Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций

Описание работы

Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

Содержание работы

Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт

Файлы: 1 файл

1.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Гражданский служащий, достигший возраста 65 лет (предельного возраста пребывания на гражданской службе), в соответствии с ч. 6 статьи 25 Закона о госслужбе подлежит увольнению с гражданской службы. Данная норма носит императивный характер, а поэтому представитель нанимателя не вправе принять иное решение. Вместе с тем он может предложить гражданскому служащему, достигшему 65 лет, заключить срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом его квалификации, результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, замещаемой должности и состояния здоровья.

После окончания действия срочного служебного контракта трудовой договор может быть заключен и с гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет. Такой договор заключается по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя. С гражданским служащим, достигшим 60 лет и давшим согласие на заключение трудового договора после окончания срока служебного контракта, служебный контракт расторгается, и он увольняется с гражданской службы. Если гражданский служащий, достигший шестидесятилетнего возраста, после окончания срока действия служебного контракта не согласен заключить трудовой договор, расторжение с ним служебного контракта и увольнение его с гражданской службы производится на основании истечения срока действия срочного служебного контракта.

На гражданских служащих, заключивших трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, распространяется законодательство о труде в полном объеме.

 

Изменение существенных условий служебного контракта

Представитель нанимателя вправе в связи с изменением профессиональной служебной деятельности в государственном органе в одностороннем порядке изменить гражданскому служащему существенные условия служебного контракта при продолжении им профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В случае спора представитель нанимателя обязан представить доказательства, подтверждающие, что такое изменение явилось следствием изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа (например, структурной его реорганизации). При отсутствии таких доказательств изменение по инициативе представителя нанимателя обусловленных сторонами существенных условий служебного контракта нельзя признать законным.

О предстоящем изменении существенных условий служебного контракта, а также причинах, вызвавших необходимость таких изменений, представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего заранее, не позднее чем за 2 месяца до их введения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме.

Если в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа прежние условия служебного контракта государственного служащего не могут быть сохранены, представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему замещение иной должности гражданской службы в том же государственном органе или прохождение гражданской службы в другом государственном органе. В случае отказа гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности государственной службы и уволить с гражданской службы.

С гражданским служащим, письменно отказавшимся от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, служебный контракт прекращается на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе ("отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта").

В случае возникновения спора о правомерности прекращения служебного контракта с гражданским служащим, письменно отказавшимся от замещения иной должности гражданской службы, предложенной в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя должен доказать невозможность сохранения прежних его условий.

 

Временное замещение иной должности гражданской службы

Представитель нанимателя вправе временно, на срок до 1 месяца, переводить гражданских служащих на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе в случае служебной необходимости.

Под служебной необходимостью в данном случае понимается необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

Перечень случаев служебной необходимости, дающих право представителю нанимателя осуществлять временный перевод на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе, является исчерпывающим.

Временный перевод на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в связи со служебной необходимостью будет являться правомерным, если служебная необходимость действительно имеет место, т.е. возникли чрезвычайные обстоятельства, которые нельзя было предусмотреть заранее (катастрофа, производственная авария и др.).

Наличие указанных чрезвычайных обстоятельств необходимо во всех случаях временного перевода на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в связи со служебной необходимостью, в т.ч. и для перевода в случае временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Такая позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. применительно к аналогичным положениям ст. 74 ТК РФ).

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. предусмотрено, что временный перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника может быть признан обоснованным при условии, что это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и т.п. последствиям.

Данная позиция Пленума Верховного Суда РФ основана на положениях Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930) (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 4 июня 1956 г.). В соответствии с ней Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2 Конвенции). При этом в силу пп. "д" п. 2 ст. 2 названной Конвенции, а также ч. 4 ст. 4 Трудового кодекса РФ не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия, как то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, а также в иных случаях, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

В случае служебной необходимости представитель нанимателя вправе перевести гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы только в том же государственном органе, с которым он состоит в служебных отношениях. При этом оплата труда должна производиться по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже размера оплаты труда, установленного ранее. Временно замещаемая должность не должна быть противопоказана гражданскому служащему по состоянию здоровья.

Продолжительность одного такого перевода не может превышать 1 месяца. Поскольку Закон о госслужбе ограничивает продолжительность временного перевода, но не их количество, такие переводы в связи со служебной необходимостью возможны неоднократно. При этом перевод для замещения временно отсутствующего гражданского служащего также может носить неоднократный характер. Однако его общая продолжительность не должна превышать 1 месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).

Представитель нанимателя имеет безусловное право переводить гражданских служащих без их согласия на не обусловленную служебным контрактом должность в случаях служебной необходимости. В связи с этим гражданский служащий не может отказаться от такого перевода, если он осуществлен в соответствии с установленными требованиями и у государственного служащего нет для отказа от перевода уважительных причин.

Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением служебной дисциплины, а невыход на службу - прогулом.

При этом следует учитывать, что гражданский служащий не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от исполнения служебных обязанностей в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности, либо за отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом. Так как Закон о госслужбе не содержит норм, запрещающих гражданскому служащему воспользоваться названным правом тогда, когда выполнение таких обязанностей вызвано переводом вследствие служебной необходимости, отказ гражданского служащего от временного перевода на иную должность по указанным выше причинам является обоснованным (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

С согласия гражданского служащего замещение должности, замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим, может продолжаться и более длительный срок. При этом временно замещаемая должность может быть и более высокой группы должностей. В этом случае гражданскому служащему, замещающему такую должность, выплачивается должностной оклад по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы. Ему выплачиваются также установленные по временно замещаемой должности гражданской службы надбавки и предоставляются государственные социальные гарантии, установленные для гражданских служащих, замещающих такую должность.

 

Перевод на иную должность гражданской службы

или перемещение

Перевод - это назначение гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы (в том же или в другом государственном органе) или в другую местность вместе с государственным органом. Закон о госслужбе не дает определение понятия иной должности. Однако, учитывая то что наименование замещаемой должности относится к существенным условиям служебного контракта, иной должностью следует считать должность, не соответствующую по наименованию той, которая была обусловлена при заключении контракта.

Допускаются следующие переводы гражданского служащего с его письменного согласия:

1) на иную должность  гражданской службы в том же государственном органе;

2) на иную должность  в другом государственном органе;

3) в другую местность  вместе с государственным органом.

С согласия гражданского служащего допускается перевод его в другой государственный орган на иную должность. В связи с этим возникает вопрос, является ли переводом, требующим согласия гражданского служащего, назначение его в другой государственный орган на должность, аналогичную той, которую он замещал. Очевидно, что ответ на этот вопрос должен быть положительным, поскольку условие о прохождении службы в конкретном структурном подразделении государственного органа и, следовательно, конкретном государственном органе является существенным условием служебного контракта, которое может быть изменено только по соглашению сторон. Таким образом, переводом, требующим согласия гражданского служащего, следует считать его назначение в другой государственный орган как по той же должности, которую он замещал, так и на иную должность.

При переводе на иную должность гражданской службы в том же государственном органе в служебный контракт гражданского служащего вносятся соответствующие изменения. При переводе на иную или аналогичную должность в другой государственный орган с гражданским служащим заключается новый служебный контракт.

При переводе гражданских служащих в другую местность вместе с государственным органом им и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего).

Информация о работе Лекции по "Административному праву"