Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ  В СИСТЕМЕ МВД ПО ДЕЛАМ О  ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

 

 

1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений

7

 

1.2. Правовые  основы взаимодействия органов  предварительного следствия с  оперативными подразделениями при  выявлении и расследовании экономических  преступлений

20

 

II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

2.1. Организация взаимодействия  органов предварительного следствия  с оперативными подразделениями  в системе МВД на стадии  документирования преступной деятельности по линии экономики

33

 

2.2. Организация  взаимодействия органов предварительного  следствия с оперативными подразделениями  в системе МВД на стадии  сообщения о преступлениях экономической  направленности

46

 

2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности

52

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................

58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................

60

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….

 


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Рассматривая вопрос взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД, позволяет сделать вывод о том, что оно не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям, и определяет необходимость ее дальнейшего совершенствования.

Статистические данные, отражающей состояние взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности ведутся, но они в полной мере не отражают всей действительности. Изучение данных о состоянии преступности и анализ организационно-распорядительных документов о методике и тактике взаимодействия показало, что состояние и уровень, преступлений находится на достаточно стабильном высоком уровне и не имеют тенденции к снижению.

Наряду с  этим состояние взаимодействия предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности можно оценить как периодическое, разовое, бессистемное, относительно безынициативное и, в целом, только как удовлетворительное.

Поэтому представляется необходимым изучить состояние взаимодействия подразделений предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности, рассмотреть соответствующую теоретическую базу деятельности на данном направлении, а также изучить этапы, направленные на повышение эффективности такого взаимодействия.

Угроза распространения  экономической преступности, её организованных форм и значительный ущерб, делает актуальным изучение проблем организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД.

Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию подчёркнута важность таких  национальных ценностей, как безопасность, свобода, благосостояние, государственность, законность, человечность, гражданственность, достоинство, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость, которые должны стать жизненным ориентиром россиян, основой их современного мировоззрения1.

Организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД посвящено достаточно много публикаций. Общепризнанно, что организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД является необходимым условием успешного выполнениям возложенных на них задач. Однако практика показывает, что общая оценка состояния организации взаимодействия по многим направлениям деятельности не даёт основания считать существующее положение отвечающим ожиданиям.

Степень научной разработанности. Исследования по вопросам организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями, стали проводиться с прошлого столетия, в частности, работы А.М. Абрамова, И.А. Климова, Б.Е. Богданова, Г.Н. Андреева, А.И. Глушкова, а также работы других авторов.

Правовые и  организационные аспекты организации  взаимодействия рассматривались в  трудах С.А. Авакьяна, Ю.Е. Аврутина, С.С. Алексеева, В.М. Анисимкова, В.М. Атмажитова, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.С.Бондаря, А.Г. Братко, В.Н. Бутылина, Ю.И. Веретенникова, В.З.Веселого, Н.В. Витрука, С.Е. Вицина, И.В. Выдрина, В.В. Герасимова, В.В. Гордиенко, Н.Л. Гранат, А.В. Губанова, К.Ф. Гуценко, А.Г. Елагина, Д.П. Зеркина, В.Г. Игнатова, И.М. Кардашовой, М.А. Ковалёва, Л.М.Колодкина, Ф.Е. Колонтаевского, А.М. Кононова, А.П. Коренева, В.В.Лазарева, В.Д. Майкова, А.Ф. Майдыкова, В.В. Макеева, А.В. Малько, Б.М. Мочалова, Р.С. Мулукаева, Е.А. Переверзева, Н.Н. Полянского, А.Н.Роши, А.В. Стремоухова, В.В. Таболина, Ю.А. Тихомирова, Г.А.Туманова, Е.Ф. Яськова, и др.

Однако в прямой постановке проблемы взаимодействия подразделений предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД о преступлениях экономической направленности учеными и специалистами в полном объеме, не ставились и не исследовались.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.

Предметом исследования выступают организационные основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.

Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.

Задачами исследования являются:

- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

  • изучение организационных форм взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики;
  • рассмотрение организационных форм взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности;
  • изучение организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности.

Методология исследования. Настоящее исследование основывается на базе общенаучных и частнонаучных методов познания объективной действительности, которые определяют основные требования к научным концепциям. Специальную теоретическую базу составили современные базовые положения философии, социологии, общей теории права, административного права и организации правоохранительной деятельности.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединенных пятью параграфами, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С

ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

 

1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений

 

Одной из основных категорий современной общественной науки является понятие «безопасность». Понятие «безопасность» как «состояние защищённости общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз» нашла отражение и закрепление в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности»2.

В ряду угроз национальной безопасности России важное место занимают экономические угрозы, а, следовательно, проблемы экономической безопасности приобретают особую окраску. Главными рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, потеря контроля над национальными ресурсами, низкая устойчивость и защищённость национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

По мнению Е.А. Иванова, система экономической безопасности, в первую очередь, обеспечивает стране: а) возможность самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия, определять и проводить внутреннюю политику в экономической и иных сферах; б) способность активно влиять на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы страны; в) социальный мир и общественное согласие, предотвращение масштабных внутренних конфликтов, способных вести к изменению политического строя3. То есть, экономическая безопасность, по сути, основа всей системы национальной безопасности.

Начиная с 1985 года и в последующие годы демократических  реформ в политике России и рыночных реформ в экономике страны проблема обеспечения экономической безопасности стала объектом огромного количества открытых исследований и публичных обсуждений. Экономические процессы и административная реформа, позволили свободно обсуждать её на всех уровнях общества с привлечением широких слоев населения и специалистов. Данная проблема до сих пор остаётся актуальной.

В широком смысле под экономической безопасностью понимают «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется её устойчивостью, способностью противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающим повышенную напряжённость в обществе, а так же возможную угрозу самому существованию государства»4.

В узком смысле понятие «экономическая безопасность государства» нельзя рассматривать вне зависимости от реальных настоящих и наиболее вероятных угроз её жизнеспособности и устойчивости в условиях жёсткой конкуренции, как внешней, так и внутренней.

Анализ нормативно-правовых актов, научных публикаций, выступлений в периодической печати свидетельствует о том, что термин «экономическая безопасность» используется авторами, как в отношении безопасности экономики в целом, так и в отношении многочисленных видов экономической деятельности в том числе: «экономической безопасности России», «экономической безопасности внешнеэкономической деятельности»5.

Известно, что  впервые проблема экономической  безопасности в её современном научном  понимании была обозначена в начале 1990-х годов академиком Л.И. Абалкиным, а затем она стала предметом внимания и других отечественных ученых6.

Л.И. Абалкин определил это явление как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию7.

Преступность  поразила практически все сферы  хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведённого продукта; финансовую и банковскую деятельность; сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Ещё в 1990-1991 г.г. удельный вес теневого сектора экономики был, сопоставим, с аналогичными показателями большинства стран е развитой рыночной экономикой. Однако к 1996 году он уже достиг 45%. Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики, к 1997 году составил 12,5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы, так или иначе, связали себя примерно 60 млн. человек8.

Несовершенство  законодательства позволяет предприятиям - спецэкспортёрам скрывать от контроля государства большую часть валютной выручки, полученной от проведения экспортных операций с нефтью и газом.

На этом фоне процветает экономическая преступность: вывоз из страны ресурсов, хищения, различные махинации с денежными  и материальными активами. Иногда, кажется, что специально не принимаются давно назревшие новые законодательные акты. Поэтому успешно бороться с преступностью нет необходимости и невозможно»9.

Информация о работе Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко