Местное самоуправление: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления. В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

Содержание работы

Введение 5
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 7
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России 11
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации 15
2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика муниципального образования "Кореневский район" 20
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" Курской области 24
2.3. Анализ управления социально-экономическим развитием в муниципальном образовании "Кореневский район" 28
3. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 33
3.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 33
3.2. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 36
3.3. Проблемы организации местного самоуправления в Кореневском районе и предложения по их решению 39
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

мсу диплом2.docx

— 222.60 Кб (Скачать файл)

Существует проблема внутренних противоречий нормативных положений, превышения компетенции и присвоения "не своих" предметов ведения  органами и должностными лицами субъектов  Федерации и муниципальных образований.

Имеющиеся проблемы в правоприменительной  практике можно систематизировать  следующим образом:

– размытость и неконкретность многих правовых норм, вызванная прежде дефицитом собственного опыта в  построении системы новых демократических  отношений общества и государства  в условиях рыночной экономики.

– юридическая некорректность уставов муниципальных образований. Важной функцией местного самоуправления является нормотворчество. Однако органы местного самоуправления, как правило, испытывают дефицит специалистов, необходимых  для глубокой проработки юридических  вопросов.

– отсутствие четких принципов  разграничения полномочий органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Это тормозит решение социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности.

– недостаточная проработанность  процедур обеспечения ответственности  и контроля за деятельностью органов  местного самоуправления. Действующее  законодательство не предусматривает  конкретных форм ответственности органов  местного самоуправления перед гражданами, за исключением выборов, местного референдума  и процедуры отзыва должностного лица.

– неясность процедур осуществления  властных и хозяйственных полномочий органов местного самоуправления. На уровне органов местного самоуправления произошло смешение властных и хозяйственных  полномочий.

В настоящее время существуют проблемы с кадрами муниципальной  службы, которые можно сгруппировать  в несколько основных блоков.

Первый блок проблем –  недостаточная квалификация муниципальных  служащих. Чиновники часто не в  состоянии решать задачи, которые  ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы  государственного управления. Сказывается  недостаток профильного образования  и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. На низком уровне остается владение компьютерными  технологиями и иностранными языками. Недостаточно сформированы личностно-деловые  качества: навыки эффективной коммуникации, ответственность, организаторские  способности и пр. Депрофессионализация чиновников особенно ярко выступает  на фоне старения кадрового состава, "вымывания" среднего звена управления в госорганах. Наиболее дееспособные кадры уходят из государственной  и муниципальной службы в бизнес – структуры.

Система подготовки служащих требует модернизации, привлечения  к преподавательской работе действующих  профессионалов-практиков. Необходим  пересмотр образовательных стандартов и создание условий для развития конкуренции на рынке образовательных  услуг для муниципальных служащих.

Вторая общая проблема - проблема корпоративной культуры государственной и муниципальной  службы. Ценности и нормы чиновников часто несовместимы с представлением об эффективной муниципальной службе. Для изменения ситуации необходимы элементы проектно-предпринимательской  культуры, основными ценностями которой  являются самостоятельное достижение целей и вознаграждение в соответствии с полученными результатами.

Третий блок проблем связан с привлекательностью государства  как работодателя на рынке труда. Труд муниципального служащего существенно  недооценен, особенно это касается среднего руководящего состава органов  власти.

Решение описанных групп  проблем предполагает следующие  направления действий: реализация единой кадровой политики открытого типа с  использованием современных кадровых технологий; модернизация кадровых служб  муниципальных органов и повышение  квалификации кадровиков; реформирование системы оплаты труда муниципальных  служащих.

В настоящее время существует объективная необходимость обеспечения  повышения профессиональных качеств  муниципальных служащих. При этом важным является максимальное соблюдение принципа конкретности профессиональности профессиональных знаний. Иными словами, профессионализм муниципальных  служащих определяется управляемой  сферой.

Принцип профессионализма и  компетентности муниципальных служащих должен быть ведущим началом при  организации и функционировании органов местного самоуправления.

Таким образом, даже достаточно краткий анализ показал, что основной проблемой, стоящей перед органом  управления муниципальной службой  является проблема подбора кадров, связанная с одной стороны - с  сохранением позитивного опыта  и преемственности, а с другой - с обеспечением новых подходов к проблемам государственного управления, повышения уровня профессионализма государственных служащих.

3.2. Пути и способы  совершенствования деятельности  органов местного самоуправления  в Российской Федерации

Местное самоуправление, как  и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного  института и в то же время требует  дальнейшего развития и совершенствования.

Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность  самостоятельно решать свои локальные  проблемы, так, как это во всем мире, - без указаний и распоряжений сверху.

Очевидно, что местное  самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в  соответствии с действующими правилами". С другой стороны, "созданные за эти годы демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно  постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно  гражданам, их организациям и самоуправлению". На наш взгляд, общая направленность проведенной в 2003-2008 гг. муниципальной  реформы в принципе соответствовала  таким задачам. Ее реализация предполагала отход от традиционной для России моноцентрической модели организации  власти, характеризовавшейся организационным  единством, приоритетом государственных  функций над началами самоуправления.

В России в ходе реформы  создавалась двухуровневая система  местного самоуправления (муниципальные  районы и поселения), причем каждый уровень рассматривался как функционирующий  автономно от других и от государственной  власти с четким разграничением предметов  ведения и полномочий. В этом виделся  залог создания подлинно самоуправляющейся  системы публичной власти низового уровня.

Анализ комплекса описанных  проблем подтверждает, что реформирование местного самоуправления, официально перешедшее в новую фазу, должно продолжиться до момента, когда будут  решены наиболее острые вопросы, стоящие  сегодня перед институтом местного самоуправления.

Исходя из обозначенных проблем  и тенденций, можно констатировать: столь масштабная реформа, проводящаяся в условиях динамично развивающейся  экономики, социальных и управленческих практик, не могла задать незыблемые нормы. Процесс корректирования  реформы по ходу ее реализации был  неизбежен в прошлом и обязателен в будущем: необходима постепенная, последовательная и продуманная, модернизация существующей системы местного самоуправления.

Определим основные векторы  развития местного самоуправления в  среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Прогрессивные муниципальные  образования должны получить действенные  стимулы для развития, а отстающие  в развитии территории — гарантии государственной поддержки. Городам  же необходимы права расширять перечень решаемых ими вопросов местного значения, развивать налогооблагаемую базу местных  бюджетов, развивать потенциал своего территориального роста. В сельских образованиях государство в большей  степени должно взять на себя ответственность  за строительство и работу крупных  инфраструктурных объектов, соблюдение базовых стандартов оказания услуг  и финансового обеспечения. Одновременно нужно адаптировать законодательство к многообразию условий местного самоуправления.

В части разграничения  предметов ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении  вопросов местного значения. В тех  сферах, где компетенция различных  уровней публичной власти тесно  переплетена, необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления.

Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной  политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение  в бюджетах муниципальных образований  с относительно высоким уровнем  социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального  бюджетов поступлениями от собственных  доходных источников. По мнению экспертов, представляется возможным закрепить  за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к  работе над собственной доходной базой.

Обеспечение баланса свободы  муниципалитетов и соблюдения государственного интереса невозможно без определения  институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления с  четким законодательным регулированием процедур запроса государством и  предоставления муниципальным образованиям необходимой информации, перечня  форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований  и должностных лиц местного самоуправления. Другими словами, законодательное  регулирование общих принципов  организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов надлежит реализовывать на федеральном уровне. Федеральные органы государственной власти обязаны также обеспечивать соответствие законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству.

Этим же целям должно послужить  и совершенствование механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

Таким образом, в настоящее  время эффективность решения  проблем развития местного самоуправления на отдельной территории во многом зависит от эффективности управления конкретного муниципального образования. Муниципальные власти сегодня понимают, что повысить эту эффективность  можно только применяя новейшие технологии муниципального управления. В целом  реализация инновационных технологий муниципального менеджмента, адаптированных к конкретным условиям социально-экономического развития муниципального образования, сможет повысить эффективность муниципального управления в конкретном муниципальном  образовании, поспособствует качественно  более высокому уровню развития местного самоуправления во всей стране.

3.3. Проблемы организации  местного самоуправления в Кореневском  районе и предложения по их  решению

Основными проблемами социально-экономического развития Кореневского района являются:

1) Демографические проблемы (сокращение численности населения,  низкая рождаемость, высокая смертность  населения трудоспособных возрастов).

2) Низкая заработная плата  в бюджетном секторе экономики.

3) Неудовлетворительное  состояние материально-технической  базы муниципальных учреждений  образования, здравоохранения и  культуры.

4) Высокий процент износа  действующих коммуникаций.

5) Высокая доля ветхого  и аварийного жилищного фонда  в жилищном фонде муниципального  образования.

6) Высокий износ основного  оборудования, недозагрузка мощностей  градообразующих предприятий.

7) Сложность доступа субъектов  малого и среднего предпринимательства  к финансово-кредитным ресурсам.

8) Отсутствие критериев  оценки эффективности деятельности  исполнительно- распорядительных  органов местного самоуправления.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Кореневского района в условиях адаптации  бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных  доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов в Кореневском районе.

Результатом реформ, реализуемых  в Кореневском районе, стало внедрение  и совершенствование современных  инструментов управления общественными  финансами, таких как:

- формализация методик  распределения основных межбюджетных  трансфертов;

- ведение реестра расходных  обязательств;

- подготовка докладов  о результатах и основных направлениях  деятельности субъектов бюджетного  планирования;

- программно-целевые методы  бюджетного планирования;

- "монетизация" отдельных  видов мер социальной поддержки;

- установление правил  и процедур размещения заказов  на поставку товаров, выполнение  работ, оказание услуг для муниципальных  нужд;

В то же время в Кореневском  районе, остается ряд проблем, характерных  в целом для бюджетной системы  Курской области: стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным  планированием; продолжает применяться  раздельное планирование программных  и непрограммных расходов; сохраняются  условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов; применение таких  инструментов внедрения принципов  бюджетирования, ориентированного на результат, как реестр расходных  обязательств и ведомственные целевые  программы, остается формальным и слабо  увязанным с бюджетным процессом; реформирование бюджетной сети осуществляется крайне медленно; остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий; требует совершенствования система  мер, направленная на повышение эффективности  деятельности исполнительных органов  государственной власти Курской  области, дальнейшая оптимизация структуры  и расходов на их деятельность.

Информация о работе Местное самоуправление: проблемы развития