использование интегративного подхода.

    Таким образом,  можно  сказать,  что  у  каждого  из  нас  в  характере

присутствует   агрессивность.   У   кого-то   она   имеет    оборонительные,

доброкачественные  формы,   у   кого-то,   возможно,   уже   перешла   и   в

деструктивную, злокачественную область. Но  как  бы  это  ни  было  человеку

предоставляется возможность как существу разумному  предотвращать  появление

агрессии  и контролировать её. Надеюсь, что  человечество   сможет  для  себя

сделать определенные  выводы  и  обратить  свою  агрессию  в  конструктивное

русло.

 

 

 

                                 Литература

 

    1. Фурманов И.М. Детская агрессивность.  – Мн., 1996. – С. 3-74.

    2. Фуманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова  Н.В. Психологические

особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Мн.: «ТЕСЕЙ»,

1999. –  С. 49-55.

    3. Бютнер К. Жить с агрессивными  детьми. – М., 1991. – С. 56.

    4. Фромм Э. Анатомия человеческой  деструктивности. – М., 1994. – 447с.

    5. Семенюк Л.М. Психологическая  сущность агрессивности и ее  проявления

у детей  подросткового возраста. – М., 1991. – 16 с.

    6. Левитов Н.Д. Фрустрация как  один из видов психических  состояний. –

М., С. 118-129.

    7. Раншбур Й., Поппер П. Секреты  личности. М., 1983. – С. 125-135.

    8. Хекхаузен Х. Мотивация и  деятельность. Т.1. – М., 1986. – С. 365-

405.

    9. Мид М. Развитие ребннка. –  М., 1968.

    10. Нравственность, агрессия, справедливость//Вопр. Психологии. – 1992,

N 1-2.-С. 4-97.

 

 

 

                                 Приложение

 

                                    Разрушение

            Сохранение

                  Танатос----------------------(        Я           (-------

------------------ Эрос

                                                                          |

  Изменение  направления энергии

 

\/

                                              Агрессия, направленная на

других

    Схема1.

 

 

 

|Агрессия, приобретаемая          |Биологических факторов (например,|

|просредством:                    |гормоны, нервная система)        |

|                                 |Научения (например,              |

|                                 |непосредственный опыт,           |

|                                 |наблюдение)                      |

|Агрессия провоцируется:          |Воздействием шаблонов (например, |

|                                 |возбуждение, внимание)           |

|                                 |Неприемлемым обращением          |

|                                 |(например, нападки, фрустрация)  |

|                                 |Побудительными мотивами  (       |

|                                 |например, деньги, восхищение)    |

|                                 |Инструкциями (например, приказы) |

|                                 |Эксцентричными убеждениями       |

|                                 |(например, параноидальными       |

|                                 |убеждениями)                     |

|Агрессия регулируется:           |Внешним поощрением и наказанием  |

|                                 |(например, материальное          |

|                                 |вознаграждение, неприятные       |

|                                 |последствия)                     |

|                                 |Викарным подкреплением (например,|

|                                 |наблюдение за тем, как поощряют  |

|                                 |или наказывают других)           |

|                                 |Механизмами саморегуляции        |

|                                 |(например, гордость, вина)       |

 

 

 

Таблица1.

 

 

 

|         |Стиль поведения родителей    |Число агрессивных детей (%)    |

|Гр.      |                             |                               |

|         |                             |мальчики      |девочки         |

|         |Низкий   уровень             |3,7           |13.3            |

|         |снисходительности , низкий   |              |                |

|A        |уровень   склонности к       |              |                |

|         |наказаниям                   |              |                |

|         |Низкий уровень               |20,4          |19,1            |

|         |снисходительности, высокий   |              |                |

|B        |уровень склонности к         |              |                |

|         |наказаниям                   |              |               |

|         |Высокий уровень              |25,3          |20.6            |

|         |снисходительности, низкий    |              |                |

|C        |уровень склонности к         |              |                |

|         |наказаниям                   |              |                |

|         |Высокий   уровень            |41,7          |38,1            |

|         |снисходительности,   высокий  |              |                |

|D        |уровень склонности к         |              |                |

|         |наказаниям                   |              |                |

 

Таблица2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.

 

 

Первые проявления психосоматических  состояний взрослого человека, как  правило, имеют корни в детском  возрасте. У каждого пятого ребенка неустойчиво артериальное давление, и это нередко начало гипертонической или гипотонической болезни взрослого; каждый четвертый ребенок нуждается в наблюдении кардиологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и эндокринологов с риском перехода с этими нарушениями под наблюдение взрослой поликлиники. Атеросклероз сосудов начинается нередко в 12-14 лет, а вегетативная дистония (психовегетативный синдром) омрачает детство многих детей и каждого третьего подростка.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми