Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций
конспекты лекций по особенной части административного права
Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2003. - 128 с.
ISBN 5-94909-076-4
Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах. Материал отредактирован специалистами отдела учебной литературы "Издательства ПРИОР" и приведен в соответствие с программой курса "Административное право РФ".
Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерный план ответ на возможные экзаменационные вопросы.
Данное пособие не является альтернативой учебникам, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Редактор: С.А. Новиков Корректор: С.Г. Рыкова Верстка: С.А. Симончук Обложка: А. В. Хегай
ООО "Приор-издат"
г. Москва, Малый Татарский переулок, д.5, стр.1
Издание осуществлено совместно с ЗАО "Книга сервис"
http:www.xlibris.ru , e-mail: prior@knigotorg.ru
Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00
http:www.knigotorg.ru , e-mail: sales@knigotorg.ru
Подписано в печать 02.12.2002. Заказ П Л О . THpaKf5(oe .
Отпечатано в Подольском филиале ЧПК
142110, г. Подольск, ул. Кирова, 25.
ISBN 5-94909-076-4
(c)ПРИОР
9|785949"090763|
Вопрос 1.
Понятие, предмет и метод административного права
1. Понятие административного
2. Предмет административного права. •
3. Метод административного права.
1 Административное право - отрасль
права, нормы которой
Нормы административного права:
устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;
регламентируют порядок
• определяют правовое положение
граждан, местных органов
• регулируют управленческие
отношения в социально-
8, Предметом любой отрасли права
является круг общественных
3, Метод правового регулирования
- способы воздействия на волю
и поведение участников
Для административного права характ
• метод власти-подчинения
или метод прямого
• метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);
метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);
• метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора). ч
Суть методов административно-
установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой;
запрещение определенных действий
под страхом применения соответствующих
юридических средств воздействи
предоставление возможности
предоставление возможности
предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.
ВОПРОС 2.
Административное право в
1. Административное право в
2. Взаимодействие
отрасли права;
• институты права;
• нормы права.
Основным элементом системы права является отрасль права. Это относительно самостоятельное подразделение системы права, которое состоит из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, образуют такую отрасль, как административное право.
Отрасль права подразделяется на правовые институты - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.
Предмет административного
права не охватывает все
• конституционным правом.
Конституционное право
• гражданским правом. Нормами
административного права
• уголовным правом. Нормы
административного права
• финансовым правом. Финансовое
право регулирует управленческие отношения,
связанные с формированием
• земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного права, регулируется нормами административного права;
• трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому деятельность государственных служащих регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права;
• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.
ВОПРОС 3.
Система административного права
1. Понятие системы
2. Общая часть.
3. Особенная часть.
4. Цели административного права.
1. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно связанных между собой.
Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
2. Общая часть включает в себя институты:
• устанавливающие
• регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
• обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
• регламентирующие принуждение по административному праву.
3. Особенная часть включает институты, регулирующие:
• обеспечение безопасности граждан,
общества, государства, а также административно-
У организационно-хозяйственную
• социально-культурную деятельность;
• деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
4. Цели административного права:
• создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
• обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
• защита граждан и общества от административного произвола.
ВОПРОС 4.
Административное право как наука
1. Понятие науки административного права.
2. Предмет науки
3. Методы науки
4. Задачи науки
1. Наука административного права - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права.
Наука административного права изучает:
сущность и структуру
отношения, регулируемые нормами административного права;
виды административно-правовых норм;
источники административного права;
систему административного права;
правовой статус субъектов и объектов государственного управления;
правовые формы и методы осуществления государственного управле-
ния;
вопросы административной ответственности;
способы обеспечения законности в сфере государственного управле-
ния.
2. Предмет познания науки
Теоретическая основа науки административного
права - философские и
3. Методологическую основу науки
административного права
исторический;
сравнительно-правовой;
логический;
формально-юридический;
социологический.
4. Задачи науки
исследование
• анализ опыта реализации административно-правовых норм;
• изучение общих закономерностей
административно-правового
ВОПРОС 5.
Общее понятие управления. Управление как социальное явление.
1. Понятие управления.
2. Виды социального управления.
3. Признаки социального управления.
4. Функции социального управления.
1. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.
Управление обусловлено:
наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);
• существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи.
Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:
• упорядочения системы;
• сохранения структуры системы;
• обеспечения функционирования системы.
2. Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:
• государственное (управление делами государства);
негосударственное (
3. Признаки социального управления:
• социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;
• главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;
• объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;
Информация о работе Административное право, конспекты лекций