Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни, тонкие эндокринно-гормональные и биохимические сдвиги в организме играют важную роль в данной проблеме. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.
В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний: неблагоприятные тенденции века и сниженная приспособляемость ребенка к этим тенденциям, обусловленная врожденной психофизической недостаточностью, неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. На ребенка, как и на взрослого, воздействует пресс психоэмоциональных перегрузок, характерный для конца XX - начала XXI веков. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Имеют место и специфические тенденции века. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших. Жесткая оценка успехов, разделение детей на "способных" и "малоспособных" вносят в жизнь ребенка конкурсную гонку, нервозность, честолюбивые переживания, порождая нередко озлобленность или депрессивность, чувство вины.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков. В школе и семье не учитывается индивидуальность ребенка, и его реакции, поведение пытаются стандартизировать, что однозначно ведет к ломке его натуры, и как следствие - к болезням души и тела. Информационный шквал, истязающий психику даже взрослых людей, тем более непосилен для психики ребенка.
Каждый педагог требует
Ко всему этому ребенку
Одни дети протестуют, отказываются посещать дошкольное учреждение или школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.
Так, к примеру, у последних, как будто социально благополучных, формируется личностный радикал, характеризующийся замкнутостью, упорством, бескомпромиссностью, ожесточенностью, высокой требовательностью к себе, обидчивостью и ранимостью, болезненным самолюбием с обострением чувства достоинства, затаенной неуверенностью в себе со сверхцелью преодолеть ее и победить в борьбе с самим собой и неблагоприятными обстоятельствами или, напротив, личностный радикал с непоколебимой верой в себя и тенденцией к ожесточенному преодолению неблагоприятных обстоятельств и трудностей. И ребенок, подросток с таким личностным радикалом или действительно побеждает, но ценой "самоедства", самосжигания, или может в конце концов капитулировать перед трудностями, однако, капитулировав, он страдает втройне и разрушает свой организм непосильным для него переживаниями.
Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу, а ребенок ест себя поедом.
К возникновению психосоматического риска ведет прежде всего неправильное воспитание. Это, во-первых, дети, ставшие жертвами - и другого слова не найдешь - эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. На вопрос, кем они хотят стать, такие дети убежденно заявляют: космонавтами, командирами, артистами, писателями. Другое для них неприемлемо. Обычный мальчишка хочет стать шофером, и верх его честолюбия - стать шофером пожарной машины. Обычная девочка, как правило, искренне смущается при таком вопросе, ибо не задумывалась над ним, или робко говорит о намерении стать врачом, учительницей, воспитательницей в детском садике. Дети же, воспитывающиеся эгоцентрически, ожесточенно соперничают со сверстниками, начиная с детского садика (чаще девочки). Мальчики, как правило, позднее включаются в подобную борьбу.
У таких детей завышена неосознаваемая самооценка (см. статью "Неврозы у детей"). Они страдают, если воспитательница редко хвалит их, а за порицание и низкую оценку их усилий непримиримо, не по-детски не любят ее, завидуя тем и всерьез враждуя с теми, кто их опережает. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. У моей одиннадцатилетней пациентки, обучавшейся в школе с математическим уклоном, когда я начал расспрашивать ее о первой ученице класса, зло сжались губы, глаза стали колючими. Прозвучали недобрые слова: "она подлиза и выпрашивает отличные отметки, а сама дура, зубрила". В учебе девочка фанатична. Она изводит себя, сидя допоздна над учебниками, и мать отмечает, что в это время к ней лучше не подходить - будет скандал. У нее предъязвенное состояние кишечника, начавшееся после того, как ее не избрали старостой класса.
Данный вариант формирования личности более всего характеризуется неутолимым честолюбием. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее психосоматические последствия. Довлеет одна сверхустановка: "Все равно докажу, что я способнее, сильнее, лучше". Эти дети - максималисты, удовлетворяющиеся только первым местом. Болезнь не останавливает их. Усомнившийся в их способностях, как и опережающий, особенно если успех дается ему легко, - непримиримый враг. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, а локализация болезни - ослабленная система организма.
Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Жизнь и устремления, переживания не по возрасту приводят к недомоганиям, характерным для работающего сверх сил взрослого человека. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду. Мрачная картина. Кто-то заметит: "Полноте, бывает ли такое, когда речь идет о ребенке!" Бывает, эти дети взрослоподобны. В статье о задержке умственного развития указывалось, что уже трехлетние самолюбивы, завистливы, испытывают чувство враждебности. Умны, и весьма, дети с пяти с половиной лет. В первом-третьем классах школы бушуют такие страсти особенно среди девочек, что писатель мог бы найти здесь сюжет для подлинной трагедии. Вот насколько серьезна проблема детской нервности или трудности.
Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует (см. статью "Неврозы у детей") заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. То же самое может наблюдаться при наличии объективного психофизического дефекта. И непринимаемый ребенок осознаваемо и неосознаваемо стремится доказать, но - в отличие от первого варианта - уже самому себе, что он стоит большего признания.
У него подавлен инстинкт самосохранения, обострено до болезненности чувство достоинства. Он мучительно самолюбив как раз от переживания ущербности. И не завидует одаренным, но признает их преимущество. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Признавая свою слабость, он руководствуется установкой: "Я слабее, но буду бороться, не жалея себя, и докажу, что достоин уважения". В детском возрасте все это выражено смутно, не оформлено, выступает во многом как неосознаваемое переживание уже со старшей группы детского сада и обостряется в первых классах школы. И честолюбив, но успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.
Третий вариант пути к психосоматическому
риску имеет место при
И, наконец, при тревожно-мнительном воспитании в случае следования по пути психосоматического риска наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он как известный пескарь, который дрожал всю жизнь; он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Его гонит страх осрамиться, и он пытается превзойти самого себя. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.
Что же следует предпринять родителям? Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет. Психотерапевтические воздействия вытекают из описания механизмов возникновения психосоматических состояний. Чтобы понять эти механизмы, предотвратить психосоматическое развитие у детей, следует более углубленно вникнуть в эту проблему.
Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.
Разумное, трезвое восприятие неприятного, как и культура эмоциональной экспрессии - реагирования на неприятное, - это культура здоровья. В воспитании ребенка, особенно нервного и трудного, львиная доля усилий направляется на формирование способности жить среди людей, руководствуясь истинной добротой, но не поступаясь достоинством. Следует научить ребенка отличать злую критику от справедливой, серьезное от суетного, стремление обидеть от шутки, научить умению цивилизованно выражать свои эмоции и без истеричности и крайностей, достойно, взвешенно и с чувством меры уметь постоять за себя.
А нервные и трудные дети, впадая в гнев, нередко ведут себя как дикари, разрушительно для себя и других, или по ничтожному поводу впадают в тоску, уныние и страх, видят стремление обидеть там, где его нет и в помине. Сегодня они дети и последствия их отрицательных эмоций и отсутствия культуры их выражения незначительны, но эти последствия растут вместе с ними и горе, если сегодняшние нервные и трудные дети, повзрослев, не научаться достойно, цивилизованно жить среди людей. Тогда их проблемы будут велики и исказят судьбу, поскольку отрицательные эмоции подобны злому джину, который, будучи выпущенным из бутылки, в первую очередь пожирает как раз того, кто дал ему свободу.
Мною предложена и разработана концепция комплексов тонкого и толстого кишечника. Согласно этой концепции, опирающейся на теории древневосточной медицины, в организме есть два неразрывно взаимосвязанных комплекса: комплекс тонкого кишечника, состоящий из систем печени, желчного пузыря, сердца, сосудов, тонкого кишечника, и комплекс толстого кишечника, состоящий из систем почек, мочевого пузыря, поджелудочной железы, желудка, легких, толстого кишечника. Известно, что все эмоции человека могут быть сведены к двум чувствам: удовольствия и неудовольствия, а я бы сказал - удовлетворенности и неудовлетворенности.