Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций
конспекты лекций по особенной части административного права
Разъяснения о применении Положения о порядке государственной ре гистрации ведомственных нормативных актов, утвержденные письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 08-09307, содержат специальные требования, предъявляемые к актам в соответствии с которыми направлению на государственную регистрацию подлежат:
• только акты, содержащие правовые
нормы, рассчитанные на неопредс ленный
круг лиц и неоднократное
• акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т. п.), если в них имеются нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические, культур ные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных федеральных законодательных актах, а также устанавливающие вновь либо изменяю щие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой меха низм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действую ший на момент представления акта на регистрацию;
I акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т. п.), носящие межведомственный характер, т. е. являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а также для предприятий, учреждений, организаций, не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт;
• акты, принятые после 14 мая 1992 года;
• акты, изменяющие, дополняющие
ведомственные нормативные
4. Доведение решения до сведения
исполнителей, заинтересованных лиц
осуществляется путем
68
дня их подписания, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.
ВОПРОС 44.
Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
1. Понятие и виды методов
исполнительной власти.
2. Классификация методов по харак
воздействия.
1. Методы деятельности
способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, человека на коллектив;
• способы обеспечения
• способы организации, упорядочения происходящих процессов, приемы осуществления управленческих функций, возникающих при организации совместной деятельности;
• средства достижения определенных целей.
Универсальными способами
Убеждение проявляется в использовании
различных разъяснительных, воспитательных,
организационных мер для
Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
Поощрение - способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие вызывает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.
69
2. Наиболее четким критерием
классификации методов
прямое воздействие на волю; v приказной характер; s однозначность указаний;
• широкое использование правительственных, ведомственных актов;
• наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;
стимулирование выполнения указаний;
• широкое использование внеэкономического принуждения. Особенности методов косвенного воздействия:
• руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;
• акты власти управомочивают на определенные действия;
у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;
автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями;
• наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений.
ВОПРОС 45.
Убеждение в государственном управлении
1. Убеждение как административно-правовой метод. 2. Элементы убеждения.
3. Формы убеждения.
1. Один из методов деятельности
исполнительной власти - убеждение,
которое представляет собой
Для убеждения характерно следующее:
• оно используется постоянно и в отношении всех граждан;
70
обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предписаний, а в конечном итоге воспитывает убежденность, "привычку" законопос-лушания.
2. Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы:
овладение вниманием;
• внушение;
• воздействие на сознание;
• оперирование эмоциями;
• формирование интереса.
3. Средства убеждения:
• обучение;
• пропаганда;
• агитация;
• разъяснение;
• обмен опытом.
ВОПРОС 46.
Понятие и виды
1. Сущность административного
2. Виды административного
1. Поощрение - способ воздействия,
который через интерес,
Особенности данного метода деятельности исполнительной власти:
• фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;
• поощрение связано с
оценкой уже совершенных
• поощрение персонифицировано,
применяется в отношении
• поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;
• в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения;
• поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя его.
71
2. В зависимости от оснований поощрения различают:
• абсолютное поощрение, обусловленное абсолютными основаниями по ощрения. Такими основаниями являются: добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанностей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т. п.); поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти детей; юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки и т. п.;
• относительное. Относительное поощрение регламентировано КоАП РФ, дисциплинарными уставами. Правовые нормы актов обязывают по ощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосер дечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. Стать ей 4.2 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, смягчающим! административную ответственность, признаются: раскаяние лица, со вершившего административное правонарушение; предотвращение лицом совершившим административное правонарушение, вредных последствие административного правонарушения, добровольное возмещение при чиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств: совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.
С точки зрения правовой основы различают:
• формальное поощрение - поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами и обычно заносятся в трудовую книжку, служебную карточку);
• неформальное поощрение - применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных юридическими нормами (например, публичная похвала).
По содержанию поощрение может быть:
• моральным (благодарность, грамота);
материальным (премия, ценный подарок);
• статусным (изменяющим правовой статус гражданина, например присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации");
• смешанным (часто одна мера содержит моральное, материальное и статусное поощрение, например присвоение звания Героя Российской Федерации).
72
В зависимости от круга лиц, к которым применяются меры поощрения, различают:
меры поощрения, применяемые
к коллективным субъектам (
меры поощрения, применяемые к индивидуальным субъектам (например, для иностранных граждан и лиц без гражданства установлено применение такого поощрительного средства, как предоставление лицу с его согласия почетного гражданства).
ВОПРОС 47.
Понятие и виды административного принуждения
1. Сущность административного принуждения.
2. Виды административного
1. Административное принуждение
используется как средство
Административному принуждению присущи следующие признаки:
• применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;
• осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
• персонифицировано, т. е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;
• внесудебный порядок
применяется в целях
73
вила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной бе зопасности).
Административное принуждение применяют:
исполнительные органы, уполномоченные на осуществление правоох ранительных функций в сфере государственного управления (органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы);
Информация о работе Административное право, конспекты лекций