Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций
конспекты лекций по особенной части административного права
органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).
3. Организационно-правовая форма
- признак, по которому органы
исполнительной власти
на правительства; министерства; государственные комитеты;
комитеты; службы;
главные управления; управления;
инспекции;
агентства;
департаменты;
администрации;
мэрии;
отделы и т. д.
4. По порядку разрешения
подведомственных вопросов
на единоначальные - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;
•••• 35
• коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всех] вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.
ВОПРОС 25.
Принципы построения органов исполнительной власти
1. Принцип федерализма. •
2. Принцип сочетания
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности.
1. Принцип федерализма в системе
органов исполнительной власти
обусловлен государственным
В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят:
• федеральные органы исполнительной власти;
• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:
• компетенция органов
• Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти);
• одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральные органы исполнительной власти по соглашению с
36 • •
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации).
2. Принцип сочетания
Централизация - сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.
Децентрализация означает закрепление предметов ведения и полномочий затем или иным органом, которые он должен-осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
3. Принцип законности
ВОПРОС 26.
Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере
1. Место Президента РФ в системе исполнительной власти.
2. Полномочия Президента РФ.
1. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
• непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);
• косвенно (через Правительство).
2. В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий, в частности:
• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
• имеет право
• принимает решение об отставке Правительства РФ;
• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и
37
ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Централь ного банка Российской Федерации;
• по предложению Председателя Правительства Российской Федераци -назначает на должность и освобождает от должности заместителей Прел седателя Правительства Российской Федерации, федеральных министре!
• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
• назначает и освобождает полномочных представителей Президента Рос сийской Федерации;
• вносит законопроекты в Государственную Думу;
• подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопро сам исполнительной власти);
• обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о по ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
• издает указы и распоряжения;
может использовать
• вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
ВОПРОС 27.
Правительство Российской
1. Правительство РФ в
2. Полномочия Правительства РФ.
1. Правительство Российской
Состав Правительства РФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.
38
Согласно ст. 110 Конституции Правительство
Российской Федерации состоит из
Председателя Правительства РФ, заместителей
Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных
2. Конституция РФ
" разработка и представление
Государственной Думе
проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
проведение в Российской
Федерации единой
• управление федеральной собственностью;
• реализация мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики Российской Федерации;
• обеспечение законности, прав и свобод граждан;
• охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью;
• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
ВОПРОС 28.
Центральные органы
1. Система федеральных органов исполнительной власти.
2. Организационно-правовые формы.
3. Устройство центрального
1. Согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 систему федеральных органов исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации). Центральные органы исполнительной власти функционируют в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 (в ред. от 1 ноября 2001 года).
39
2. Организационно-правовые формы
центральных органов
федеральные министерства, государственные
комитеты Российски Федерации. Министерство
РФ - федеральный орган
Правовое положение
• перечень устанавливается Президентом РФ;
• они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабах страны;
• большинство их работает под непосредственным руководством Правительства РФ;
• положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством РФ;
• министры и председатели
государственных комитетов
• министерства и государственные комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, Правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами;
федеральные ведомства (комитеты; федеральные службы; агентства; инспекции, комиссии, центры и другие органы). Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Комитеты Российской Федерации, федеральные службы, агентства, инспекции - органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями.
3. Устройство центрального органа:
• руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);
производственные
структурные подразделения,
штабные подразделения,
занимающиеся
ВОПРОС 29.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Система органов
исполнительной власти
3. Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.
1. Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов Российской Федерации - их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Президента РФ. В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. В систему государственной власти субъектов РФ входят:
• президенты;
• главы субъектов Российской Федерации или главы их администраций. Президенты, главы субъектов или главы их администраций обладают широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.
2. Органы общей компетенции.
• правительства республик, образуемые либо представительными органами, либо Президентами, либо на основании сочетания выборности;
• администрации краев, областей, автономной области, автономных округов.
Комплекс полномочий этих органов
закреплен законодательством
тов Российской Федерации и включает в себя: • разработку и представление на утверждение представительному органу
бюджета, обеспечение его исполнения; V распоряжение и управление имуществом; & разработку и реализацию программ в сфере управления;
Информация о работе Административное право, конспекты лекций