Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций
конспекты лекций по особенной части административного права
социальное управление, регулируя
поведение участников
• базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений;
механизм реализации
4. • В процессе осуществления
социального управления
сбор и обработка информации;
• прогнозирование (научное
предвидение изменений в
планирование (определение направлений,
целей управленческой
организация (формирование
системы управления, упорядочение
управленческих отношений
• координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
• контроль и учет.
ВОПРОС 6.
Государственное управление: сущность, функции
1. Понятие государственного управления.
2. Субъекты и объекты
1. Государственное управление,
в широком смысле слова, - управление
делами государства, которое
Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.
2. Субъекты государственного
зации, граждане, которые не имеют
властных полномочий. Деятельность, осуществляемая
субъектами государственного управления
по отношению к объектам, называется
организационно-
3 Государственное управление
• носит организационно-
4. в процессе осуществления
• осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.
Функции государственного
• разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;
установление и эффективное
проведение в жизнь правовых
и организационных основ
• управление учреждениями государственного сектора;
• регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
обеспечение реализации прав
и обязанностей физических и
юридических лиц в сфере
• осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.
ВОПРОС 7.
Исполнительная власть:
понятие, место в механизме разделения властей
1 . Понятие исполнительной власти.
2. Цели исполнительной власти.
3. Признаки исполнительной
4. Место исполнительной власти в механизме
разделения властей.
1. Исполнительная власть - инструмент
защиты и обеспечения
2. Главные цели исполнительной власти:
• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
10
• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
3 Признаки исполнительной
• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);
предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);
принудительность (опора на
силу - возможность самостоятельно
осуществлять меры воздействия)
• организующий характер.
4. Основные организационно-
каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;
• приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;
• осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;
• гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;
• для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.
Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:
• отношения власти с гражданином;
• хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;
• отношения с предприятиями,
учреждениями и иными организациями,
отношения с трудовыми коллекти
• • 11
ВОПРОС 8.
Основные функции
1. Функции ориентирования
2. Функции обеспечения системы.
3. Функции оперативного
1. Функции ориентирования системы:
• анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);
• прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);
• планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности);
• правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);
• методическое руководство.
2. Функции обеспечения системы:
• материально-техническое обеспечение;
• финансовое обеспечение; V кадровое обеспечение;
• информационное обеспечение.
3. Функции оперативного управлени
• организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);
• общее руководство и оперативное распорядительство;
предварительная и текущая
координация действий
• контроль (проверка фактического
положения дел с целью
учет (систематический сбор сведений);
• оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).
12
ВОПРОС 9.
Основные принципы организации исполнительной власти
1. Принцип народовластия.
2. Принцип законности.
3. Принцип разделения властей.
4. Принцип федерализма.
5. Принцип гласности.
6. Принцип приоритета и
прав личности.
7. Принцип централизации и
Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются следующими принципами.
1. Принцип народовластия.
2. Принцип законности предусматри
правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается также в требовании строгого соблюдения норм Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти и актов, принимаемых субъектами. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.
3. Принцип разделения властей
отражает существование и
4. Принцип федерализма.
13
власти и ее субъектов (законные
акты федеральных органов
5. Принцип гласности.
6. Принцип приоритета и
7. Принцип сочетания централизаци
Принцип централизации - сосредоточение
большей части государственных
функций в ведении центральных
органов федеральной
Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно му органу.
ВОПРОС 10.
Формы осуществления исполнительной власти
1. Понятие и виды форм осуществле
2. Правовые формы осуществления исполнительной власти.
3. Неправовые формы
1. Формы осуществления
цами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.
Выделяют следующие формы
• неправовые (организационные).
Правовые и неправовые формы различаются по характеру вызываемых последствий - правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.
2. Правовые формы осуществления исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.
По содержанию выделяют правотворческую
и правоприменительную фор-•
Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, I изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании : нормативных актов. Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:
Информация о работе Административное право, конспекты лекций