Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:33, дипломная работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления. В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.
Введение 5
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 7
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России 11
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации 15
2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика муниципального образования "Кореневский район" 20
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Кореневский район" Курской области 24
2.3. Анализ управления социально-экономическим развитием в муниципальном образовании "Кореневский район" 28
3. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 33
3.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 33
3.2. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 36
3.3. Проблемы организации местного самоуправления в Кореневском районе и предложения по их решению 39
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованных источников 53
Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует (Приложение Д).
Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133).
Правовую основу местного самоуправления в России образуют:
1) общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры РФ,
которые в соответствии с ч.
4 ст. 15 Конституции РФ являются
составной частью российской
правовой системы. Важное
Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:
- обеспечение права и
способности органов местного
самоуправления
- основные полномочия
органов местного
- органы местного
- осуществление государственных
полномочий должно
- предоставляемые органам
местного самоуправления
2) федеральные Конституционные
законы и федеральные законы (Федеральный
закон от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ "Об общих принципах
3) федеральные нормативные
правовые акты подзаконного
4) Конституции (Уставы), законы
и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ (в настоящее
время специальные законы
5) муниципальные правовые
акты: уставы муниципальных
Муниципальные правовые акты
могут приниматься населением муниципального
образования непосредственно
Особые права законодательство закрепило за сходами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках. Если прежде сходы граждан действовали наряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы не образуются.
Федеральный закон 2003 года №
131-ФЗ предусматривает кардинальное
изменение принципов
В настоящее время на территории Российской Федерации существует 23118 муниципальных образований, в том числе 1821 муниципальный район, 517 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 20554 сельских поселений. Система муниципальных образований в Российской Федерации представлена в Приложении В.
Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. В России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов. Не все они являются муниципальными образованиями, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению в целях качественного и своевременного оказания всем гражданам социальных и бытовых услуг. Вместо 12 тыс. муниципальных образований, существовавших в 2003 г., в 2006 г. уже было более 24 тыс. муниципальных образований, в том числе более 19 тыс. сельских поселений.
Именно территория муниципального образования определяет пространственный предел осуществления местного самоуправления, действия муниципальных правовых актов.
Закон предусматривает следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.
Границы территорий муниципальных
образований, а также основания
для их объединения, разделения, изменения
статуса устанавливаются
Эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции
Российской Федерации муниципальная
собственность признается и защищается
наравне с частной, государственной
и иными формами собственности
(частной и государственной). Имущество,
которое может находиться в собственности
отдельных видов муниципальных
образований – поселений, муниципальных
районов и округов – несколько
различается, что обусловлено предметами
ведения соответствующих
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, формируемый за счет различных источников: средств самообложения граждан; доходов от региональных налогов и сборов; доходов от федеральных налогов и сборов; дотаций, субвенций, субсидий, иных средств финансовой помощи из бюджетов других уровней; доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, части прибыли муниципальных предприятий; штрафов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Финансовые полномочия осуществляются органами местного самоуправления в строгом соответствии с нормами бюджетного и налогового законодательства.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
1.3. Анализ деятельности
местного самоуправления в
Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям – тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. Эти вопросы рациональнее решать с учетом мнения населения в местах непосредственного проживания граждан – в городах, поселках, селах, хуторах и пр. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения.
Формирование эффективной
системы местной власти – всегда
длительный и довольно сложный процесс.
Поэтому нет ничего удивительного
в том, что в Российской Федерации
данный процесс до сих пор находится
в стадии развития и включает множество
нерешенных проблем, связанных с
законодательным обеспечением деятельности
органов местного самоуправления, острым
дефицитом квалифицированных
Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. При этом государственная власть – учитывая расходные полномочия муниципалитетов – могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих налогов".
Оценивая современное
состояние местного самоуправления
в Российской Федерации, большинство
отечественных и зарубежных ученых
и практиков отмечают крайне низкий
уровень эффективности
По мнению Л. В. Гильченко, формированию эффективной системы местного самоуправления в нашей стране препятствуют такие факторы, как:
- отсутствие на федеральном
уровне единой
- значительное сопротивление
реформам отдельных категорий
чиновников государственных
Л. В. Гильченко к данному списку относит еще и низкий уровень политической культуры населения, отмечая, что большинство российских избирателей пока еще недостаточно хорошо представляют себе систему властных отношений, сложившуюся в современной России. Поэтому, с одной стороны, они часто предъявляют завышенные требования к органам местного самоуправления, будучи искренне уверенными в том, что именно местная власть должна решать все их проблемы, а с другой – не разбираются в своих правах, не умеют, как правило, их защищать и не осознают своей контролирующей роли по отношению к местным органам власти".
Чтобы преодолеть препятствия,
мешавшие развитию местного самоуправления,
приближению его к населению,
в стране в последние два года
была проделана большая работа, Особенно
важно то, что руководство государства
приступило к разбору законодательных
завалов, определилось с правами
и обязательствами
Для того чтобы цели нового
этапа муниципальной реформы
были достигнуты, всем уровням власти
в самое ближайшее время
Информация о работе Местное самоуправление: проблемы развития