Местное самоуправление: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления. В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

Содержание работы

Введение 5
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 7
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России 11
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации 15
2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика муниципального образования "Кореневский район" 20
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" Курской области 24
2.3. Анализ управления социально-экономическим развитием в муниципальном образовании "Кореневский район" 28
3. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 33
3.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 33
3.2. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 36
3.3. Проблемы организации местного самоуправления в Кореневском районе и предложения по их решению 39
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

мсу диплом2.docx

— 222.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 5

1. Общая характеристика  системы местного самоуправления  в Российской Федерации 7

1.1. Понятие, задачи, структура  местного самоуправления в РФ 7

1.2. Законодательная основа  местного самоуправления в России 11

1.3. Анализ деятельности  местного самоуправления в Российской  Федерации 15

2. Анализ деятельности  органов местного самоуправления  в муниципальном образовании  "Кореневский район" 20

2.1. Организационно-экономическая  характеристика муниципального  образования "Кореневский район" 20

2.2. Оценка эффективности  деятельности органов местного  самоуправления в муниципальном  образовании "Кореневский район"  Курской области 24

2.3. Анализ управления  социально-экономическим развитием  в муниципальном образовании  "Кореневский район" 28

3. Анализ проблем организации  местного самоуправления в Российской  Федерации на современном этапе  33

3.1. Основные проблемы  развития системы местного самоуправления  в РФ 33

3.2. Пути и способы совершенствования  деятельности органов местного  самоуправления в Российской  Федерации 36

3.3. Проблемы организации  местного самоуправления в Кореневском  районе и предложения по их  решению 39

Заключение 46

Глоссарий 49

Список использованных источников 53

Приложения 58

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем  является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.

В условиях углубляющейся  социально-экономической реформы  возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти исследовали еще  русские правоведы начала XX века. А. Д. Градовский, И. И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др. Структура  органов местного самоуправления является предметом исследования В. В. Володина, В. Л. Ясюнуса, Ю. А. Тихомирова, А. Широкова, С. Юрковой и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные  с деятельностью органов местного самоуправления в России.

Предмет исследования –  проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель исследования – рассмотреть  современные проблемы становления  местного самоуправления в Российской Федерации.

Основные задачи:

1) Раскрыть понятие, задачи, структуру местного самоуправления  в РФ.

2) Изучить законодательную  основу местного самоуправления  в России

3) Провести анализ деятельности  местного самоуправления в Российской  Федерации.

4) Дать организационно-экономическую  характеристику муниципального  образования "Кореневский район"

5) Дать оценку эффективности  деятельности органов местного  самоуправления в муниципальном  образовании "Кореневский район"  Курской области

6) Проанализировать особенности  управления социально-экономическим  развитием в муниципальном образовании  "Кореневский район"

7) Рассмотреть перспективы  государственной политики в системе  местного самоуправления в РФ

8) Исследовать пути и  способы совершенствования деятельности  органов местного самоуправления  в Российской Федерации.

Методологической основой  выпускной квалификационной работы являются системный анализ, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, статистический, графический методы.

Информационная база. В  процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в СМИ, данные статистических и социологических  исследований.

Структура работы. Дипломная  работа имеет введение, три главы, девять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

1. Общая характеристика  системы местного самоуправления  в Российской Федерации

1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления  в РФ

Местное самоуправление в  Российской Федерации - это способ организации  и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).

Согласно Конституции  РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов  государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности  местного самоуправления в рамках его  полномочий. Органы государственной  власти создают правовые рамки для  деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный  контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также  защиту этих прав.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения  населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление  управления местными делами в системе  управления обществом и государством.

Главная цель создания системы  местного самоуправления - улучшение  качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Структура управления органами местного самоуправления представлена в Приложении А.

Основными задачами местного самоуправления являются:

1) Выявление социальных  целей, приоритетов и потребностей  проживающего на данной территории  населения;

2) Определение потребности  территории в трудовых, материальных  и финансовых ресурсах;

3) Укрепление финансово-хозяйственной  базы местных сообществ;

4) Создание необходимых  условий для высокоэффективной  деятельности всех расположенных  на территории предприятий и  организаций, независимо от форм  собственности и ведомственной  принадлежности;

5) Обеспечение многообразия  форм участия населения в решении  местных вопросов социально-экономического  развития;

6) Формирование новых  устойчивых источников доходов  местных бюджетов;

7) Повышение инвестиционной  привлекательности территории.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных  образований - устанавливаются в  соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении  внутригородских муниципальных  образований, установлении или изменении  их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование  действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).

Устав муниципального образования  разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно. Он принимается  представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования  вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Муниципальные образования  вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т. д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для  становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права  на местное самоуправление.

В целом, структура местной  администрации во всех муниципальных  образованиях строится на общих принципах  в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению  вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она  представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения  стоящих перед муниципальным  образованием задач, условий жизни  граждан, других факторов подвергается новациям.

Структура местного самоуправления представлена в Приложении Б.

В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным  законом вопросами местного значения и распределением полномочий между  органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяют шесть групп  вопросов, которые входят в компетенцию  местной администрации:

1) вопросы социально-экономического  развития территории;

2) вопросы муниципального  хозяйства;

3) финансовые вопросы;

4) социальные вопросы;

5) административно-организационные  вопросы;

6) исполнение переданных  государственных полномочий.

Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных  образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к  муниципальным районам и городским  округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.

При определении структуры  местной администрации и распределении  полномочий между ее подразделениями  необходимо исходить из следующих принципов:

- целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных  блоков;

- избежание дублирования  и параллелизма;

- полнота охвата и избежание  пробелов в решении вопросов  местного значения местной администрацией  в целом;

- результативность, что предусматривает  возможность оценки (измерения) достигаемого  результата работы;

- достаточность обеспечения,  что предполагает предоставление  структурному подразделению для  надлежащего выполнения им своих  функциональных обязанностей в  достаточном объеме материального,  правового, информационного и  других видов обеспечения;

- системность и взаимосвязь  с другими подразделениями, т.  е. учет при описании функций  подразделения его взаимосвязей  с другими структурами;

- структурирование, т. е.  разделение функции структурного  подразделения на функции специалистов, которые вменены им в виде  должностных обязанностей;

- эффективность, что означает  достижение обозначенной цели  и решение задач подразделения  с наименьшими затратами;

- недопущение принципа  создания структур "под людей";

- унифицированный подход  к формированию структур и  определению штатной численности  органов местного самоуправления.

Использование программно-целевых  методов в построении организационной  структуры администрации требует  проведения сложной работы по регламентации  деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения  функций внутри администрации и  пересмотра существующих положений  о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями  во взаимодействии, приводящие к решению  поставленных задач).

Таким образом, деятельность по внесению изменений в организационную  структуру местной администрации  требует грамотной экспертно-аналитической  работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии  документов, регламентирующих организацию  и деятельность администрации) и  кадрового (переподготовка и повышение  квалификации служащих, подготовка кадрового  резерва) сопровождения.

1.2. Законодательная  основа местного самоуправления  в России.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Информация о работе Местное самоуправление: проблемы развития