Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:31, курс лекций
Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.
Лекция №1 Виды государственной службы Российской Федерации
Лекция 2. Должности государственной службы Российской Федерации
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Лекция 4. Административная реформа в Российской Федерации
Лекция 5. Правовое положение государственных служащих
Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу
Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа
Лекция № 9 Служебный контракт
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, составляющие
тайну следствия и
- сведения, связанные с
профессиональной
- сведения о сущности
изобретения, полезной модели или
промышленного образца до
Условие о неразглашении государственной и иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации может быть предусмотрено в служебном контракте только с таким гражданским служащим, которому сведения, составляющие такую тайну и информацию, станут известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей и если это предусмотрено должностным регламентом.
В связи с этим в служебном контракте или в приложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному гражданскому служащему.
С лицами, которые по характеру выполняемых должностных обязанностей будут иметь доступ к государственной тайне, служебный контракт заключается только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.
Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- согласие на частичные временные ограничения их прав;
- письменное согласие
на проведение в отношении
их полномочными органами
- определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;
- ознакомление с нормами
законодательства РФ о
- принятие соответствующего
решения руководителем
Дополнительный перечень условий служебного контракта, приведенный в ст. 24 Закона о госслужбе, не является исчерпывающим. Помимо указанных условий, стороны вправе включить в служебный контракт и любые другие условия, если они не ухудшают положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами. В противном случае они будут являться недействительными.
Как существенные, так и дополнительные условия, включенные сторонами в служебный контракт, являются для них обязательными. Они не могут быть изменены в одностороннем порядке ни гражданским служащим, ни представителем нанимателя. Однако по взаимному соглашению стороны вправе вносить в служебный контракт любые изменения и дополнения, если они не ухудшают положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами. Внесение изменений и дополнений в служебный контракт оформляется в письменном виде отдельным соглашением, которое подписывается обеими сторонами служебного контракта и является его неотъемлемой частью.
Закон о госслужбе допускает возможность заключения срочного служебного контракта лишь в строго определенных случаях. Поэтому в служебном контракте, заключаемом на определенный срок, должны быть указаны конкретный срок его действия и причина (обстоятельство), послужившая основанием для заключения именно срочного служебного контракта.
В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ. При этом в служебном контракте не перечисляются все виды ответственности, которые могут быть применены к сторонам служебного контракта.
Из всех видов юридической ответственности Закон о госслужбе регламентирует только дисциплинарную ответственность гражданских служащих. В связи с этим при применении к сторонам служебного контракта других видов ответственности следует руководствоваться законами, регулирующими соответствующие виды ответственности. Так, применение к представителю нанимателя и гражданскому служащему материальной ответственности должно осуществляться на условиях и в порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 232 - 250 ТК РФ).
Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако с письменного согласия гражданского служащего на него могут быть возложены обязанности, не обусловленные при заключении служебного контракта.
Письменная форма служебного контракта является обязательной. Заключение служебного контракта в письменной форме означает, что представитель нанимателя и гражданский служащий заполняют специальный документ - служебный контракт, в котором отражаются наименование сторон, существенные условия служебного контракта. Этот контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью гражданского служащего и руководителя государственного органа.
Письменная форма служебного контракта обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переходе гражданского служащего на другую должность гражданской службы в случаях, когда после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются.
Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 утверждена Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.
В соответствии с п. 2 названного Указа, Примерная форма служебного контракта должна применяться при заключении служебных контрактов с гражданами РФ, поступающими на государственную гражданскую службу РФ после 31 января 2005 г.
Трудовые договоры, заключенные ранее с государственными служащими в соответствии со ст. 21 Закона о госслужбе, должны быть в 3-месячный срок переоформлены в служебные контракты о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в соответствии с Примерной формой (п. 2 Указа).
При переоформлении заключенных ранее трудовых договоров в служебные контракты может быть предложена следующая формулировка первого пункта служебного контракта: "Настоящий служебный контракт в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 оформлен на основании трудового договора, заключенного со Смирновым Игорем Петровичем 18 апреля 2000 г. N 156".
Срочные служебные контракты
Законом о госслужбе предусмотрены два вида служебных контрактов в зависимости от срока их действия. Первый вид - это служебные контракты, заключаемые на неопределенный срок. Заключая такой контракт, стороны вообще не оговаривают срок его действия.
Второй вид назван срочными служебными контрактами. Срочные служебные контракты заключаются на определенный срок, как правило, не менее чем на 1 год и не более чем на 5 лет. Иной срок служебного контракта может быть установлен только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Срочный служебный контракт может быть заключен только в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. Главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления постоянных служебных отношений. Исключение из этого общего правила составляют лишь случаи, прямо предусмотренные федеральными законами. Так, например, законом субъекта РФ не может быть сделано исключение из общего правила об ограничении заключения срочных служебных контрактов, установленного Законом о госслужбе.
Закон о госслужбе предусматривает и специальный перечень случаев заключения срочного служебного контракта. Условно его можно разделить на две группы. Первую составляют случаи заключения срочного служебного контракта в связи с условиями прохождения гражданской службы, препятствующими заключению контракта на неопределенный срок. Вторую - случаи заключения срочного контракта с учетом категории замещаемой должности гражданской службы.
К первой группе относятся случаи заключения служебного контракта:
- для замещения должности
гражданской службы на период
отсутствия гражданского
- для замещения должности
гражданской службы после
- для замещения временной
должности гражданской службы
или должности гражданской
- для замещения должности
гражданской службы в
Тот факт, что государственный орган создан на определенный срок или только для выполнения определенных задач и функций, должен быть зафиксирован в соответствующем акте, которым образован этот государственный орган. В этом же акте должен быть установлен и конкретный период времени, на который он создан или в течение которого будет продолжаться необходимость в выполнении задач и функций, явившихся целью создания государственного органа.
Срок служебного контракта в этом случае определяется сроком, на который создан государственный орган. Прекращение такого служебного контракта с гражданским служащим по основанию истечения срока контракта может быть произведено, если данный государственный орган действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который он был создан, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим государственным органам.
Вторую группу составляют случаи:
- замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Поскольку в приведенной норме речь идет не обо всех, а только об отдельных должностях гражданской службы категории "руководители", срочный служебный контракт может быть заключен лишь с теми из них, в отношении которых предусмотрено, что они назначаются на должность на определенный срок. К таким руководителям относятся руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители представительств государственных органов.
Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Таким образом, срок служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность помощника (советника), ограничен сроком, на который назначен соответствующий руководитель.
Условия и порядок деятельности за рубежом представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений определяются соглашениями (протоколами), заключаемыми на основе решений Президента РФ соответствующими органами и учреждениями с МИД России. На основании таких соглашений (протоколов) с представителями федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений заключаются срочные служебные контракты.
Срочный служебный контракт может быть заключен и в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.
Срочный служебный контракт заключается с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет. Указанный служебный контракт перезаключается на срочный на срок от одного года до пяти лет. В отличие от ранее действовавшего законодательства, Закон о госслужбе не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с государственным служащим, достигшим 60 лет, до достижения им 65-летнего возраста. В связи с этим представитель нанимателя вправе перезаключить служебный контракт с гражданским служащим, достигшим 60 лет, на любой срок в пределах от одного до пяти лет (например, сразу на 3, 4 или 5 лет).