Жевательная резинка - враг или друг нашему здоровью?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Давно забыты времена, когда жевательная резинка была дефицитом. Сегодня куда ни кинь взгляд - всюду жующие: подростки, молодежь и вполне респектабельные взрослые. Что это - дань моде или забота о здоровье? Сегодня, практически, каждый школьник постоянно жуёт жвачку. Они жуют её на уроке, когда отвечают учителю, да и просто, когда разговаривают. От взрослых мы часто слышим: «Выплюнь жвачку!», «Перестань жевать!», «Жвачка вредит твоему желудку».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
I. Влияние жевательной резинки на здоровье человека
1.1. Происхождение жевательной резинки ........................................ 4
1.2. Состав жевательной резинки ........................................................ 5
1.3. Положительные и отрицательные стороны жевательной резинки.................................................................................................... 5
II. Мои исследования
2.1. Анализ по выявлению частотности употребления жевательной резинки методом анкетирования ........................................................ 7
2.2. Опыт-эксперимент по определению умственной
работоспособности учащихся ............................................................. 10
III. Заключение
3.1. Мои выводы ................................................................................... 11
3.2. Рекомендации ................................................................................ 11
Литература ................................................................................................

Файлы: 1 файл

Проект_Жевательная резинка-враг или друг нашему здоровью.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

 

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 4  г.  Геленджик

Краснодарского края

 

 

 

 ПРОЕКТ

« Жевательная резинка - враг или друг нашему здоровью?»

 

Автор  работы: ученица 4 «Б» класса Догадина Ольга

 

 

 

Руководитель: _______________________,

                          учитель начальных классов 

                          МОУ СОШ № 4 г. Геленджик

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение  …………………………………………………………………  3

  1. Влияние жевательной резинки на здоровье человека

1.1. Происхождение жевательной резинки ........................................  4

1.2. Состав жевательной резинки ........................................................  5

1.3. Положительные и отрицательные  стороны жевательной резинки.................................................................................................... 5

  1. Мои исследования

2.1. Анализ по выявлению частотности  употребления жевательной резинки  методом анкетирования ........................................................  7

2.2. Опыт-эксперимент по определению  умственной

работоспособности учащихся .............................................................  10

  1. Заключение

3.1. Мои выводы ...................................................................................  11

3.2. Рекомендации ................................................................................  11

      Литература ................................................................................................  12

      Приложение ..............................................................................................  13

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

  Давно забыты времена, когда жевательная  резинка была дефицитом. Сегодня  куда ни кинь взгляд - всюду жующие: подростки, молодежь и вполне респектабельные взрослые. Что это - дань моде или забота о здоровье? Сегодня, практически, каждый школьник постоянно жуёт жвачку. Они жуют её на уроке, когда отвечают учителю, да и просто, когда разговаривают. От взрослых  мы часто слышим: «Выплюнь жвачку!», «Перестань жевать!», «Жвачка вредит твоему желудку». Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым. У населения отсутствует реальное представление о правилах их использования, реальной пользе от их употребления и что очень важно - о возможных негативных последствиях применения. Но тогда почему, же мы ее жуем?

На протяжении многих лет мы слышим споры на тему: вредна или полезна жевательная резинка? Многочисленные рекламные ролики повествуют нам о том, что жвачка сделает улыбку белоснежной, а дыхание свежим. "Жуйте "Орбит" без сахара, - каждый вечер в приказном тоне советует нам телереклама. - Стоматологи рекомендуют!" Но как мы все знаем, реклама часто бывает далека от действительности.     О том, что жевательные резинки безвредны и даже полезны, утверждают практически все рекламодатели. Но так ли это?  
     Я решила проверить, так ли это на самом деле. Мне стало интересно узнать: полезна или вредна жвачка? Влияет ли она на здоровье человека? Этому я и посвятила свою работу.

Актуальность  работы.  Ежедневно по телевидению мы наблюдаем уйму реклам жевательных резинок, нас постоянно убеждают использовать жевательную резинку, которая не только освежает дыхание, но и укрепляет зубы. Однако большинство врачей специалистов говорят, что жевательная резинка вредна. Я решила разобраться в этих вопросах.  Не только взрослые, но и дети,   должны иметь начальные представления о пользе употребления жевательной резинки и что очень важно - о возможных негативных последствиях ее применения, поэтому, считаю, что тема моего проекта очень актуальна.

ПРОБЛЕМА: Оказывает ли жевательная резинка негативное воздействие на организм человека и действительно ли есть её полезные свойства?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Жевательная резинки.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Жевательная  резинка (жвачка)  и наше здоровье.

Исходя из вышесказанного я  выдвинула  следующую ГИПОТЕЗУ: Жевательная резинка может влиять положительно и отрицательно на здоровье человека.    Если  употреблять жвачку во время учебных занятий, выполнения домашней работы, то это сильно снизит умственную работоспособность.

ЦЕЛЬ: Выявить отрицательные и положительные действия жевательной резинки на наш организм.

Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по теме проекта.
  2. Ознакомление с историей возникновения жевательной резинки.
  3. Изучить положительные и отрицательные качества жевательной резинки.
  4. Проанализировать литературу о влиянии жевательной резинки на здоровье человека.
  5. Определить умственную работоспособность учащихся и влияние на её показатели жевания жевательной резинки.

СРОКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 10-24 марта 2015 года

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: сбор информации  из  книг, журналов, интернет - ресурсы,  анализ, эксперимент, обобщение, выводы.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.

Проект  состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Исследование велось по направлениям: медицина, окружающий мир.

 

I. ВЛИЯНИЕ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Происхождение жевательной резинки.

Из Интернет-энциклопедии я узнала:  жевательная резинка (жвачка) - особое кулинарное изделие, которое состоит из эластичной несъедобной основы и различных вкусовых ароматических добавок. В процессе употребления практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего становится безвкусной и обычно выбрасывается. Жевательную резинку «изобрели» давно.

Что только не жевали наши древние предки! Страсть человека к жеванию подтверждается археологическими находками, относящимися по времени к каменному веку. Археологи обнаружили небольшие кусочки смолы при раскопках древних поселений (Приложение 1). Кусочки эти, мягко говоря, кто-то давным-давно жевал-жевал, однако съесть не смог. Стало быть, можно предположить, что первыми спонтанными изобретателями жевательной резинки были наши древние предки. Греки «чистили зубы» и «освежали дыхание» с помощью смолы мастикового дерева, индейцы племени майя жевали высушенный сок гевеи (каучука), англичане – сок елейного дерева, древнюю жвачку готовили также из сосновой смолы и пчелиного воска. В Индии любили пожевать просто очищенную от коры веточку, а в Средней Азии и Закавказье - кожуру граната после еды. На Руси издавна использовали смолу сосны или ели. Индейцы, для того, что бы постоянно тренировать свои десны и жевательные мышцы, использовали смесь шерсти и меда.

     В 1848 году лавочник Джон Кертис начал первым в мире производить жвачку – он просто расфасовывал в бумажки кусочки смолы. Первый патент на производство жевательной резинки был получен  28 декабря 1869г. американцем Уильямом Финли Семплом.  В патенте было написано: «Комбинация каучука с прочими компонентами в любых пропорциях для создания приемлемой жевательной резинки». В том же 1869 году была изобретена настоящая жевательная резинка. Фотограф Томас Адамс (Приложение 2) попробовал сварить маленький кусочек каучука у себя на кухне и изготовить жевательную резинку. В 1871г. Адамс запатентовал автомат для производства жвачки, а с 1888г. созданная им же жвачка Tutti Frutti стала продаваться из автоматов на перронах железнодорожных станций. Говоря об истории жевательной резинки, нельзя не сказать о возникновении компании Wrigley, ставшей значимой фигурой на рынке еще в конце XIX в. Молодой Уильям Ригли с юных лет участвовал в семейном бизнесе. Уильям Ригли – отец занимался производством мыла, а сын был у отца торговым агентом. В 1891 г он переехал из Филадельфии в Чикаго и открыл там свое дело.  На рубеже веков, на рынке появляется много новых производителей жевательной резинки. Менее чем за 100 лет жевательная резинка стала одним из самых широко распространенных в мире пищевых товаров. Ныне на родине жевательной резинки, в США, продается более 100 сортов жвачки.

Таким образом, я узнала, что абсолютно все народы жевали "жвачку" или перед едой - для возбуждения аппетита, или после приема пищи - как тонизирующее и очищающее рот средство.

Итак, мы видим, что жевательная резинка имеет свою историю и уходит своими корнями далеко вглубь веков.

 

1.2. Состав жевательной резинки.

    Жевательная резинка (жвачка) — вид конфеты, которая состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится невкусной и обычно выбрасывается.

      Современная жевательная резинка имеет примерно такой состав:

-жевательная основа, содержание  которой колеблется в пределах  20-30%;

-подсластители (сахарозаменители) в количестве до 60%;

-ароматизаторы, отдушки  и вкусовые добавки до 10%;

-антиоксиданты;

-красители, стабилизаторы, формообразующие компоненты.

К вкусовым добавкам, используемым в жевательных резинках, относятся: мята обыкновенная, мята перечная, эвкалипт, фруктовые композиции.

Я изучила состав жевательных резинок часто употребляемых учащимися нашей школы, и составили таблицу (Приложение 3), в которой показала состав этой жевательной резинки.

 

1.3. Положительные и отрицательные  стороны жевательной резинки.

     Первоначальным и основным рынком потребителей были дети: новомодная не съедаемая конфета преимущественно розового цвета с разными вкусами тут же была ласково окрещена "жувачкой" и стала предметом зависти и восхищения. Со временем у резинки появились важные лечебно-профилактические функции: от предотвращения кариеса до отбеливания и укрепления зубов.

Так какие же есть положительные стороны в употреблении жевательной резинки?

1). Метод чистки зубов после еды;

2). Средство для очищения полости рта;

3). Жевание стимулирует слюноотделение, слюна важна для пищеварения, она подготавливает пищу к дальнейшему перевариванию в желудке;

4). Жевать жвачку полезно только первые 5-10 минут после еды, во всех остальных случаях жевательная резинка вредна для здоровья.

Отрицательные стороны в употреблении жевательной резинки:

1). Для маленьких детей жвачка может оказаться опасной; заглатывание жевательной резинки может вызвать непроходимость кишечника;

2). Из-за жевательной резинки ломаются зубы и выпадают пломбы;

3). На прилепленной под школьную парту жвачке, несколько дней живут микробы больного школьника, жевавшего её;

4). Резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание и ослабляет процесс мышления, снижается уровень интеллекта;

5). Вместе с тем, постоянное жевание может привести к изменению прикуса у детей, а жевание на голодный желудок – к гастриту;

6). Увеличение заглатываемого воздуха (аэрофагия);

7). Непроходимость трахеи, вызванная инородным телом из жевательной резинки.

     А также ученые и врачи выявили побочные эффекты, связанные с компонентами жевательной резинки:

1). Заменители сахара (сорбит, ксилит, маннит, мальтит) могут вызвать понос, боль в животе, метеоризм.

2). Ароматизаторы, полученные из корицы, могут вызвать язвы в полости рта.

3). Масла из надувающихся жевательных резинок типа «баббл гам» могут вызвать воспаление кожи вокруг рта (периоральный дерматит).

4). Краситель хлорофилл (Е140), ментол, антиоксидант бутилгидрокситолуол (Е321) могут вызвать аллергическую реакцию в виде крапивницы.

5). Сахара, содержащиеся в некоторых видах жвачки, могут вызвать кариес.

6). Лакрица (солодка), содержащаяся в некоторых жвачках, может вызвать повышение давления и опасное уменьшение количества калия в крови.

    Кстати, некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстниками, значительно ниже уровень интеллекта. Объясняется это тем, что непрестанное жевание не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.

      И мы должны твердо усвоить, что жвачка не заменяет применение зубной пасты и щетки, и не избавляет от необходимости два раза в год посещать стоматолога.

     Ребенок, приученный к жвачке, почти наверняка может стать запойным курильщиком или наркоманом. Ведь жевание резинки вырабатывает зависимость, близкую к наркотической.

     Изучение литературных источников, материалов интернета  показывает, что мнение населения, учёных, врачей о жевательной резинке разделились.

 

II. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Анализ по выявлению частотности  употребления жевательной резинки методом анкетирования. 

 С целью выявления частотности  употребления жевательной резинки я провела анкетирование среди учащихся. В нем принимали участие 80 человек. Их вниманию была представлена следующая анкета:

    1. Ваш пол    М     Ж
    2. Ваш возраст    
    1. От 6 до 10
    1. От 11 до 14
    2. От 15до 20
    3. От 21 и старше
    1. Когда ты пользуешься жевательной резинкой?
    1. Перед едой
    2. После еды
    3. Постоянно
    1. Как долго ты жуешь жевательную резинку?
    1. 5-15 мин
    2. 15-30 мин
    3. От 30 минут и больше
    1. Жевательную резинку, каких марок ты предпочитаешь?
    1. Орбит
    2. Стиморол
    3. Дирол
    4. Эклипс
    1. Как ты считаешь, чего больше приносит жевательная резинка нашему организму: пользы или вреда?
    1. Больше пользы
    2. Больше вреда
    3. Ни пользы, ни вреда
    4. Никогда об этом не думал

Информация о работе Жевательная резинка - враг или друг нашему здоровью?