Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Лечение психосоматических расстройств.
Заключение
о том, что у ребенка действительно пс
Есть ситуации особые: нельзя медлить с оказанием ребенку помощи, если речь идет о хирургическом заболевании, симптомы которого схожи с психосоматическими расстройствами. Важно понимать и то, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием
Особенности детей, подвергающи
Для детей раннего возраста бол
Для младших школьников — пробл
У детей в предпубертатном пер
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее
поведение, низкая самооценка, психосоматические
заболевания.
Группы риска детей по эмоциона
Особенности поведения взрослых
Психологическая
диагностика последствий
жестокого обращения с детьми»
Проведение диагностических
мероприятий направлено на решение
двух задач:
- выявление случая (ев) насилия в отношении
ребенка;
- диагностика последствий насилия для
развития ребенка.
Первичную оценку ситуации может провести
преподаватель или родитель путем простого
наблюдения за поведением ребенка в детском
саду, на уроках, в группе продленного
дня, а также с помощью беседы с ним самим
и близкими взрослыми. Распознавание,
оценка и диагностика возможных случаев
насилия в отношении детей предполагают
использование определенных методов,
комплексное применение которых позволяет
сделать заключение о факте насилия с
большой долей вероятности. Специалист
(психолог, психоневролог, психотерапевт,
социальный педагог), проводящий первичное
обследование ребенка должен владеть
принципами и приемами психодиагностики
и хорошо ориентироваться в симптомах
посттравматического стрессового расстройства.
Основными методами диагностики в данном
случае являются:
1. наблюдение за соматическим состоянием
ребенка;
2. наблюдение за поведением;
3. наблюдение за игрой;
4. анализ сновидений;
5. анализ продуктов творчества;
6. рассказ самого ребенка и близких взрослых;
7. анализ специальных психодиагностических
материалов (тестов, опросники и пр.).
Подробнее остановимся на каждом из них.
^ Наблюдение за игрой ребенка.
Изменения в игровой деятельности отражаются
в тематике, содержании игр, характере
их исполнения и тех чувствах, которые
ребенок проявляет в игре. Через игру ребенок
может косвенно заявить о своих проблемах.
В связи с этим, игра одновременно может
выступать как способ распознавания травмы
и как способ ее проработки. Игра является
для ребенка естественным средством самовыражения,
а использование символических материалов
помогает ему дистанцироваться от травматических
событий. Важно, что разыгрывание травматического
опыта спонтанно возникает почти у каждого
ребенка и позволяет ему в существенной
мере ассимилировать случившееся и обрести
чувство контроля над ситуацией. В случае
физического насилия могут проигрываться
драки, использование оружия, нанесение
ран, насильственное завершение игры (смерть).
При сексуальной травме ребенок может
имитировать в игре сексуальные действия.
В играх таких детей много повторяющихся
компонентов, они вновь и вновь возвращаются
к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.
Анализ сновидений
У маленьких детей сны носят символический
характер. Опыт насилия
отражается во сне ребенка через кошмарные
сновидения, но «героями» сна
чаще выступают не реальные люди, которых
они боятся, а олицетворяющие их различные
образы: вампиры, которые пьют у них кровь,
черти, скелеты, злые волки, сказочные
персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др.
Им снится, что кто-то их бьет, убивает,
пугает. Ночью они часто просыпаются и
плачут.
Подростки часто во сне заново переживают
сцены насилия: они вновь и вновь оказываются
в той же обстановке, с теми же насильниками,
испытывают тот же страх и ужас и просыпаются
среди ночи в холодном поту, с криками
о помощи.
Иногда им снится несколько видоизмененная
ситуация травмы: например, насильником
становится совсем другой человек, или
насилие совершается в каком-то незнакомом
месте, или на протяжении всего сна ребенок
пытается убежать от преследователя.
Рассказ ребенка о факте насилия
Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих
чувствах, отношении к своему телу может
быть прямым или скрытым, то есть косвенным
источником информации о насилии. Используя
приемы активного слушания, специалист собирает, таким образом, прямую или
косвенную информацию о насилии, акцентируя
внимание на том, принимает ли ребенок
себя, свое тело, что он
чувствует в тех или иных ситуациях, произошли
ли существенные перемены в его привычках,
поведении, образе жизни. Детям дошкольного
и младшего
школьного возрастов легче строить такой
рассказ через игровой сюжет или
опираясь на рисунок.
Иногда возникает вопрос: может ребенок
своим рассказом ввести специалиста в
заблуждение, сказав неправду о насильственных
действиях в свой адрес со стороны взрослых,
например, солгать о сексуальном злоупотреблении?
На самом деле дети очень редко лгут о
том, что над ними совершили насилие. Большинство
из них смущены и боятся, многие не понимают,
что произошло. Испытывая страх перед
насильником, ребенок может преуменьшать
природу и степень насилия, а также сомневаться
в том, что ему кто-нибудь поверит.
^ Анализ специальных психодиагностических
материалов
Выявление фактов насилия и диагностика
последствий насильственного опыта для
эмоционально-личностного развития детей
может осуществляться при помощи специализированных
опросников, проективных методик и других
тестовых материалов.
Проведение, анализ и интерпретация психодиагностических
материалов требуют от специалиста знания
принципов и практических приемов психодиагностики,
поэтому проведение специализированных
диагностических процедур должно осуществляться
психологом или психотерапевтом.
При выявлении случаев насилия в отношении
детей дошкольного и младшего школьного
возрастов наиболее эффективным считается
использование проективных методик. Они
наиболее эффективны в плане установления
контакта с маленькими детьми, которые
обычно с интересом берутся за их выполнение.
Отличительной особенностью стимульного
материала проективных методик является
его неоднозначность и неопределенность,
что является необходимым условием реализации
принципа проекции. В процессе взаимодействия
ребенка со стимульным материалом происходит
его структурирование, в ходе которого
ребенок проецирует на него особенности
своего внутреннего мира, потребности,
конфликты, тревогу, субъективные переживания
и пр. Еще одна особенность проективных
методик - относительно неструктурированная
задача, допускающая неограниченное разнообразие
возможных вариантов ответов. В связи
с этим ребенку могут быть предложены
для выполнения некоторые из упоминаемых
ниже проективных методик:
«Свободный рисунок»;
Тест Люшера «Цвета Выбора»;
ЦТО (Цветовой тест отношений);
САТ (Слуховой Апперцепции Тест);
«Незаконченное предложение»;
«Несуществующее животное»;
«Дом – Дерево - Человек»;
«Рисунок семьи»;
«Кинетический рисунок семьи»;
«Нарисуй человека».
При интерпретации рисунков и рассказов
детей следует обращать внимание не только
на общепризнанные сигналы проявления
тревоги и конфликтов, но и на специфические
детали. Например, в случае сексуального
насилия на рисунках детей могут вырисовываться
или акцентироваться интимные зоны, рисоваться
обнаженным тело или часть тела, изображаться
в виде половых органов какие-либо предметы
и т. д. Более подробную ориентацию в специфических
сигналах насилия дает «Шкала возможных
показателей сексуального насилия в рисунках
детей». Для более точной оценки ситуации
данные, полученные с помощью проективных
методик, следует соотносить с данными,
полученными с помощью других методов.
Таким образом, распознавание и оценка
случаев насилия в отношении детей, особенно
если мы имеем дело со скрытыми использовать
Шкалу детской проявлении тревожности,
Шкалу депрессии, а также специализированные
анкеты и опросники, например, «Опросник
формами насилия и с сексуальным злоупотреблением,
сложная и ответственная задача, требующая
комплексного подхода и использования
разнообразных методов.
Признаки поведения и соматического
состояния детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности поведения родителей
или попечителей, позволяющие заподозрить
проявления жестокости по отношению к
ребенку:
Состояние здоровья и поведение
родителей, других членов семьи:
Факторы риска, характеризующие
особенности детей-жертв
Любой вид жестокого обращения
с детьми (а чаще всего отмечается
сочетание нескольких форм насилия)
нарушает физическое и психическое здоровье
ребенка, мешает его полноценному развитию.
Его последствия побуждают родителей
или самих детей, ставших уже взрослыми,
обращаться за помощью к специалистам.
Однако сексуальное насилие и психическое
(эмоциональное) распознаются чрезвычайно
трудно.
Существует ряд рекомендаций, которых
следует придерживаться при выявлении
и распознавании случаев насилия в отношении
детей:
1. Не нужно спешить с выводами и опираться
только на какой-то один метод при определении,
имело ли место насилие;
2. Не стоит задавать наводящие вопросы;
3. Если возникают сомнения в правдивости
слов ребенка, можно попросить его рассказать
о каком-либо эпизоде поподробнее;
4. При обсуждении сложной темы фиксируйте
происходящее посредством записей, аудио-
или видеотехнологий;
5. В сложных случаях консультируйтесь
с другими специалистами.
Необходимо учитывать, что признаки, характерные
для различных форм жестокого обращения
с детьми, могут встречаться и при других
состояниях или психических расстройствах.
Поэтому при оценке каждого конкретного
случая насилия над детьми следует рассматривать
весь комплекс клинических симптомов,
психологических особенностей, социальных
условий и обстоятельств, связанных с
жестоким обращением.