Местное самоуправление: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления. В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

Содержание работы

Введение 5
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 7
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России 11
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации 15
2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика муниципального образования "Кореневский район" 20
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" Курской области 24
2.3. Анализ управления социально-экономическим развитием в муниципальном образовании "Кореневский район" 28
3. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 33
3.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 33
3.2. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 36
3.3. Проблемы организации местного самоуправления в Кореневском районе и предложения по их решению 39
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

мсу диплом2.docx

— 222.60 Кб (Скачать файл)

- обеспечению информационной  открытости и свободного доступа  граждан к общественно-значимой  информации в свете реализации  Федерального закона от 9 февраля  2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении  доступа к информации о деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления";

- максимального выполнения  мероприятий по реализации федеральных,  региональных и муниципальных  целевых программ;

- повышению эффективности  владения, пользования и распоряжения  муниципальным имуществом;

- оптимизации системы  оказания муниципальных услуг,  повышение эффективности закупок  продукции для муниципальных  нужд;

- организованного проведения  весенних полевых работ, уборки  урожая, сева озимых, вспашки зяби  и перевода скота на зимне-стойловое  содержание;

- увеличения имеющегося  поголовья крупного рогатого  скота, повышение продуктивности  животных;

- качественного и полного  выполнение капитальных и текущих  ремонтов на объектах социальной  сферы в муниципальном образовании  "Кореневский район";

- качественного и полного  выполнения мероприятий по подготовке  жилищно-коммунального комплекса,  учреждений и организаций социальной  сферы в муниципальном образовании  "Кореневский район" к эксплуатации  в зимних условиях сезона 2013-2014 годов;

- планомерного и качественного  проведения модернизации общего  образования, внедрение в образовательный  процесс современных информационных  технологий;

- безусловного выполнения  социальных обязательств, заботы  о будущих поколениях;

- разработки и принятия  мер по улучшению демографической  ситуации;

- поддержки молодых и  многодетных семей;

- создания эффективной  политики в области детства;

- создания системы поиска  и поддержки талантливых детей;

- повышения внимания патриотическому  воспитанию молодежи;

- формированию и развитию  ценностей здорового образа жизни;

- содействию творческой  активности населения в муниципальном  образовании "Кореневский район", выработке новых направлений  в повышении уровня культуры, духовности и нравственности;

- повышение роли коллективных  трудовых договоров в обеспечении  трудовых гарантий;

- разработки и осуществление  программ минимизации негативного  воздействия на окружающую среду  и накопленного ранее экологического  ущерба;

- улучшение работы по  благоустройству и озеленению  населенных пунктов.

Решением Представительного  Собрания Кореневского района Курской  области от 24 февраля 2012 года № 8 принята "Программа социально-экономического развития Кореневского района Курской  области" (Приложение Д).

Программа определяет цели, приоритетные задачи и основные направления  социально-экономического развития Кореневского района Курской области на 2011 - 2015 годы по обеспечению устойчивого  социально-экономического развития Курской  области, созданию условий для наиболее эффективного использования ее ресурсного потенциала и привлечения в регион максимально возможного объема финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов.

2.3. Анализ управления  социально-экономическим развитием  в муниципальном образовании  "Кореневский район"

В настоящее время в  целях социально-экономического развития Кореневского района имеются следующие  задачи, стоящие перед органами местного самоуправления и имеющие стратегическое значение:

1) Задачи, связанные с  удовлетворением потребностей населения  муниципального образования в  различного рода услугах, обеспечивающих  жизнедеятельность, в т. ч. жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных,  бытовых, социально-культурных, развлекательно-досуговых  и других.

2) Задачи, связанные с  рациональным использованием муниципальной  собственности, имущественных прав, различных видов ресурсов, финансовых  средств.

3) Задачи, определенные необходимостью  комплексного развития территории, взаимоувязанного обновления всех  сторон экономической и социальной  жизни местного сообщества.

К числу наиболее актуальных и в то же время проблемных вопросов управления, объективно существующих сегодня в муниципальном образовании, относятся изменение подхода  к управлению муниципальными услугами; деятельность по реализации приоритетных национальных проектов: "Образование", "Доступное жилье – гражданам  России", "Развитие АПК", "Здоровье"; реформирование жилищно-коммунальной сферы, привлечение инвестиционных ресурсов, эффективное использование  бюджетных средств, социально-экономическая  консолидация местного сообщества.

В Кореневском районе проводилась  работа по реализации федеральных программ: "Дети России", "Развитие образования  на 2006-2010 годы", "Пат-риотическое  воспитание граждан Российской Федерации  на 2006-2010 годы", "Социальное развитие села до 2010 года" и областных целевых  программ: "Социальная поддержка  и улучшение положения детей  в Курской области" на 2007-2010 гг., "Развитие образования Курской  области на 2007-2010 годы", "Пожарная безопасность образовательных учреждений Курской области" на 2005-2009 гг., "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской  области на 2006 – 2010 годы", "Школьный автобус на 2006-2010гг.".

В районе продолжает увеличиваться  количество детей-сирот, оставшихся без  попечения родителей. По состоянию  на 01.09.2007 г. их число составило 105 человек (01.09.2006г. – 85 детей). Обеспечивается приоритет  семейных форм устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей. Так в 2006-2007 гг. устроено на воспитание в семьи 28 таких детей.

В 2007 г. Представительным Собранием  Кореневского района Курской области  была принята районная программа "Развитие образования Кореневского района на 2008-2010 годы".

Реализация программы  в 2008 году позволила повысить качество общего образования, внедрить некоторые  эффективные формы качественного  образования; повысить социальный статус работников системы образования; укрепить финансовую и материально-техническую  базу муниципальных образовательных  учреждений; повысить качество информатизации образования.

Неотъемлемой частью улучшения  качества предоставления медицинских  услуг населению является успешная реализация приоритетного национального  проекта "Здоровье". Все разделы  нацпроекта "Здоровье" в Кореневском  районе выполняются в полном объеме.

В рамках приоритетного национального  проекта "Здоровье" в 2006 – 2008 гг. в  МУЗ "Кореневская центральная  районная больница" поставлено оборудования на общую сумму 8102049,85 рублей.

Представительным Собранием  Кореневского района Курской области  в 2008 г. была принята Районная целевая  программа "Развитие здравоохранения  Кореневского района на 2009-2010 годы". Основной целью Программы является реализация на территории Кореневского района конституционного права граждан  на доступную и бесплатную высококвалифицированную  медицинскую помощь.

Общий объем финансирования Программы из районного бюджета  составляет 10817 тыс. рублей, в том  числе по годам: 2009 год - 6057 тыс. рублей, 2010 год - 4760 тыс. рублей.

В целях улучшения качества жизни и здоровья детей, сохранения, восстановления и укрепления их здоровья, создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных  детей, развития и совершенствования  системы социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, решения проблем неблагополучия детей в соответствии с постановлением Курской областной Думы от 05.12.2006 г. № 216-IV ОД "Об областной целевой  программе "Социальная поддержка  и улучшение положения детей  в Курской области" на 2007-2010 годы" Представительное Собрание Кореневского района Курской области утвердило  районную целевую программу "Социальная поддержка и улучшение положения  детей в Кореневском районе Курской  области" на 2007-2010 годы", включающую подпрограммы "Здоровый ребёнок", "Дети-инвалиды" "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одарённые дети".

В настоящее время в  Кореневском районе остро стоит  жилищная проблема. В очереди нуждающихся  в улучшении жилищных условий  в районе стоит 210 человек.

В целях оказания поддержки  молодым семьям, проживающим в  Кореневском районе и нуждающимся  в улучшении жилищных условий, во исполнение постановления Правительства  РФ от 13 мая 2006 года № 285 "Об утверждении  Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в  рамках реализации подпрограммы "Обеспечение  жильем молодых семей" Федеральной  целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", руководствуясь Уставом  муниципального образования "Кореневский  район", Представительное собрание Кореневского района утвердило районную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы".

В Кореневском районе в  настоящее время созданы определенные условия для развития малого бизнеса. Малый бизнес является одним из перспективных  направлений в развитии хозяйственного комплекса Кореневского района.

Основой государственной  региональной политики развития малого бизнеса в Кореневском районе Курской области является Закон  Курской области от 10 августа 2001 г. № 64-ЗКО "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Курской области", положения  которого реализуются через областную  целевую программу "Развитие малого предпринимательства в Курской  области на 2006 - 2010 гг.", которая  утверждена постановлением Курской  областной Думы от 24.11.2005 № 1288-III ОД, где предусмотрены мероприятия  по совершенствованию нормативно-правовой базы, развитию инфраструктуры, финансово-кредитной  поддержке малого бизнеса, по стимулированию развития бизнеса на селе и др.

В малом бизнесе Кореневского района занято более четверти работающего  населения. Его доля в экономике  района составляет 11%. Силами малого бизнеса  практически в полном объеме оказываются  услуги по ремонту и индивидуальному  пошиву обуви (95,3%), ремонту и изготовлению мебели (84,6%), фотоуслуги (79,9%), услуги парикмахерских (75,6%). Субъектами малого предпринимательства  осуществляется туристический бизнес, оказываются услуги правового характера (например, частные адвокаты, нотариусы).

Основными задачами управления муниципальным образованием являются: стратегический анализ, планирование и прогнозирование.

Необходимо уточнить, что  администрация муниципального образования "Кореневский район" обладает необходимым потенциалом для  осуществления планирования социально-экономического развития.

Муниципальные образования  в рамках собственных полномочий осуществляют развитие управление своими территориями путем разработки и  реализации стратегий и программ социально-экономического развития. Возможности  муниципального образования "Кореневский  район" финансировать соответствующие  мероприятия из собственного бюджета  ограничены.

Последовательность этапов (алгоритм) выработки и реализации механизма управления стратегическим развитием в Кореневском районе представлен в Приложении Е.

Таким образом, можно сделать  вывод, что важным компонентом стратегии  комплексного социально-экономического развития должны быть управленческие решения по распределению финансовых средств, при этом главная роль должна отводиться инвестиционному климату, отражающему инвестиционную деятельность муниципальных образований. Инвестиционный климат определяется взаимодействием  двух его составных частей – инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в муниципальном образовании. Инвестиционная привлекательность  состоит из трех компонентов –  инвестиционного потенциала, уровня инвестиционных рисков и инвестиционного  законодательства.

3. Анализ проблем  организации местного самоуправления  в Российской Федерации на  современном этапе

3.1. Основные проблемы  развития системы местного самоуправления  в РФ

Выработанные мировым  опытом принципы децентрализации управления, субсидиарности, самоорганизации граждан  для решения вопросов местного значения еще не вполне адекватно отражены в российском законодательстве. Серьезную  озабоченность проблемами местного самоуправления неоднократно высказывают  главы субъектов Федерации. Общая  направленность их выступлений касается усиления подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления органам  государственной власти, соблюдения законодательства и расходования бюджетных  средств, а также укрепления ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением и государством.

Одна из самых острых проблем  – несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся  в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных  образований недостаточна для осуществления  функций местного самоуправления.

Не обеспечена полная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как  запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого  волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления.

В соответствии с конституционно-правовыми  основами местного самоуправления нормативные  правовые акты, регулирующие данную сферу, принимаются на федеральном, субъектном и муниципальном уровнях. Но при  том, что на федеральном уровне и  уровне субъектов Федерации законодательная  база местного самоуправления в значительной степени уже сформирована, по-прежнему приняты еще не все объективно необходимые законы, регулирующие различные  аспекты местного самоуправления, в  том числе законы, прямо предусмотренные  в базовом законе о местном  самоуправлении: об особенностях порядка  распоряжения, владения и пользования  муниципальными землями, о порядке  наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В ближайшее время необходимо урегулировать такие важные проблемы, как порядок передачи объектов федеральной  собственности в муниципальную  собственность, формирование муниципального заказа, порядок прекращения полномочий органов местного самоуправления и  выборных лиц местного самоуправления, порядок осуществления органами местного самоуправления внешних связей.

Информация о работе Местное самоуправление: проблемы развития