Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

Элементы правосубъектности:

•  административная правоспособность - способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государ ственного управления;

28

 административная дееспособность - способность гражданина своими  действиями приобретать, а также  осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.

Виды административной дееспособности:

•   полная - с 18 лет;

  ограниченная - с 16 лет; I частичная  - с 7 лет.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

2. В зависимости от механизма  реализации права-граждан подразделяются:

•   на абсолютные (безусловные) права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);

•   относительные права  - права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от круга лиц, которым  предоставляются права, и оснований  их возникновения различают:

•   общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

•   специальные права - права  граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

По содержанию выделяют следующие  группы прав:

 право на участие в государственном  управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);

              29

право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпи демиологической, медицинской помощи и др.);

право на защиту (основными формами  реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, зашита в административ-но-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).

3. По степени возможности реализации  административно-правовые обязанности  граждан подразделяются:

на абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов  и т. п.);

относительные - возникают из правомерных  действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности  собственника автомобиля - платить  налоги, поступающие в дорожные фонды  и, т. п.).

ВОПРОС 21.

 Административно-правовые гарантии  прав и свобод граждан

1.  Сущность административно-правовых          гарантий.

2.  Виды организационно-правовых  гарантий.

3.  Обращения граждан.

 

1. Изначальным и универсальным  гарантом прав граждан является  закон.

Любые властные структуры и должностные  лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;

отвечать высокому уровню юридической  техники; содержать конкретные нормы  и механизмы их реализации;

определять круг государственных  органов и должностных лиц, на которых возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;

предусматривать ответственность  органов и должностных лиц  за ущемление прав и обязанностей граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина; ограничение  прав возможно только при наличии  определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;

определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще; любые нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться без официального опубликования.

2. Организационно-правовые гарантии  можно подразделить на два вида:

а)   судебные, т. е. реализуемые  судами в процессе осуществления  правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством  о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;

б)   административные, т. е. реализуемые  во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные  лица вправе, а во многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

Конституцией Российской Федерации  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в  государственные органы и органы местного самоуправления.

3. Основные виды обращений граждан:

предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или  иной области и указание на пути их устранения;

заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

жалоба - обращение в государственные  или иные официальные органы к  должностным лицам по поводу нарушенного  права или законного интереса гражданина.

ВОПРОС 22.

Административно-правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства

1. Административно-правовой статус  иностранных граждан и лиц  без гражданства.

  2. Особенности правосубъектности  иностранных граждан и лиц  без гражданства.

 

1. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами, Правилами пребывания иностранных граждан в СССР.

Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипломатическим путем.

Законодательство различает иностранных  граждан, постоянно проживающих  и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях, - временно пребывающие.

Особенности правосубъектности лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами:

 

иностранные граждане и лица без  гражданства не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в органах внутренних дел;

иностранные граждане и лица без  гражданства не допускаются к  деятельности, связанной с государственной  тайной;

32

 на иностранных граждан и  лиц без гражданства не распространяется воинская обязанность;

 за ряд правонарушений к  ответственности могут привлекаться  только иностранные граждане  и лица без гражданства;

 только к иностранным гражданам  и лицам без гражданства применяется  такое административное наказание,  как выдворение;

•   иностранные граждане и  лица без гражданства могут въезжать на территорию РФ при наличии разрешения;

 иностранные граждане и лица  без гражданства проживают и  осуществляют свою деятельность  на основании специальных документов;

 для иностранных граждан могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (например, Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 года № 470, в ред. от 30 октября 2001 года, утвержден Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан);

•   по территории, открытой для  иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления  об этом органов внутренних дел. По прибытии в пункт назначения они  должны зарегистрировать свое временное  пребывание;

•   при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из России может быть не разрешен.

ВОПРОС 23.

Органы исполнительной власти как  субъекты административного права

1. Понятие органа исполнительной  власти.

2. Административно-правовой статус органа исполнительной власти.

 

1. Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь  частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию,  территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с  законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

2. Административная правоспособность  и дееспособность органов исполнительной  власти возникают одновременно  с их образованием и определением  компетенции; прекращаются в связи  с их упразднением.

33

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

Органы исполнительной власти: V  осуществляют организационно-распорядительную деятельность;

•   наделены оперативной самостоятельностью;

•   имеют, как правило, постоянные штаты;

•   образуются вышестоящими органами;

  подотчетны и подконтрольны  вышестоящим органам исполнительной  власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:

•   целевого (включает нормы  о целях, задачах, функциях, принципах  деятельности);

•   организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

•   компетенционного - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

ВОПРОС 24.

 Виды органов исполнительной  власти

1. В соответствии С федеративным  государственным устройством.            2. В зависимости от объема и  характера    компетенции.                   3. В зависимости от организационно-правовых  форм.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов.                                                     

 

1. В соответствии с федеративным  государственным устройством Российской  Федерации различают:

•   федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);

•   органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

2. В зависимости от объема  и характера компетенции можно  выделить: органы общей компетенции,  которые осуществляют управление  большинством отраслей их сферы  деятельности;

органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, межотраслевое (функциональное) или смешанное управление:

органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными сферами  или отраслями управления;

органы внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);

органы межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства  отраслей и сфер управления;

Информация о работе Административное право, конспекты лекций