Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

 

Это важная поправка, поскольку, согласно концепции, основой психосоматических заболеваний является чувство глубокой и неотступной неудовлетворенности. Оно, как я полагаю, порождает две универсальные реакции: агрессивно-протестную или капитулятивно-депрессивную. Чаще всего вначале - первую, а затем, если человек изнемог в жизненной борьбе, сдался, пассивно страдает, - вторую. Первая, особенно в том случае, если она подавляется и бушует в его организме, "выжигает" комплекс тонкого кишечника, вторая неуклонно приводит к хроническим болезням комплекса толстого кишечника. Неудовлетворенность, если она тяжкая, длительная, - болезнетворная, и обе универсальные реакции на нее - начало рокового пути к психосоматическим заболеваниям и к преждевременной смерти. Правильное воспитание, в том числе нервных и трудных, призвано предотвратить такое развитие событий.

 

Самое важное в профилактике психосоматических  болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. И основа профилактики болезнетворной неудовлетворенности - воспитание с  раннего детства культуры притязаний. Каждый жаждет максимального успеха в жизни и исполнения своих желаний, но добрых волшебников нет, и не каждый достигает желаемого. Каждый жаждет самоутвердиться, многие хотят достичь максимального социального статуса, мечтают о широком признании и даже о славе. Однако притязания должны соответствовать возможностям человека, иначе обречен на неудачи бездарный, стремящийся превзойти Моцарта, сесть не в свои сани.

 

Притязания, если они завышены, не соответствуют возможностям, самая  частая и фатальная причина болезнетворной неудовлетворенности. Нет ничего опаснее завышенных притязаний ограниченного человека, и хотя обстоятельства могут способствовать их реализации, это всегда кончается трагически для него самого. Севший не в свои сани обречен на болезни комплекса толстого кишечника. Не достигший же реализации завышенных притязаний страдает от чувства неудовлетворенности, неудачливости, и это также путь к болезням того и другого комплексов организма.

 

К завышенным притязаниям, как указывалось  выше (см. также статью "Неврозы у детей"), ведет неправильное воспитание, особенно эгоцентрическое, когда ребенку внушают завышенную самооценку, а также пресыщенность, когда ребенок привыкает к "скатерти самобранке", к тому, что все появляется перед ним "по щучьему велению и по моему хотению", а родители усердно и безотказно выполняют роль "золотой рыбки". Что будет с таким ребенком, когда он вырастет и из сказки детства шагнет в реальность?

 

Уже пятилетний должен знать материальные возможности своих родителей. Понимать, что "по одежке протягивают ножки". Но и богатые не развращают своих детей роскошью, дарят им подарки "просто так", как детям, только на Новый год и в день рождения, подарки же в остальные дни - награда, поощрение за нечто достигнутое им, за его усилия. Спорт замечателен тем, что ребенок рано усваивает установку: каждый новый сантиметр, каждая выигранная секунда, а с этим достижения и призы - результат длительного труда!

 

К завышенным притязаниям, а с этим к болезнетворной неудовлетворенности, к психосоматическим болезням приводит "стерильность" жизни ребенка, когда он не встречается с "микробами" неудач, трудностей, преград и у него не вырабатывается психологический иммунитет к неудачам, трудностям и способность их преодолевать. Завышенные притязания вытекают из высокомерия, чувства превосходства над другими у детей высокопоставленных родителей. Когда статус родителей таких детей рушится, когда богатые родители в одночасье становятся бедными, они, эти высокомерные отпрыски, естественно испытывают болезнетворную неудовлетворенность. И для них кончилась сказка.

 

Болезнетворная неудовлетворенность  придет и к тому ребенку, которого воспитали с установкой на зависть, когда плохо не потому, что действительно  плохо, а потому, что другому - лучше. Неудовлетворенность ожидает и того, кто ориентирован на чуждый ему путь, на чуждые его индивидуальности жизнь и профессию. Это бывает, когда рожденного тачать сапоги определяют в пирожники, а рожденный врачом выбирает финансово-экономический институт, поскольку сегодня это престижно.

 

Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний  родители непрестанно учат ребенка  не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

 

Родители, например, говорят: "Ну вот  ты обидел Петю и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться..." Или: "Не плач, а сделай еще раз, и  у тебя все получится..." Или: "Ты кричал, сломал игрушку и чего же ты достиг? Я сержусь на тебя, игрушки нет, новую я тебе не куплю... Ты обиделся, а на что обиделся? А если и я буду обижаться на тебя без причин, и я буду кричать на тебя, не буду играть с тобой?" Вариации бесконечны, они проще или сложнее, индивидуальны, но направленность их понятна. Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.

 

Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Рыдания, истерические крики пресекаются и порицаются. Не надо кричать и плакать вместе с ним. И это очень серьезно, поскольку речь идет о мужестве или трусости, беспомощности и постыдной слабости. Ребенка учат высказать обиду, и тогда его внимательно и сочувственно слушают. Если же он кричит и крушит все, от него отворачиваются или наказывают тем, что демонстрируют огорчение и недовольство. Его учат выражать гнев словами, а не жестикуляцией. Его учат выбирать слова, чтобы он как можно раньше понял, что слово может ранить сильнее, чем действие. Его учат выражать свои мысли связно и понятно. Это очень важно. Слишком часто даже подростки, стоя перед директором школы, угрюмо молчат, не будучи способными связно рассказать о происшедшем. Какая уж тут культура выражения эмоций!

 

От пяти до семи лет ребенок усваивает  смысл простых, но емких пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость создавшего их народа. Мне было пять лет, когда, в голодные годы, забравшись в чужой курятник, я изумился обилию яиц и принес их домой, но испугался, что хозяйка курятника поймает меня и накажет. Мама сурово сказала: "Не кради и не бойся!" Я сам отнес те яйца обратно и усвоил мамино наставление на всю жизнь. Ребенку энергично и эмоционально внушают: "Как аукнется, так и откликнется"; "На обиженных воду возят"; "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь"; "Ласковый теленок двух маток сосет"; "Не лучше ль на себя кума оборотиться?"; "Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе"; "Не делай из мухи слона"; "Ты молодец, потому что упав, не обиделся на весь мир, а посмеялся над своей неловкостью". Так и учат, по обстоятельствам, используя удобный случай, конкретно, опираясь на мудрость веков и на свой собственный опыт.

 

Итак, все, что касается здоровья и  болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях  ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И поняв дитя сердцем, возможно не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

 

В заключение приведу для примера  одну историю болезни. Мой двенадцатилетний пациент страдал язвенной болезнью желудка. Родился он недоношенным. С раннего детства был физически слаб и неловок. По темпераменту скорее флегматичен. Доминирующий инстинкт - самосохранения (см. статью "Неврозы у детей"). Умственное развитие нормальное (см. статью "Оценка уровня умственного развития ребенка"). Воспитание: сверхсоциализация и тревожно-мнительное. Уже в детском садике опасался сверстников, воспитательницы. Болезненно переживал собственную неумелость, неловкость, физическую слабость, неудачи в играх. Был замкнут, самолюбив, не жаловался. По словам родителей, страдал в детском садике и, затаившись, ждал, когда за ними придут.

 

В школе старался изо всех сил, но терпел неудачи из-за неуверенности  и медлительности. Трудно давались письмо и математика. При вызове к доске терялся и, будучи хорошо подготовленным, не мог ответить в объеме своих знаний. Считал, что все презирают его. Защитить себя не мог. Терпеливо сносил унижения. В школу шел обреченно, но не делал попытки избегать ее. Особенно мучительны были для него уроки физкультуры, на которых, как говорила мать, истово старался, но от этого выглядел еще более жалким. Домашние задания готовил допоздна, а если родители все-таки укладывали его спать, вставал и продолжал выполнять их. Скрывал свои недомогания, чтобы не оставили дома, боясь отстать от класса и вызвать еще большее пренебрежение к себе. Если класс привлекался к какому-либо делу - уборке помещения, подготовке к празднику, старался до изнеможения, хватался за самое трудное, но, будучи слабым и неловким, как раз от излишнего усердия делал не так и не то. Выяснилось, что отец в воспитании сына не участвовал. Воспитывали мальчика тревожные мать и бабушка.

 

Первое, что я сделал, - а мальчик  начал лечение у меня с марта - освободил его от посещения школы, и он закончил учебный год заочно. Потребовал, чтобы воспитание мальчика взял на себя отец. Красок я не пожалел. "Устранить" мать и бабушку из воспитания единственного и "такого больного ребенка" было нелегко. Пришлось убеждать и требовать. Отцу посоветовал не словами, а делом добиться преодоления у сына тревожности и неуверенности в себе: максимально подготовить его по математике и письму, организовать его день и работу так, чтобы он, выбирая главное, не терял время на мелочи, чтобы все было под рукой, привлечь его к работе на даче и в гараже. И мальчик все делал успешно, потому что за его действиями не наблюдали сверстники. Отец хвалил его. Это ободряло. Ссылаясь на занятость, отец все чаще давал ему самостоятельные поручения. По разработанной мною совместно с отцом ребенка программе с апреля по сентябрь оба они интенсивно занимались спортом.

 

Окрепший, ловкий, подтянутый и подросший, научившийся плавать, отлично ездить на гоночном велосипеде, лазать по шесту  и канату, первого сентября мальчик  пришел в класс. Он удивил преподавателей, особенно физкультуры и математики. Но не это оказалось главным. Главное, что он удивил соучеников. И дело было не только и не столько в упругой походке и развернутых плечах, не в стройности фигуры (удалось снизить излишний вес до нормы), не в окрепших руках и рельефно выделившихся мышцах. Суть заключалась в том, что он вошел в класс, гордясь собой, уверенный в себе, и это отразилось в его облике и взгляде.

 

На него посмотрели удивленно и  с уважением. Безмолвный миг, когда  взгляд встречается со взглядом и  происходит мгновенная оценка, зачастую решает все. Аналогичное произошло и здесь. Мальчика приняли как равного. Смеются над слабым. Толкают слабого. Особенно дети. Перед ними был сильный. Язва желудка при контрольном обследовании в ноябре не была обнаружена. Врач-гастроэнтеролог с удовлетворением отметил: "Я говорил вам, что современные лекарства и диета делают чудеса". Родители и мальчик промолчали. Уже в июне они прекратили прием лекарств и соблюдение диеты. Язвенная болезнь более не беспокоила мальчика.

 

Ну а что же моя одиннадцатилетняя пациентка с предъязвенным состояние кишечника? С ней было сложнее. Я посоветовал перевести ее из математической спецшколы с усиленным изучением иностранного языка в обычную, рядом с домом. В новой школе ей удалось незаметно, как бы само собой, подружиться с соученицей, с которой она разделяла первое место по успеваемости. Помогло, что обе девочки жили в одном доме. Нашлись общие интересы, девочки помогали друг другу в учебе, и моя пациентка сделала важное открытие: дружить приятнее, чем враждовать. Ей доверили быть старостой класса. Родители отмечали, что она летела в школу как на крыльях. Состояние желудочно-кишечного тракта нормализовалось.

 

Только после этого родители приступили к перевоспитанию ребенка. Задача облегчалась тем, что перестроились родители. Когда они поняли истинные причины болезни дочери, их честолюбивые амбиции в отношении ее были оставлены. Любя дочь, они безоговорочно сделали выбор в пользу здоровья ребенка. Переведя ее в обычную школу, они уже переступили через то, к чему стремились сами и к чему вели дочь. Начались иные разговоры с дочерью. Впервые девочка услышала, что хороший человек - это не обязательно отличник, что счастье - категория духовная, а не материальная, а успех - найти себя и свое истинное место в жизни. Знакомый семьи, крупный хирург, рассказал девочке, что более всех ценит в своей клинике одну из медсестер, которой обязан многими своими удачами, поскольку она, добрая и умелая, выхаживает после операций самых трудных больных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЧИНЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Часто дети жалуются на боль в животе, порой отказываются от еды и вообще становятся какими-то невеселыми. Причина для подобных жалоб может быть множество. Но одна заслуживает особого внимания. Ребенок в повседневной жизни попадает в разные ситуации и, естественно, не может на них не реагировать.

Нервно-психические  реакции на происходящее порой вызывают симптомы, имитирующие различные  заболевания. Подобные расстройства называют психосоматическими. Предрасположенный к ним малыш отличается эмоциональностью. Его жалобы разнообразны: вчера болел животик, сегодня закололо сердце. Такие дети очень ранимы и легко расстраиваются по самому незначительному поводу. Они быстро утомляются, стеснительны и очень внушаемы.

Поносы и запоры

Их появлению порой предшествует внезапный испуг. Иногда неустойчивый стул преследует малыша, который испытывает чрезмерные нагрузки. С утра стул ребенка  бывает оформленным, а в течение  дня становится более разжиженным.

Рвота и тошнота

Порой к такому результату может  привести запах или одно упоминание о продукте, которого малыш не переносит. На тошноту часто жалуется ребенок, не желающий идти в детский сад.

Боли в животе

Психологи заметили, что некоторые  дети прибегают к подобной уловке, когда хотят привлечь к себе внимание. Порой повторяющиеся жалобы на боли в животе заставляют родителей показать малыша гастроэнтерологу. В пользу того, что такие боли не связаны с заболеванием желудочно-кишечного тракта, говорят факты:

  • эпизоды жалоб кратковременные, а перерывы между ними бывают от 2-3 недель до нескольких месяцев;
  • боль не связана с приемом пищи ( часто при заболевании желудка и кишечника она появляется до еды или вскоре после нее );
  • ощущение боли часто совпадает с переживаниями или неприятными ситуациями;
  • боли не возникают ночью.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми