Местное самоуправление: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления. В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

Содержание работы

Введение 5
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 7
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России 11
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации 15
2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика муниципального образования "Кореневский район" 20
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" Курской области 24
2.3. Анализ управления социально-экономическим развитием в муниципальном образовании "Кореневский район" 28
3. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 33
3.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 33
3.2. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 36
3.3. Проблемы организации местного самоуправления в Кореневском районе и предложения по их решению 39
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

мсу диплом2.docx

— 222.60 Кб (Скачать файл)

В вопросах формирования эффективной  экономической базы местного самоуправления реальные результаты незначительны. Именно проблемы экономического характера  являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в  нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических  основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной  самостоятельности местных органов  власти.

Очевидно, что до тех пор, пока в стране отсутствует прочная  материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется  экономическая зависимость органов  местного самоуправления от федеральных  и региональных органов государственной  власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства  властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, –  это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня  в прямой зависимости от результатов  поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления.

Таким образом, наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии  и заинтересованности государства  и населения может привести к  созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению  стабильного поступательного развития российского общества и российского  государства.

2. Анализ деятельности  органов местного самоуправления  в муниципальном образовании  "Кореневский район"

2.1. Организационно-экономическая  характеристика муниципального  образования "Кореневский район"

Кореневский район Курской  области в существующих границах образован в 1967 году. Расположен в  юго-западной части области, на востоке  граничит с Суджанским, северо-востоке  – Льговским, северо-западе – Рыльским, западе – с Глушковским районами Курской области, на юге – с  Сумской областью Украины.

Статус муниципального образования "Кореневский район" в составе  Курской области определен Законом  Курской области "О муниципальных  образованиях" №6 от 15.08.96 г. "Кореневский  район" Курской области – муниципальное  образование, объединяющее 16 сельских поселений и 1 городское поселение, объединенные общей территорией, в  границах которого, установленных Законом  Курской области, местное самоуправление осуществляется в целях решения  вопросов местного значения межпоселенческого  характера населением непосредственно  и (или) через Представительное Собрание Кореневского района Курской области  и иные органы местного самоуправления.

Территория Кореневского района составляет 871,8 кв. километров или 2,9% области.

В районе 18 муниципальных  образований, в т. ч.: 1 муниципальный  район; 16 сельских поселений: Благодатенский, Верхнегрунский, Викторовский, Гордеевский, Комаровский, Кореневский, Кремяновский, Любимовский, Обуховский, Ольговский, Плодосовхозский, Пушкарский, Сафоновский, Снагостский, Толпинский, Шептуховский и поселок городского типа – Коренево.

Правовую основу местного самоуправления в муниципальном  образовании составляют Конституция  РФ, Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав (Основной закон) Курской области, законы Курской области, иные нормативные  правовые акты органов государственной  власти, правовые акты органов местного самоуправления, Устав муниципального образования "Кореневский район".

Устав муниципального образования "Кореневский район" зарегистрирован 29 августа 1997 г. №1, а принят был 20 августа 1997 г. Представительным Собранием.

Административным центром  Кореневского района является поселок  Коренево.

В ведении Кореневского района находятся вопросы местного значения межпоселенческого характера, а  также отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления Кореневского района.

Формами мероприятий по вопросам осуществления местного самоуправления непосредственно населением являются: муниципальные выборы; местные сходы  и референдумы; голосования об отзыве выборных лиц; голосование об отношении  к изменению границ или статуса  муниципального образования.

Структуру органов местного самоуправления Кореневского района составляют (см. Приложение Г):

1) Представительное Собрание  Коренвского района Курской области;

2) Глава Кореневского  района Курской области;

3) Администрация Кореневского  района Курской области.

Органы местного самоуправления муниципального образования "Кореневский  район" являются юридическими лицами. Деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования возглавляет выборное должностное лицо - глава муниципального образования.

Глава МО "Кореневского район" Курской области является высшим должностным лицом Кореневского района, избирается на муниципальных  выборах сроком на 4 года и возглавляет  Администрацию Кореневского района Курской области. В настоящее  время Главой Кореневского района является Рыженко Александр Петрович. На занимаемую должность избран 23 октября 2005 г.

Глава Кореневского района в пределах своих полномочий, установленных  федеральными законами, законами Курской  области, Уставом, нормативными правовыми  актами Представительного Собрания района, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Курской области, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации района, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен федеральным законодательством, Уставом, самим постановлением. Глава Кореневского района Курской области несет ответственность за деятельность структурных подразделений и органов Администрации Кореневского района Курской области.

Представительное Собрание Кореневского района Курской области  избирается населением Кореневского района на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. При этом число  депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые  от установленной численности Представительного  Собрания. Представительное Собрание состоит из 25 депутатов, избираемых сроком на 4 года.

Представительное Собрание Кореневского района Курской области  осуществляет свою деятельность в порядке, определенном Регламентом Представительного  Собрания Кореневского района Курской  области.

Администрация Кореневского района Курской области - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные функции. Администрацией Кореневского района Курской области  руководит Глава Кореневского района Курской области на принципах  единоначалия.

Администрация Кореневского района Курской области обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является учреждением.

В структуру Администрации  Кореневского района Курской области  могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы (подразделения) Администрации Кореневского района Курской области

Экономическую основу местного самоуправления Кореневского района составляют: имущество, находящееся в муниципальной  собственности района, средства местного бюджета, а также имущественные  права Кореневского района.

Кореневский район имеет  собственный бюджет (местный бюджет), который разрабатывается и утверждается в форме решения Представительного  Собрания Кореневского района. Бюджет Кореневского района и свод бюджетов поселений, входящих в состав района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Доходы местного бюджета  Кореневского района образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и Курской  области.

Перечень доходов местного бюджета МО "Кореневский район" установлен Бюджетным кодексом РФ (ст. 60) и Федеральным законом "О  финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ (в ред. 09.07.1999 г. № 159-ФЗ).

Доходы местного бюджета (включая безвозмездные поступления  и доходы от предпринимательской  деятельности) за 2008 г. составили 194438 тыс. рублей. Из них: налог на прибыль  организаций 573 тыс. рублей, налог на доходы физических лиц – 41 820 тыс. рублей, налоги на совокупный доход – 2 970 тыс. рублей, налоги на имущество – 3 980 тыс. рублей, доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  – 3 041 тыс. рублей, безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации.

Расходы местного бюджета  за 2008 год составили 194 553 тысячи рублей. Из них: расходы на общегосударственные  вопросы – 42052 тыс. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 333 тыс. руб., на национальную экономику – 1785 тыс. рублей, жилищно-коммунальное хозяйство – 4595 тыс. рублей, на охрану окружающей среды – 28 тысячи рублей.

В муниципальной собственности  находятся 14 муниципальных унитарных  предприятий, 115 муниципальных учреждений. Балансовая стоимость имущества, находящегося в муниципальной собственности  – 861,3 млн. рублей.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления Кореневского района и должностными лицами местного самоуправления Кореневского района переданных им отдельных государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы государственной  власти.

2.2. Оценка эффективности  деятельности органов местного  самоуправления в муниципального  образования "Кореневский район"  Курской области

В 2012 г. проведено всего 4012 культурно-досуговых мероприятий, в  том числе на селе 3462, из них для  детей до 14 лет – 1129. На платной  основе проведено 1713 мероприятий, что  на 484 мероприятия больше, чем в 2010 году, с числом посетителей – 45817 человек, что выше уровня 2010 года на 14348 человека, в том числе на селе 1265 с числом посетителей 31670 из них  для детей – 355 мероприятий. За 2011 год в районе действовало 134 формирований самодеятельного народного творчества с количеством участников 1224 человека, из них для детей и подростков в районе действует 60 кружков с  числом участников в них 676 человек. Количество культурно-досуговых мероприятий, проводимых органами местного самоуправления уменьшилось на 35 ед. в сравнении  с 2010 годом, а проводимых мероприятий  на платной основе увеличилось на 484 единиц.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в районе от нормативной потребности: клубами  и учреждениями клубного типа, библиотеками составляет 100% и 63% соответственно. До настоящего времени в районе действует 46 культурно-досуговых учреждений. За последние три года на их ремонт, укрепление материально-технической  базы вложено более 16 млн. руб. Для  организации досуга читателей при  библиотеках района работают 47 клуба  и кружков по интересам. За 2012 год  в библиотеки района поступило 3675 экземпляров  новых книг за счет средств районного, областного и федерального бюджетов. Услугами библиотек ежегодно пользуются 4,0 тысячи детей и почти 2,0 тысячи человек юношеского возраста. Проблема всех библиотек района - недостаточное  финансирование для пополнения книжного фонда, который составляет 179798 экземпляров. В последние годы заметно расширила  развивающие функции подрастающего  поколения Детская школа искусств им. А. М. Руденко, где на семи отделениях занимаются 170 детей.

В соответствии с проведенным  опросом населения работниками  клубных учреждений района, выявлено, что в 2012 году 95,9% населения удовлетворены  качеством предоставляемых услуг. В 2013-2015 г. предусматривается некоторое  повышение качества до 98,5%. В соответствии с Федеральным Законом № 210 от 27.07.2010 г. "Об организации предоставления государственных муниципальных  услуг" на 2013 год запланировано  предоставление муниципальных услуг  в электронном виде 19 единиц. Количество муниципальных услуг, предоставляемых  органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями в 2011 – 2014 гг. - 30 ед., в  т. ч. со второго полугодия 2013 г. планируется  предоставление услуг в электронном  виде, идет подготовительная работа.

В соответствии с Федеральным  законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", в целях развития в  муниципальном образовании "Кореневский  район" местного самоуправления, вовлечения всего населения в решение  вопросов местного значения, в работу по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района и в связи с реализацией  следующих задач:

- обеспечения неукоснительного  соблюдения Конституции Российской  Федерации, федеральных и региональных  законов, защиты прав и свобод  граждан на территории в муниципальном  образовании "Кореневский район";

- обеспечение устойчивого  комплексного социально-экономического  развития в муниципальном образовании  "Кореневский район";

- модернизации экономики,  развития высоких технологий, инновационных  проектов, развитие новых энергетических, информационных и медицинских  технологий, создание новых конкурентоспособных  товаров и услуг, создание новых  рабочих мест, развитие малого  и среднего бизнеса;

- повышения энергоэффективности,  снижение затрат предприятий  ЖКХ, экономии личных средств  граждан по оплате услуг ЖКХ;

- перехода к более сбалансированной  бюджетной политике, совершенствованию  налогооблагаемой базы, проведению  полной инвентаризации имущества  и земли;

- наращиванию темпов реализации  приоритетных национальных проектов  в сферах образования, здравоохранения,  развития агропромышленного комплекса  и жилищного строительства;

- борьбы с коррупцией, участие в профилактике терроризма  и экстремизма;

- обеспечению взаимодействия  и координации деятельности администрации  муниципального района и поселений  по реализации условий для  успешного развития административной  реформы;

Информация о работе Местное самоуправление: проблемы развития