Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

Содержание работы

Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт

Файлы: 1 файл

1.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Представитель нанимателя - тот, кто осуществляет полномочия нанимателя на государственную гражданскую службу от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Как правило, это руководитель соответствующего государственного органа или лицо, занимающее государственную должность, либо их представитель. Этим лицам предоставлено право представлять интересы Российской Федерации или субъекта РФ.

Физические лица, являющиеся руководителями государственных органов, осуществляют свои полномочия государственного нанимателя самостоятельно. При необходимости они имеют право возложить указанные полномочия на своего заместителя, но только в отношении найма на гражданскую службу лиц, замещающих младшие, старшие и ведущие должности гражданской службы.

Для наделения полномочиями государственного нанимателя заместителя руководителя государственного органа необходимо:

- принятие руководителем  государственного органа решения  о наделении такого рода полномочиями  своего заместителя;

- данное решение должно  быть принято строго в соответствии  с действующим законодательством  и компетенцией руководителя.

Руководитель государственного органа не вправе возлагать на своего заместителя полномочия государственного нанимателя в отношении лиц, замещающих главные и высшие должности гражданской службы. В отношении указанных лиц полномочия государственного нанимателя руководитель государственного органа обязан осуществлять лично и самостоятельно.

Основные условия прохождения государственной службы всех видов регулируются служебным контрактом, который может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

 

Лекция № 9 Служебный контракт

Служебный контракт определяется как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые либо при переходе гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую.

Новый служебный контракт с гражданским служащим заключается тогда, когда при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа ему предоставляется должность в другом государственном органе, в т.ч. после прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Новый служебный контракт о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы заключается также с гражданским служащим, назначенным на ранее замещаемую или иную должность гражданской службы после окончания срока служебного контракта о замещении должности категорий "руководители" или "помощники". При этом прежний служебный контракт прекращает свое действие.

Новый служебный контракт заключается и с гражданским служащим, состоящим в кадровом резерве, в том числе включенным в него в связи с приостановлением служебного контракта. В таком случае новый контракт с гражданским служащим заключается после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

При переводе гражданского служащего на иную должность государственной службы в том же государственном органе новый служебный контракт не заключается, а в имеющийся контракт вносятся изменения, касающиеся новой должности и других условий гражданской службы. Такое изменение оформляется соглашением сторон, которое является неотъемлемой частью служебного контракта.

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданский служащий, замещающий соответствующую должность гражданской службы.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Однако необходимо иметь в виду, что те права и обязанности представителя нанимателя и гражданского служащего, замещающего соответствующую должность гражданской службы, которые установлены Законом о госслужбе, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами о государственной службе, не могут быть предметом служебного контракта, поскольку они являются обязательными для сторон в силу самого факта заключения контракта.

Представитель нанимателя обязан предоставить гражданину, поступившему на гражданскую службу, возможность замещения определенной должности гражданской службы; обеспечить им прохождение гражданской службы; своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание и предоставлять им государственные социальные гарантии.

В свою очередь, гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Таким образом, служебный контракт - это юридический факт, являющийся основанием возникновения служебного отношения, в силу которого его стороны приобретают права и обязанности, определяющие их правовой статус как государственных служащих. Следует отметить, что именно это обстоятельство отличает государственных служащих от работников, заключающих трудовой договор. В отличие от государственных служащих, стороны трудового договора более свободны в выборе его условий. Они вправе включать в трудовой договор любые условия, если они не ухудшают положение работника по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Стороны же служебного контракта при определении его содержания ограничены рамками закона. Тем не менее некоторые условия служебного контракта они вправе определить по своему усмотрению. Например, соглашением сторон может быть предусмотрено условие об испытании при приеме на гражданскую службу, если оно не было оговорено в акте о назначении на должность. Стороны могут договориться об особом режиме службы, о направлении гражданского служащего на повышение квалификации и др.

В служебном контракте должны быть указаны сведения о гражданском служащем, поступающем на гражданскую службу, о представителе нанимателя как другой стороне контракта, наименование государственного органа (структурного подразделения), на службу в который поступает гражданский служащий.

Гражданский служащий как сторона служебного контракта указывает в контракте фамилию, имя и отчество, дату рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность.

В контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя. Сведения о государственном органе включают полное его наименование и место нахождения.

К числу существенных условий служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой  должности гражданской службы  с указанием подразделения государственного органа. Наименование должности указывается в соответствии с реестрами должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Наименование подразделения государственного органа указывается в соответствии с его структурой, утвержденной в установленном порядке;

2) дата начала исполнения  должностных обязанностей, т.е. число, месяц и год, с которого гражданский  служащий обязан приступить к  выполнению своих служебных обязанностей. Дата начала исполнения должностных обязанностей может совпадать с датой заключения служебного контракта или стороны могут договориться о том, что гражданский служащий приступит к работе позже. В любом случае в служебном контракте указывается точная дата начала исполнения должностных обязанностей.

Если служебный контракт заключается на определенный срок, в нем указывается также конкретный срок действия служебного контракта, например один год, два года;

3) права и обязанности  гражданского служащего, должностной регламент. Имеются в виду те права и обязанности, которые дополняют, уточняют или конкретизируют применительно к замещаемой им должности. Что касается прав и обязанностей, предусмотренных в законах и иных нормативных правовых актах, должностным регламентом, то перечислять их в служебном контракте нет необходимости, т.к. они обязательны для государственных служащих в силу самого факта заключения служебного контракта. Вместе с тем при заключении служебного контракта гражданский служащий должен быть ознакомлен со всеми принадлежащими ему правами и обязанностями, а также правами и обязанностями представителя нанимателя. Тот факт, что гражданский служащий ознакомлен с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, осуществляется в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

5) условия профессиональной  служебной деятельности, компенсации  и льготы, предусмотренные за  профессиональную служебную деятельность  в тяжелых, вредных и (или) опасных  условиях. Они указываются в служебном контракте с гражданским служащим, который в соответствии со служебным контрактом обязуется выполнять должностные обязанности в указанных условиях;

6) режим служебного времени  и времени отдыха (в случае  если он для гражданского служащего  отличается от служебного распорядка государственного органа). Например, установление ненормированного служебного дня для государственного служащего, замещающего должность, не относящуюся к должностям, по которым ненормированный служебный день установлен в соответствии с законом; или предоставление дополнительного перерыва в течение служебного дня;

7) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского  служащего, надбавки и другие  выплаты, в том числе связанные  с результативностью его профессиональной  служебной деятельности). Условия оплаты труда гражданских служащих установлены Законом о госслужбе, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а поэтому в служебном контракте в обязательном порядке указывается конкретный размер должностного оклада. Что касается надбавок и других выплат, полагающихся государственному служащему (например, за выслугу лет, за особые условия гражданской службы и др.), то они либо прямо указываются в служебном контракте на основании нормативных правовых актов, либо в нем делается отсылка к соответствующему нормативному правовому акту, предусматривающему основания и условия их выплаты. В последнем случае гражданский служащий должен быть ознакомлен с содержанием этих актов;

8) виды и условия социального  страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. Гражданским служащим гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения.

К числу дополнительных условий, которые стороны могут включать в служебный контракт по своему усмотрению, относятся следующие:

1) условие об испытании  при поступлении на гражданскую  службу;

2) условие об обязанности  лица проходить гражданскую службу  после окончания обучения в  образовательном учреждении профессионального  образования не менее установленного договором на обучение срока. Это условие может быть включено в служебный контракт только в том случае, если этот же контракт, приложение к нему или специальное соглашение содержат условие об обязанности представителя нанимателя оплатить обучение в образовательном учреждении профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета;

3) о показателях результативности  профессиональной служебной деятельности  гражданского служащего и связанных  с ними условий оплаты его  труда;

4) условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона о государственной тайне от 21.07.1993 N 5485-1. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" этот Перечень уточнен и конкретизирован.

Служебную тайну составляют сведения, связанные с деятельностью организации, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

К иной охраняемой законом тайне относятся:

Информация о работе Лекции по "Административному праву"