Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одним из направлений формирования жизнеспособной российской государственности является создание и развитее института мировых судей, как части судебной системы Российской Федерации
Проблема изучения статуса мирового судьи в административном процессе обусловлена необходимостью:
1) проведения научно-теоретического исследования станса мирового судьи,
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Конституционно-правовой институт мировых судей…….. 9
1.1.Становление и совершенствование института мировых судей………….... 9
1.2.Мировые судьи в правовых системах зарубежных стран и РФ…………..24
1.3.Административно-процессуальный статус мирового судьи в производстве по делам об административных правонарушениях…………………………...29
Глава 2. Мировой судья в административном процессе …………..41
2.1. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушения……………………………………………………….………...41
2.2. Обобщение практики по производству об административных правонарушениях………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………….59
Список используемых источников и литературы……………………..61
Можно прийти к выводу, что рассмотрение дел судьями происходило, в самом общем виде, как оглашение материалов дела судьей в присутствии лица, привлекаемого к ответственности (в лучшем случае), заслушивание позиции и доводов лица, привлекаемого к ответственности, и вынесено постановление.
Таким образом, во всех случаях были нарушены требования ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 3 ст. 26.2, ст. 1.5, 24.1 КоАП РФ. Как указано выше, при рассмотрении этих дел в судебных разбирательствах участвовали мировые судьи и лица, привлекаемые к ответственности. В некоторых из них также участвовали представители лица, привлекаемого к ответственности. Других участников не было. Судьи фактически исполняли функцию обвинения — задавая вопросы привлекаемому к административной ответственности лицу с целью получения сведений об обстоятельствах дела. Вместе с тем суд, в силу невозможности исполнения им обвинительной функции, не может по собственно инициативе восполнять недостатки в доказывании обвинения33. Иными словами, если при рассмотрении дела со стороны обвинения не поступил вопрос‚ ответ на который может быть прямым доказательством вины привлекаемого к ответственности лица, суд не вправе его задавать.
Представление интереса одной из сторон невозможно без заинтересованности в исходе дела в пользу этой стороны. Судья не может являться стороной при рассмотрении дела. Если же он прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, то, согласно ч. 1 ст. 29.3КоАП РФ, должен заявить самоотвод.
Таким образом, представление судьей при рассмотрении дела в какой-либо форме интересов стороны является нарушением закона. Если же судьи не являлись сторонами по делу, то можно с уверенностью утверждать, что в судебных заседаниях были представлены лишь интересы лиц, привлекаемых к ответственности, т.е. одной стороны, что является прямым нарушением ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.
Следует учесть, что при рассмотрении административных дел протокол судебного заседания не велся. Таким образом, при вынесении постановления судьи имели возможность полностью игнорировать позицию привлекаемых к ответственности лиц и основывать свои выводы исключительно на материалах дела, составленных компетентным органом, должностными лицами. В результате предметом доказывания стала не вина, а невиновность лиц, привлекаемых к ответственности, что противоречит нормам ст. 1.5 КоАП. Шансы привлекаемых к ответственности лиц на оправдание изначально были малы, так как, несмотря на сомнения, безусловно порождаемые материалами дел, судьи не посчитали их неустранимыми.
Согласно одной из позиций, «неустранимыми сомнения признаются в тех случаях, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности обвиняемого, а предоставляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.34 Однако прямого указания в законе или руководящем акте о сущности неустранимото доказательства, возникающего при рассмотрении административного дела, нет. Безусловно, внутреннее убеждение и усмотрение судьи важны при вынесении постановления по делу, но в некоторых вопросах они должны быть ограничены. Относится это и к неустранимости доказательств. Эффективным инструментом борьбы с этим и прочими негативными явлениями может стать протокол судебного заседания. Тем более что его ведение в ряде случаев обязательно.
Глава 2. Мировой судья в административном процессе
2.1. Проблемы совершенствования
законодательства об
В обеспечении правопорядка значительная роль принадлежит мерам административной ответственности. Данный вид юридической ответственности является наиболее широко применяемым в правоохранительной практике. Ежегодно административным наказаниям за различные правонарушения подвергаются миллионы физических и юридических лиц. Правовую базу борьбы с административными правонарушениями составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие с 1 июля 2002 года, и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Применение норм данного законодательства входит в компетенцию судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, полиции и других органов и учреждений, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Одним из условий их деятельности является применение нормы об административной ответственности, действующей на момент совершения (обнаружения) правонарушения. Но административно-деликтное законодательство весьма динамично, оно постоянно обновляется. Не случайно вопросы развития законодательства об административной ответственности привлекали внимание ученых, в том числе они были предметом многочисленных обсуждений научно-практических конференций, парламентских чтений, круглых столов.35
Этот интерес вполне оправдан и к действующим нормам КоАП РФ, законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Важно не только выявить вносимые изменения в данные нормативные акты, но и тенденции их развития, основные новации современного административно-деликтного законодательства и возникающие в связи с этим проблемы.
Такая потребность диктуется в настоящее время значительным обновлением КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Только за последние два с половиной года было принято 87 федеральных законов (это почти столько, сколько принято за предшествующие шесть лет), которые значительно обновили содержание КоАП РФ. В Кодекс введено 75 новых статей, в более 200 статей внесены многочисленные изменения и дополнения, отдельные из них претерпели неоднократные корректировки. Причем новации охватывают, как правило, не локальные изменения отдельных статей КоАП РФ, а комплексное обновление всех разделов Кодекса, в том числе существенную корректировку общих положений, компетенционного и процессуального разделов КоАП РФ. Знание этих новелл Кодекса необходимо как для соблюдения действующих административных запретов физическими и юридическими лицами, так и деятельности судей, полиции, других многочисленных органов, их должностных лиц, правомочных применять нормы об административной ответственности. И дело не только в значительном расширении нормативного материала.36 В законодательной практике 2009 — 2011 г.г. по совершенствованию административно-деликтного законодательства выявились новации, которые, по нашему мнению, требуют соответствующей научной оценки.
Прежде всего, новации затронули концептуальные вопросы рассматриваемого законодательства. В КоАП РФ впервые определен круг предметов ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.31 КоАП РФ). Он касается полномочий субъектов РФ по регулированию материально-правовых, процессуальных, организационных и компетенционных вопросов административной ответственности. Напомним, что до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №380-Ф, которым дополнен Кодекс данной нормой, в КоАП РФ содержалось лишь упоминание о законах субъектов РФ, принимаемых в соответствии с КоАП РФ (ст. 1.1), и норма о полномочиях Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.3). Важность указанной новации состоит не только в четком определении полномочий субъектов РФ по установлению регионального административно-деликтного законодательства, но и применению норм федерального Кодекса об административных правонарушениях. Поэтому положения ст. 1.31 КоАП РФ следует рассматривать в контексте новых норм КоАП РФ, определяющих полномочия органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Статья расширила полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и их должностных лиц по применению федерального законодательства об административных правонарушениях. Во-первых, в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ (см. ст. ст. 23.221, 23.231, 23.241), они уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ. Во-вторых, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в случаях, указанных в ст. 28.3 КоАП РФ. В связи с такими новациями возникает ряд проблем. Первая — разграничение полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по рассмотрению дел об одних и тех же видах административных правонарушений (в том числе, нарушений лесного, земельного и водного законодательства).37 Вторая касается правовой оценки смежных составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и региональными законами. Если раньше акцент смещался в сторону разграничения смежных составов преступлений и административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, то сейчас проблема интеграции получила новое звучание. Речь идет об интеграции публично-правовых видов ответственности, имея в виду согласование норм УК РФ, КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. И эта проблема ждет своего исследователя.
Концептуальный характер, по нашему мнению, носят и новации системы административных наказаний. Длительное время эта система развивалась только в направлении ужесточения административной репрессии (повышение размеров административных штрафов, расширение сферы применения административного ареста и др.). В отличие от уголовного законодательства процессы демократизации в административно-деликтном законодательстве прививались значительно медленнее. Поэтому нельзя не приветствовать решение законодателя о расширении сферы применения административного наказания в виде предупреждения, что неоднократно предлагалось многими учеными. В КоАП РФ не только впервые скорректированы общие условия применения данной меры административной ответственности (ст. 3.4 КоАП РФ), но и дополнены предупреждением альтернативно с административным штрафом санкции 35 статей Особенной части Кодекса. Хотелось надеяться, что этот первый шаг не будет последним в дальнейшем процессе демократизации рассматриваемого законодательства и правоприменитель сможет в полной мере использовать преимущества принципа индивидуализации при выборе оптимального вида и размера административного наказания. В связи с этим важны мониторинг реализации данной новации в административно-юрисдикционной практике и выработка соответствующих рекомендаций.
Изменения затронули и иные виды административных наказаний. Из их системы исключено, и совершенно обоснованно, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Данный вид административного наказания предусматривался в санкциях лишь трех норм КоАП РФ и практически не применялся. Наиболее существенны коррективы в регулировании административного штрафа. Новации ст. 3.5 КоАП РФ свелись к повышению максимального размера административного штрафа в отношении юридических лиц до пяти миллионов рублей в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 КоАП РФ; в случае, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ — до стократного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица; к расширению перечня величин для исчисления кратности размера административного штрафа. К ним законодатель отнес, во-первых, начальную (максимальную) цену государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетного учреждения (п. 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), во-вторых, сумму излишнего дохода либо сумму убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (п. 6 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Необходимость усиления ответственности за наиболее опасные виды административных правонарушений не вызывает сомнений. Вместе с тем законодатель все чаще корректирует общие пределы размера административного штрафа с привязкой к конкретным составам правонарушений.
Такое нормативное решение не представляется удачным, поскольку санкции отдельных статей Особенной части КоАП РФ по существу дублируются в норме Раздела 1 «Общие положения» и, как показали последние изменения, круг таких исключений расширяется (раньше такое исключение было сделано в отношении исчисления размера административного штрафа за совершение мелкого хищения).
При сохранении подобного подхода он будет и дальше расширяться. Здесь, по нашему мнению, вопрос принципиального соотношения норм Раздела 1 КоАП РФ, определяющего общие положения, на основании которых должен конструироваться весь другой нормативный материал, в том числе и нормы Особенной части, регулирующие вопросы ответственности за конкретные виды правонарушений в порядке и пределах, установленных Общими положениями Кодекса. Подчеркнем еще раз, общая норма (на то она и общая) должна определять пределы ответственности за административные правонарушения, а не корректироваться по лекалам норм Особенной части. Разумеется, общие пределы административной ответственности могут пересматриваться, но это следует делать путем внесения изменений в общую норму. В противном случае административная деликтолизация нового вида общественно опасного деяния в каждом конкретном случае будет сопровождаться очередным исключением из общей нормы, определяющей пределы размера административного наказания.
Обратимся теперь к
новациям Особенной части КоАП
РФ. Конструкция ее норм остается
неизменной, все статьи Раздела 2
Кодекса состоят из диспозиции,
определяющей признаки состава
определенного вида
В-первых, при формулировании
конкретных составов
Информация о работе Мировой судья в административном процессе