Местное самоуправление: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления. В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.

Содержание работы

Введение 5
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 7
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России 11
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации 15
2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика муниципального образования "Кореневский район" 20
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" Курской области 24
2.3. Анализ управления социально-экономическим развитием в муниципальном образовании "Кореневский район" 28
3. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 33
3.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 33
3.2. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 36
3.3. Проблемы организации местного самоуправления в Кореневском районе и предложения по их решению 39
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

мсу диплом2.docx

— 222.60 Кб (Скачать файл)

Основные проблемы, выявленные в результате анализа организационной  структуры муниципального образования  Кореневский район, могут быть сведены  к следующему:

- организационная структура  нерациональна, часть подразделений  располагаются не в своей сфере  деятельности: Отдел ИТ располагается  в сфере экономического развития, хотя его следует отнести к  сфере эффективного функционирования  администрации; Отдел по физической  культуре, спорту и делам молодежи  и Комиссия по делам несовершеннолетних  в сфере эффективного функционирования  администрации, в то время как  их следует отнести к сфере  социально-культурного развития;

- отсутствует подразделение,  отвечающие за развитие здравоохранения;

- только один отдел  в составе администрации может  способствовать увеличению доходной  части бюджета;

- подразделения, имеющие  статус юридического лица, имеют  сложную структуру, которая должна  быть пересмотрена.

В целях разрешения указанных  выше проблем могут быть применены  следующие рекомендации:

- структура администрации  должна быть преобразована таким  образом, чтобы каждое подразделение  располагалось в своей сфере  ответственности, - это облегчает  работу заместителя главы МО, не перегружает его лишними  задачами;

- необходимо создание  подразделения, отвечающего за  развитие здравоохранения;

- необходимо пересмотреть  структуру подразделений, выведенных  в отдельные юридические лица;

- преобразование структуры  администрации должно способствовать  снижению расходов и увеличению  доходов бюджета, т.е. организационная  структура должна быть преобразована  максимально эффективным способом.

Для совершенствования организационной  структуры администрации муниципального образования Кореневский район  могут быть использованы методы структуризации целей и метод организационного моделирования, в частности, графические  модели оргструктуры.

Основным средством совершенствования  организационной структуры в  администрации Кореневского района является использование аутсорсинга.

Для достижения поставленной цели необходимо создать муниципальные  предприятия, специализирующиеся на определенном виде услуг (ИТ-обслуживание, бухгалтерия), которые будут предоставлять  данные услуги как администрации, так  и другим организациям города на основе договора. В результате, сотрудники, как специализированных отделов, так  и находящиеся в штате отдельных  юридических лиц (Отдел культуры, образования и т.д.), будут переведены во вновь созданные муниципальные  предприятия, что позволит администрации  сэкономить на заработной плате и  выплатах в государственные внебюджетные фонды; одновременно часть прибыли  предприятий будет передана в  муниципальный бюджет.

В настоящее время наиболее остро стоит проблема недостаточности  знаний в области права у муниципальных  служащих. Отсутствуют навыки правильного  толкования норм действующего законодательства, которые часто противоречат друг другу. Также ощущается острый дефицит  знаний в области экономики, финансов, государственного управления.

Дополнительное образование  и обучение должно носить адресный характер и исходить из профессиональных и служебных обязанностей специалиста  и учитываться при служебном  продвижении муниципальных служащих. При планировании развития кадрового  потенциала необходимо учитывать потребности  в соответствующей переподготовке каждого муниципального служащего.

Основными путями решения  проблемы повышения профессионализма муниципальных служащих Кореневского района является переподготовка и повышение  квалификации государственных служащих среднего звена, так как большинство  сотрудников нуждаются в дополнительной подготовке для исполнения своих  текущих обязанностей, решения стоящих  перед ними задач, а, в конечном счете  также и для продвижения по службе.

Существенным фактором становления  местного самоуправления становится максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения  муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны предельно  в большем объеме стимулировать  инициативу, самостоятельность и  ответственность граждан в делах  местного сообщества. Добиться этого  можно при умелом и заинтересованном использовании различных форм муниципальной  демократии.

Выделим некоторые формы  участия населения в управлении развитием муниципального образования:

- право жителей муниципального  образования присутствовать на  заседаниях представительного органа;

- право гражданина быть  выслушанным представительным органом  муниципального образования, его  главой и иными должностными  лицами;

- массовое обсуждение  вопросов жизни муниципального  образования;

- совместное участие граждан  вместе с должностными лицами  в решении вопросов местного  значения при отказе от властных  методов взаимодействия и сотрудничества;

- создание органов территориального  общественного самоуправления; поддержка  инициатив общественности и др.

В современных условиях одна из главных задач муниципалитетов  состоит в создании постоянно  действующей системы информационного  диалога власти и населения. Эта  система должна обеспечивать оперативное  информирование населения о положении  дел в органах власти и осуществлять постоянное изучение общественного  мнения с целью повышения эффективности  работы органов власти.

От муниципальной власти напрямую зависят возможности инновационного развития территории, качество реализации национальных проектов, эффективность  оказания услуг жителям. Поэтому  местное самоуправление нуждается  в самом серьезном внимании и  поддержке со стороны государства. Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений  на федеральном уровне, через представленность в Общественных палатах федерального и регионального уровня, усиление роли объединений муниципальных  образований и муниципального сообщества.

Для повышения эффективности  муниципального образования "Кореневский  район" следует руководствоваться  следующими основными принципами:

- единство политического  и хозяйственного руководства,  превращение политических программ  в план хозяйственной деятельности  муниципального образования;

- концентрация внимания  и усилий на слабых звеньях  и критических путях достижения  стратегических целей и работ;

- дифференцированный подход  к объектам управления;

- гибкость хозяйственной  политики и действий, обеспечивающих  неукоснительное исполнение стратегии;

- участие всего интеллектуального  потенциала активной части населения  муниципального образования в  реализации стратегии его развития;

- оптимальное соотношение  управленческих организаций, т.е.  необходимость соблюдения пропорций  между функциями управления и  развития муниципального образования;

- устойчивость - необходимо  предусмотреть специальные регуляторы, которые при отклонении от  цели приводятся в действие.

- сбалансированность планов - исследование конъюнктуры рынка  и определение ресурсных возможностей  муниципального образования;

- адаптация предприятия  к рыночным изменениям и одновременное  их воздействие на рынок;

- научность управления  и разработка инновационной политики;

- преемственность стратегических  и тактических планов и их  социальная ориентация;

- экономическая обоснованность  плановых показателей с учетом  неопределенных будущих ситуаций  и обеспечение их исполнения;

- постоянный контроль  за изменениями на рынках и  своевременное информационное обеспечение  предприятий.

Таким образом, основными  задачами управления муниципальным  образованием являются: стратегический анализ, планирование и прогнозирование. Необходимо уточнить, что администрация  муниципального образования "Кореневский  район" Курской области обладает необходимым потенциалом для  осуществления планирования социально-экономического развития.

Важным компонентом стратегии  комплексного социально-экономического развития являются управленческие решения  по распределению финансовых средств, при этом главная роль должна отводиться инвестиционному климату, отражающему  инвестиционную деятельность муниципальных  образований.

Заключение

Таким образом, выявленные практикой  проблемы российского местного самоуправления остры и нуждаются в комплексном  решении. Российская Федерация, отвечая  на вызовы XXI века, нуждается в эффективном  функционировании и отлаженном взаимодействии всех уровней публичной власти –  федеральной, региональной, местной. На федеральном и региональном уровне в последние годы предприняты  многие давно назревшие преобразования. Федерация восстанавливает властную вертикаль, создает дееспособные территориальные  органы. Приводится в соответствие с федеральными нормами региональное законодательство. Выработаны и подходы  к совершенствованию местного уровня публичной власти. Осуществление  политических, экономических, законодательных  мер в соответствии с предлагаемой системой приоритетов позволит существенно  продвинуться в направлении выстраивания гармоничной, эффективной, соответствующей  современным требованиям системы  взаимодействия всех уровней публичной  власти в Российской Федерации.

В настоящее время Россия находится в начале долгого и  сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой  Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Современная  модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения  предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более  действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и  самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется  в активности населения, осознания  им ответственности за организацию  своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение  подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов  организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности  формирования новых отношений между  демократическим государством и  гражданским обществом, которые  характеризуются политической и  социальной устойчивостью.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который  требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета  российских граждан. Этим объясняется  задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных  прав граждан.

Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как  формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с  другой – ее решения являются обязательными  для всех структур, расположенных  на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную  природу.

Требует совершенствования  система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения  пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить  на принципах единства целей и  задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы.

Эффективность деятельности местной администрации зависит  не только от эффективности работы ее подразделений, принимаемых решений  и следования букве закона, но и  от организационной структуры. Использование  более современных типов организационных структур (матричной, дивизиональной) в муниципальном управлении ограничено или невозможно, поэтому необходимо рассматривать различные варианты совершенствования используемых структур управления.

Серьезной проработки требует  вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных  образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать  в управлении местными делами. Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать  более четкими и эффективными, для оперативного решения местных  задач. Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов  государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов  федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

Информация о работе Местное самоуправление: проблемы развития