Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

•   хранить государственную  и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.                                                       

ВОПРОС 37.

Дисциплинарная ответственность  государственных служащих

1. Общее понятие дисциплинарной  ответственности.

2. Дисциплинарная ответственность  государственных служащих.

 

1.  Дисциплинарная ответственность  характеризуется следующими призна-

ками:

tS основанием ее наступления  является дисциплинарный проступок;

•  за такой проступок предусмотрены  дисциплинарные взыскания;

•  дисциплинарные взыскания применяются  в порядке подчиненности уполномоченными  органами (должностными лицами);

•  пределы дисциплинарной власти уполномоченных органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение  дисциплины, не влекущее уголовной  ответственности.

При наложении дисциплинарного  взыскания учитываются:

•  тяжесть совершенного проступка;

 обстоятельства, при которых он совершен;

•   исполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение  служащего.

2. За неисполнение или ненадлежащее  исполнение государственным служащим  возложенных на него обязанностей (должностной проступок) органом  или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

•  замечание;

•   выговор;

•  строгий выговор;

•   предупреждение о неполном служебном соответствии;

•   увольнение.

Государственный служащий, допустивший  должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстра-

•                 55

нение государственного служащего  от исполнения должностных обя-

•    занностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание  в порядке, установленном законодательством. Дисциплинарное взыскание считается снятым при наличии следующих условий:

•   истек годичный срок давности;

•   лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;

•   издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

ВОПРОС 38.

 Материальная ответственность  государственных служащих

1. Общее понятие материальной  ответственности.

2.  Условия наступления  материальной ответственности.

3.  Особенности материальной  ответственности государственных  служащих.

 

1. Материальная ответственность по трудовому праву - это обязанность работника, служащего возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством.

Материальная ответственность  государственного служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб государству (предприятию, учреждению, организации).

2.  Ответственность  выражается в возмещении государственным  служащим причиненного им имущественного  ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии:

•   реального (прямого) ущерба;

•   непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

56

вины правонарушителя  в причинении ущерба; если виновные действия не являются преступлением.

Материальная ответственность  наступает в административном порядке  либо по решению суда.

Материальная ответственность  за ущерб, причиненный учреждению, организации  при исполнении служебных обязанностей, возлагается на служащего при  условии, если ущерб причинен по его  вине. Такая ответственность ограничивается определенной частью жалования служащего и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб; неполученные доходы не учитываются.

За ущерб, причиненный учреждению, организации при исполнении служебных обязанностей, служащие, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного жалования. Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.

Согласно ст. 243 Трудового кодекса  РФ материальная ответственность в  полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих  случаях:

когда в соответствии с законодательством  на работника возложена материальная ответственность в полном размере  за ущерб, причиненный при исполнении работником трудовых обязанностей;

недостачи ценностей, вверенных ему  на основании специального письменного  договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба;

причинения ущерба в состоянии  алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных  приговором суда;

причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим  государственным органом;

разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих -военнослужащие и призванные на военные сборы  военнообязанные, виновные в причинении ущерба государству при исполнении ими слу-

57

жебных обязанностей, несут материальную ответственность на основании Положения  о материальной ответственности  военнослужащих за ущерб, причиненный  государству. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные не несут  материальной ответственности, когда ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения приказа командира (начальника) или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой службы может предусматриваться контрактом о службе.

ВОПРОС 39.

Предприятия и учреждения как субъекты административного права

1. Предприятия и учреждения как  субъекты административного права. 

2. Классификация предприятий и учреждений.

3. Основы административно-правового  статуса предприятий и учреждений.   

 

1. Субъект административного права  - лицо (организация), которое в соответствии  с действующим законодательством  является участником управления  отношений, регулируемых нормами административного права, и наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления.

Предприятия и учреждения являются коллективными субъектами административного  права.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Упреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, здравоохранения).

Различие между предприятиями  и учреждениями содержится в результатах  их основной деятельности.

2. Предприятия и учреждения в  зависимости от видов собственности могут быть разделены:

•   на государственные (федеральные  или субъектов Российской Федерации);

•   муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения);

58

 частные;

( общественные;

 смешанных форм собственности.

В зависимости от организационно-правовых форм различают:

  полные товарищества;

•   товарищества на вере;                                                                           общества с ограниченной ответственностью;

•   открытые и закрытые акционерные  общества;

•   государственные и муниципальные; I производственные кооперативы.

В зависимости от отраслевой специализации  предприятия и учреждения

подразделяются:

•   на промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

•   сельскохозяйственные (совхозы, фермерские хозяйства и др.);

•   строительные (строительные управления, кооперативы и др.);

•  транспортные (предприятия железнодорожного транспорта, предприятия водного  транспорта, аэропорты, предприятия  гражданской авиации и др.);

•  связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);

•  торговли (универмаги, гастрономы и др.);

•  жилищно-коммунальные (жилищно-эксплутационные  управления и др.).

3. Административно-правовой статус  предприятия (учреждения) - комплекс  прав и обязанностей, которые  предприятие (учреждение) приобретает и реализует в процессе совершения следующих действий:

•   создания предприятия (учреждения) по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа либо по решению трудового коллектива предприятия;

•   государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;

•   получения разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной  власти;

 

•   формирования органа управления делами;

•   определения круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных  органов в отношении предприятия (учреждения);

•   ведения и представления  бухгалтерской и статистической отчетности.

В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры административно-правового характера:

•   недопущение отказа в регистрации  предприятия (учреждения) по мотивам  нецелесообразности;

59

•   запрет на вмешательство  органов государства в деятельность предприятия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

  защита имущества предприятия  от незаконного изъятия;

•   недопущение монопольного положения на рынке отдельных  предприятий и недобросовестной конкуренции.

ВОПРОС 40.

Общественные организации (объединения) как субъекты административного права

1.  Понятие общественных объединений.

2.  Виды общественных объединений.

3. Основы административно-правового  статуса общественных объединений.

 

1. Под общественным объединением  понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридических лиц - общественные объединения. Все общественные объединения характеризуются следующими чертами:

•   образуются физическими и  юридическими лицами на добровольной основе;

•   не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

t действуют от своего имени;

•   не являются коммерческими  организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

2. В зависимости от организационно-правовых  норм различаются:

•   общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

•   общественное движение - состоящее  из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

 

60

 общественный фонд - один из видов некоммерческих  фондов, который представляет собой  не имеющее членства общественное  объединение, . цель которого заключается  в формировании имущества на  основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

•   общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью  оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

•   орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных  социальных проблем, возникающих у  граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

Информация о работе Административное право, конспекты лекций