Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

•                                                   21

управления, определяют круг прав и  обязанностей граждан и общественных организаций;

•   федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни,

•   акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления  и др.).

Подзаконные федеральные акты:

•   указы, распоряжения Президента РФ;

  постановления, распоряжения Правительства РФ;

•   нормативные акты министерств  и других центральных органов;

•   приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных  предприятий, учреждений.

3.   Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

•   конституции, уставы субъектов  Федерации;

•   законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

•   указы, распоряжения президентов (губернаторов);

•   постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

•   приказы, постановления министерств  субъектов Федерации;

•   приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей  учреждений субъектов Федерации.

4.  Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации,  которые действуют только на  территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

•   распоряжения;

•   решения.

5. Международные акты, которыми  регулируются, например, некоторые  вопросы безвизового пересечения  границ, таможенного контроля.

ВОПРОС 16.

 Административный договор

1.  Понятие административного  договора.

2.  Виды административных договоров.

 

1. Административный договор - это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

2. По предметному критерию различают:

•   договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

•   договоры в сфере управления государственной собственностью;

•  договоры, обеспечивающие государственные  нужды;

•   контракты с государственными служащими, студентами;

•   финансовые и налоговые соглашения;

•   договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

•   различного рода концессии  и инвестиционные соглашения;

•   договоры об оказании некоторых  услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).

ВОПРОС 17.

 Административно-правовые отношения

1. Понятие административно-правовых  отношений.                                              2. Структура административно-правовых  отношений.

 

1. Административно-правовые отношения  - общественные отношения, ре-. гулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений:

•   в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает  соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

23

одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить  принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

административно-правовые отношения  могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

споры, возникающие между участниками  административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев  в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет  ответственность перед государством в лице его органов.

Элементы административно-правовых отношений - субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными  полномочиями и на кого административно-правовыми  нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Субъекты административно-правовых отношений:

государственные органы и их структурные  подразделения; предприятия, учреждения, организации; общественные (негосударственные) объединения;

служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

представители общественных формирований, наделенные административными правами  и обязанностями;

граждане Российской Федерации; иностранные  граждане и лица без гражданства.

Общий объект регулирования административно-правовых норм - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект - поведение субъектов.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как пра-

вило, действия, а в  некоторых случаях - события. Действия - результат активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События - явления, независимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. п.).

ВОПРОС 18.

Виды административно-правовых отношений

1.  В зависимости от особенностей  участников отношений.                                         

2.  В зависимости от государственного  устройства.                                        3.  В зависимости от конкретных  целей - возникновения общественных  отношений.

4.  По характеру юридических  фактов. -

5.  По содержанию.                                 ...,....."

 

1. В зависимости от особенностей  участников отношений существуют  следующие виды административно-правовых  отношений:

•   между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

•   между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);

•  между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном  подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

•   между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

•   между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

•   между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

v"  между субъектами исполнительной  власти и общественными объединениями;

между субъектами исполнительной власти и гражданами.

25

2. В зависимости от государственного  устройства различают отношения,  возникающие:

•   между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов  Федерации (между Правитель ством  РФ и правительствами республик);

•   между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами  двух республик);

 между органами исполнительной  власти субъектов Федерации, стоящими  на разных уровнях (например, между  администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

3. В зависимости от конкретных  целей возникновения общественных  отношений выделяют:

 внутренние - отношения, связанные  с формированием управленческих  структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

•   внешние - отношения, связанные  с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

4. По характеру юридических фактов  административно-правовые отношения делятся на отношения:

•   порожденные правомерными действиями;

•   порожденные неправомерными действиями.

5. По содержанию различают следующие  виды административно-правовых отношений:

•   материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;

 процессуальные - отношения, складывающиеся  в сфере управления в связи  с разрешением индивидуально-конкретных  дел, которые регулируются административно-процессуальными  нормами.

26

ВОПРОС 19.

Субъекты административного права

1. Понятие "субъект административного  права".

2. Система субъектов административного  права.

 

1.  Субъект административного  права - обладатель прав и обязанностей,

которыми он наделен с целью  реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права  могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

•   административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности  субъекта;

•   административная правоспособность и дееспособность субъекта;

•   основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в  административно-правовые отношения.

Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать  для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в  соответствии с действующим законодательством  являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

2.  Субъекты административного  права (административно-правовых  отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты: V  граждане Российской Федерации;

27

•   иностранные граждане;

•   лица без гражданства. Коллективные субъекты:

а)   государственные организации:

•   органы исполнительной власти (государственного управления);

•   государственные предприятия, учреждения и их объединения;

•   структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б)   негосударственные организации:

•   общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

•   трудовые коллективы;

•   различные коммерческие структуры;

•   органы местного самоуправления.

ВОПРОС 20.

 Граждане как субъекты административного  права

1. Административно-правовой статус.

2. Права граждан в сфере государственного  управления.

3. Обязанности граждан в сфере  государственного управления.            

 

1. Административно-правовой статус  граждан Российской Федерации  -часть общего правового статуса,  установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской  Федерации" и другими актами законодательства.

Административно-правовой статус гражданина - комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного  права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом  и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Правовое положение граждан  определяется объемом и характером административной правосубъектности.

Информация о работе Административное право, конспекты лекций