Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

Лечение психосоматических расстройств.

Заключение  о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройства, можно сделать лишь после тщательного обследования. Так, малышу, который жалуется на выраженные боли в животе, врач может дать направление на анализы, УЗИ и гастроскопию, чтобы исключить заболевания пищеварительной системы. Ведь жалобы в том и другом случае похожи, а лечебная терапия различается.

Есть ситуации особые: нельзя медлить с оказанием  ребенку помощи, если речь идет о  хирургическом заболевании, симптомы которого схожи с психосоматическими расстройствами. Важно понимать и то, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

 

 

КАК ВЫЯВИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С  РЕБЕНКОМ: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ  С ДЕТЬМИ:  
Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме  насилия относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия  в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.  
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.  
У детей в предпубертатном  периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.  
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая диагностика последствий 
жестокого обращения с детьми»

Проведение диагностических  мероприятий направлено на решение  двух задач:  
- выявление случая (ев) насилия в отношении ребенка;  
- диагностика последствий насилия для развития ребенка.  
 
Первичную оценку ситуации может провести преподаватель или родитель путем простого наблюдения за поведением ребенка в детском саду, на уроках, в группе продленного дня, а также с помощью беседы с ним самим и близкими взрослыми. Распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении детей предполагают использование определенных методов, комплексное применение которых позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятности. Специалист (психолог, психоневролог, психотерапевт, социальный педагог), проводящий первичное обследование ребенка должен владеть принципами и приемами психодиагностики и хорошо ориентироваться в симптомах посттравматического стрессового расстройства.  
 
Основными методами диагностики в данном случае являются: 
1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;  
2. наблюдение за поведением;  
3. наблюдение за игрой;  
4. анализ сновидений;  
5. анализ продуктов творчества;  
6. рассказ самого ребенка и близких взрослых; 
7. анализ специальных психодиагностических материалов (тестов, опросники и пр.). 
Подробнее остановимся на каждом из них.  
 
^ Наблюдение за игрой ребенка. 
Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. В связи с этим, игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и как способ ее проработки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от травматических событий. Важно, что разыгрывание травматического опыта спонтанно возникает почти у каждого ребенка и позволяет ему в существенной мере ассимилировать случившееся и обрести чувство контроля над ситуацией. В случае физического насилия могут проигрываться драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.  
 
Анализ сновидений  
У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия  
отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна  
чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут. 
Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи.  
Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.  
 
Рассказ ребенка о факте насилия  
Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Используя приемы активного слушания, специалист  собирает, таким образом, прямую или косвенную информацию о насилии, акцентируя внимание на том, принимает ли ребенок себя, свое тело, что он  
чувствует в тех или иных ситуациях, произошли ли существенные перемены в его привычках, поведении, образе жизни. Детям дошкольного и младшего  
школьного возрастов легче строить такой рассказ через игровой сюжет или  
опираясь на рисунок.  
 
Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит.  
 
^ Анализ специальных психодиагностических материалов  
Выявление фактов насилия и диагностика последствий насильственного опыта для эмоционально-личностного развития детей может осуществляться при помощи специализированных опросников, проективных методик и других тестовых материалов. 
 
Проведение, анализ и интерпретация психодиагностических материалов требуют от специалиста знания принципов и практических приемов психодиагностики, поэтому проведение специализированных диагностических процедур должно осуществляться психологом или психотерапевтом. 
 
При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик. Они наиболее эффективны в плане установления контакта с маленькими детьми, которые обычно с интересом берутся за их выполнение. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность и неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия ребенка со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого ребенок проецирует на него особенности своего внутреннего мира, потребности, конфликты, тревогу, субъективные переживания и пр. Еще одна особенность проективных методик - относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных вариантов ответов. В связи с этим ребенку могут быть предложены для выполнения некоторые из упоминаемых ниже проективных методик:  
 
«Свободный рисунок»; 
Тест Люшера «Цвета Выбора»;  
ЦТО (Цветовой тест отношений);  
САТ (Слуховой Апперцепции Тест);  
«Незаконченное предложение»;  
«Несуществующее животное»;  
«Дом – Дерево - Человек»;  
«Рисунок семьи»;  
«Кинетический рисунок семьи»; 
«Нарисуй человека». 
При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Например, в случае сексуального насилия на рисунках детей могут вырисовываться или акцентироваться интимные зоны, рисоваться обнаженным тело или часть тела, изображаться в виде половых органов какие-либо предметы и т. д. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов. 
 
Таким образом, распознавание и оценка случаев насилия в отношении детей, особенно если мы имеем дело со скрытыми использовать Шкалу детской проявлении тревожности, Шкалу депрессии, а также специализированные анкеты и опросники, например, «Опросник формами насилия и с сексуальным злоупотреблением, сложная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и использования разнообразных методов. 
 Признаки поведения и соматического состояния детей 
 

 
 
Виды насилия

 
 
Особенности внешнего вида, характер травм

 
 
Особенности поведения

 
Физическое насилие

 
- Множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы  пальцев, ремня, ожоги, повреждения  внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах, кровоизлияния в глазное яблоко.  
 
- У детей раннего возраста обезвоживание, синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли.  
 
- Задержка физического развития (отставание в весе и росте). 
 
- Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). 

 
В возрасте: 
 
- от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. 
 
- от 6 месяцев до 1,5 лет:  
 
боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. 
 
- от 1,5 до 3 лет: 
 
боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. 
 
- от 3 до 6 лет: 
 
примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. 
 
- младший школьный возраст: 
 
стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой. 
 
- подростковый возраст: 
 
побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

 
Сексуальное насилие или развращение

 
- Повреждения генитальной, анальной  или оральной областей, в том  числе нарушение целостности  девственной плевы, повреждения  кожи груди или бедер; 
 
- Расширение ануса;  
 
- Следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;  
 
- Заболевания, передающиеся половым путем;  
 
- Беременность;  
 
- Повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;  
 
- Резкие изменения веса;  
 
- Вагинальные кровотечения;  
 
- Психосоматические расстройства.

 
- ^ Дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства. 
 
- ^ Младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения ( берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой. 
 
- ^ Подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, жалобы на боли в животе. 

 
Психическое (эмоциональное) насилие

 
- Задержка физического и умственного  развития;  
 
- Нервный тик;  
 
-энурез; 
 
- Печальный вид;  
 
- Соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

 
- Беспокойство или тревожность;  
 
- Нарушение сна;  
 
- Длительно сохраняющееся подавленное состояние;  
 
- Агрессивность; 
 
- Склонность к уединению;  
 
- Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; 
 
- Угрозы или попытки самоубийства; 
 
- Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; 
 
- Плохая успеваемость; 
 
- Низкая самооценка; 
 
- Нарушение аппетита.

 
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная  жестокость)

 
- Утомленный, сонный вид, опухшие  веки; 
 
- Санитарно- гигиеническая запущенность, педикулез; 
 
- Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); 
 
- Задержка роста или общее отставание в физическом развитии; 
 
- Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; 
 
- Выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание у грудных детей; 
 
- Частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями; 
 
- Многократная госпитализация в отделения скорой помощи; 
 
- Повторные повреждения от случайных травм или отравлений. 

 
- Постоянный голод/ жажда; 
 
- Кража пищи; 
 
- Стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений; 
 
- Подавленное настроение, апатия; 
 
- Пассивность; 
 
- Агрессивность и импульсивность; 
 
- Деликвентное (антиобществен-ное) поведение, вплоть до вандализма; 
 
- Неумение общаться с людьми, дружить; 
 
- Неразборчивое дружелюбие; 
 
- Регрессивное поведение; 
 
- Мастурбация; 
 
- Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; 
 
- Низкая самооценка.


 
 Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявления жестокости по отношению к ребенку:

  1. Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
  2. Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  3. Обвинение в травмах самого ребенка;
  4. Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  5. Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  6. Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  7. Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  8. Рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  9. Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и др.). 
     Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях. 
    Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка. 
    Социальные проблемы семьи
  • Неполная или многодетная семья;
  • Семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • Семьи с приемными детьми;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • Социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • Стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • Использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • Юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • Низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

 
Состояние здоровья и поведение  родителей, других членов семьи:

    • Психические заболевания (психоз, депрессия);
    • Критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
    • Умственная отсталость;
    • Недостаточный самоконтроль или импульсивность;
    • Наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
    • Родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

 
Факторы риска, характеризующие  особенности детей-жертв насилия:

  • Нежеланный ребенок;
  • Наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • Низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • Врожденные уродства;
  • Нелюбимый ребенок в семье;
  • Сходство с нелюбимым родственником;
  • Нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • Высокоодаренный или талантливый ребенок.

 
Любой вид жестокого обращения  с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональное) распознаются чрезвычайно трудно.  
 
Существует ряд рекомендаций, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:  
1. Не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;  
2. Не стоит задавать наводящие вопросы;  
3. Если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее; 
4. При обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видеотехнологий;  
5. В сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.  
Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми