Музыкально-дидактические игры для дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Поставленные «Программой воспитания в детском саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.

Файлы: 1 файл

Музыкально-дидактические игры для дошкольников.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленные  «Программой воспитания в детском  саду» задачи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в свободное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые.

С каждым годом  все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного. Эта мысль принадлежит выдающемуся советскому педагогу — А. С. Макаренко, который утверждал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. И мы, воспитатели, в силу своих возможностей должны дать ее нашим детям.

Вопросам организации  развития музыкальных способностей дошкольников путем использования музыкально-дидактических игр и посвящена настоящая книга. Она предназначена практическим работникам детских садов.

Автор делает попытку  раскрыть разнообразные формы организации  музыкально-дидактических игр и  найти пути применения их на практике, решить некоторые вопросы развития детского творчества, обобщить опыт работы по организации оркестра с детьми 4—7 лет, указывает на возможность создания специализированного первого музыкального класса в средней общеобразовательной школе. Даются также конкретные методические рекомендации по организации работы с родителями.

Практический  материал использования музыкально-дидактических игр получил одобрение в ряде городов и поселков Приморского края на семинарах музыкальных руководителей и конференциях дошкольных работников.

значение музыкально-ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

в жизни ребенка

Труд воспитателя  всем своим содержанием устремлен  в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть — забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.

Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время  дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр —  формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки (рис. 1, 2).

Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр  дети не только приобретают специальные  музыкальные знания, у них формируются  необходимые черты личности, и  в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Музыкально-дидактические  игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

Вместе с  детьми можно изготовить большое  количество раздаточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре. Можно дать задание подновить карточки. С этим вполне могут справиться дети 5—6 лет. Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в, свободное время.

музыкально-дидактические игры на занятиях

Музыкальные занятия  строятся нами с учетом общих задач  музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Применение  музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее  усваивают требования программы  по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения

Развитие певческих  навыков является одной из задач  музыкального воспитания в детском саду.

Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы, она — один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.

Музыкально-дидактические  игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие — легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь. Так, Алеша К. очень любил петь. Он знал много песен. Дети всегда с большим желанием слушали его. На музыкальном занятии после вопроса: «Кто хочет спеть песню?»— все сразу поворачивались в сторону Алеши. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но задача педагога научить самостоятельно петь каждого ребенка, поэтому нужно обращать внимание на малоактивных, застенчивых, робких детей. Мы решили игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать ее по картинке. При этом дети старались подражать пению Алеши. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать :и передавать характер песни так же, как и Алеша.

Для закрепления знакомых песен мы используем игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на (фортепиано; 2—3 детей (один ребенок) должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне. Ценность игры еще и в том, что дети, определяя произведение, закрепляют знания о музыкальных инструментах. Хорошо, когда роль ведущего в этой игре берет на себя не музыкальный руководитель, а воспитатель. В таком случае игру можно будет проводить в свободное от занятий врёмя.

Дети часто  обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение. Мама Ромы заметила, что мальчик, играя с солдатиками, всегда напевает одну и ту же маршевую мелодию. Он пытается ее петь и на улице, бодро маршируя по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что он поет, Рома ответил: «Это «Походный марш» Кабалевского, с этим маршем можно идти в бой».

Детям нравятся песни о Родине, о мире. Они поют их торжественно, с подъемом, «как большие». При исполнении песни ребят учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическою игру «Музыкальный магазин», которую дети часто организовывают в группе. Продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемую пластинку, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данную пластинку или попросят другую, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.

Свое представление  о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать  альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. В нашем саду такой альбом находится в Музыкальном уголке старшей и подготовительной к школе групп. Время от времени у нас организуются выставки рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность и в саду, и дома.

Немаловажную  роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Многие педагоги детских садов используют в своей работе «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Следует сказать о большой ценности этого сборника в музыкальном развитии детей. Здесь подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному, а яркие красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересовать ребенка той или иной песенкой. Ценно и то, что все задания в букваре даны в игровой форме, а следовательно, они доступны детям.

Самые простые  игровые приемы по развитию музыкального слуха мы используем в работе с  малышами начиная с двухлетнего  возраста. Сначала определяются конкретные задачи, продумывается весь ход музыкально-дидактического задания. Иллюстрации «Музыкального букваря» мы увеличиваем и используем на занятиях в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав попевку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху), и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте.

Попевку «Бубенчики»  можно использовать по-разному: для  закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (карточки могут выполнять сами дети), соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Например, красный — низкий колокольчик, желтый — средний, зеленый — высокий. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с красным колокольчиком и т. д.

Большую часть  заданий дети младшего дошкольного  возраста выполняют по показу воспитателя, музыкального руководителя, а затем самостоятельно.

В игре «Где мои  детки?» развивается умение различать  звуки, разные по высоте, дети с удовольствием  отвечают тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры малыши твердо знают, что мама-кошка поет низким голосом, а котенок — высоким.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры для дошкольников