Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие органов предварительного следования и оперативных подразделений связаны единой целью - борьбой с преступностью.

Наибольшая  полнота и эффективность взаимодействия следователя и оперативного работника достигается только тогда, когда такое взаимодействие строится на основе строгого соблюдения определенных требований, предусмотренных законом и выработанных практикой. Как общеизвестно, взаимодействие с общефилософской точки зрения является одной из основополагающих категорий, характеризующейся непрерывностью процесса. Указанная непрерывность должна иметь отражение и во взаимодействии следователя и оперативного работника. Уровень взаимодействия, в конечном счете, определяет сущность любой системы и является основой правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, можно согласиться с мнением  Р.С. Белкина, который под взаимодействием понимает основанную на законодательных актах совместную, согласованную, планируемую деятельность следователя с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб о деятельности правоохранительных органов взаимодействие между следователем и оперативным работником, как правило, возникает задолго до возбуждения уголовного дела, в ходе проведения проверочных ОРМ, осуществляется с привлечением общественности, а также в условиях взаимной ответственности следователя и сотрудников органов дознания за объем и качество выполняемых ими действий, базирующуюся на свойственных ей принципах и возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного расследования и предотвращения преступлений32.

Таким образом, взаимодействие органов предвапрительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности это согласованная, планируемая и совместная деятельность.

 

1.2. Правовые  основы взаимодействия органов  предварительного следствия с  оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений

 

Изучение и  анализ имеющегося в настоящее время законодательства, регулирующего организацию взаимодействия между органами предварительного следствия и оперативными подразделениями системы МВД в сфере противодействия экономической преступности являются основными в рамках рассматриваемого вопроса.

Характеристика  задач противодействия экономической  преступности, в частности выявления и раскрытия преступлений в сфере экономики и иных, связанных с ними преступлений и правонарушений, как объекта управления показывает, что совместная деятельность органов предварительного следствия с оперативными подразделениями по своей природе является юридической и осуществляется в целях, установленных правом, на основе права и в рамках правовых норм. «Нормы права, как справедливо отмечал В.М. Баранов, существуют не наряду со знаниями, как нечто от них отличное, а составляют особый вид знаний, выступающий в функции идеального средства деятельности»33.

«Опосредование правом» этой совместной согласованной деятельности раскрытия преступлений, устанавливает нормативные рамки данной деятельности, её принципы, формы и методы, служит основой разрешения возможных противоречий. Оно позволяет также создать необходимые организационные условия для осуществления деятельности взаимодействующих органов в строгом соответствии с их компетенцией и целями раскрытия и расследования преступлений, согласования и объединения их усилий и возможностей в совместной деятельности.

Законы и  подзаконные акты выступают здесь  как одно из средств управления процессом раскрытия и расследования преступлений. Следовательно, в организации взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности являются средствами реализации данной функции управления и в то же время в определённой степени регулируют процесс его организации.

Эффективность организации взаимодействия во многом зависит от правового регулирования, осуществляемого при помощи права и иных юридических средств воздействия на общественные отношения34. Предметом правового регулирования управления взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений выступают правоохранительные институты (элементы), сознание, поведение и деятельность людей, связанные с обеспечением, формирования и реализации управляющих воздействий в правоохранительной сфере. Важно, чтобы формы правового регулирования управления взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений в системе МВД были согласованы, как по своему характеру, так и по содержанию, создавали в совокупности систему правового регулирования управления.

Правовая основа организации взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности достаточно объёмна. Это большое количество нормативно-правовых актов, в том числе предназначенных и для использования строго ограниченным кругом субъектов. Изучить все правовые основы рассматриваемой организации взаимодействия и произвести ее полную систематизацию в рамках параграфа не представляется возможным. Объектом анализа будут лишь некоторые из них.

Так, одним из источников регулирующего организацию взаимодействия между органами предварительного следствия и оперативными подразделениями системы МВД в сфере противодействия экономической преступности являются решения Конституционного суда РФ. 14 июля 1998 г. Конституционный Суд РФ вынес определение по делу о проверке конституционности отдельных положений уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой35. В частности, Суд определил, «прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности оспариваемых И.Г.Черновой положений, содержащихся в частях второй, третьей и четвертой статьи 5, пункте 6 части первой статьи 6, подпункте 1 пункта 2 части первой статьи 7, частях первой, второй, третьей и четвертой статьи 10, частях первой третьей и четвертой статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку непосредственно указанные положения, примененные в деле заявительницы, не нарушают ее конституционные права и свободы и, следовательно, ее жалоба в этой части не является допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Наряду с  этим определением имеются и иные акты судебной власти. Так, Пленум Верховного Суда РФ принял два акта, которые содержат толкование ряда важнейших аспектов правового регулирования ОРД. Это постановления от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»36 и от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»37. Международно-правовые источники. Прежде всего это соглашения, заключенные или признанные Россией. В их число входят договоры универсального характера (в частности, Международный пакт о гражданских и политических правах38, Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств 1988 г.39, Палермская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 т.)40; регионального значения (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.)41; двусторонние (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 27 июля 1995 г. «О сотрудничестве в борьбе с преступностью»42).

Соглашения, заключенные  Правительством РФ. Например, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, подписанное  в Москве главами правительств государств - членов СНГ 12 апреля 1996 г. Международно-правовые акты рекомендательного характера. К ним, в частности, относятся Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 10-12 от 6 декабря 1997 г.).

Основными нормативно-правовыми  документами, определяющими организацию  взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД в сфере борьбы с экономической преступностью, являются - Конституция России, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы: «Об оперативно-розыскной деятельности», «О противодействии экстремистской деятельности», законы «О безопасности», «О полиции» и др., Указы Президента, Постановления и Распоряжения Правительства, уголовное, уголовно-процессуальное и иное законодательство, регулирующее вопросы правоохранительной деятельности.

Особое место среди  этих правовых актов занимает Конституция Российской Федерации. Так, ряд статей Конституции устанавливает многообразие и свободу экономической деятельности. Так, 4.1 ст.8 определяет, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»43.

Свобода экономической деятельности, бесспорно, гарантируется, но она не может быть абсолютной. Недопустима такая экономическая деятельность, которая наносит вред окружающей среде, допускает хищническое использование природных ресурсов, нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст.36 Конституции РФ).

Следовательно, Конституция  Российской Федерации, как нормативно-правовой акт высшей юридической силы содержит нормы, реализация которых является прямой обязанностью при выполнении взаимодействия между органами предварительного следствия и сотрудниками оперативных подразделений МВД.

Кроме, норм общего характера, связанных с закреплением обеспечения экономической безопасности, можно выделить и более, конкретные для данной тематики нормы. Эти нормы определяют полномочия высших органов государственной власти в рассматриваемой сфере.

Так, Президент Российской Федерации, являясь гарантом прав и  свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч.2, ст.80). Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью (п. «е» ст. 114). Из этих конституционных положений следует вывод, что общее руководство взаимодействием субъектов правоохранительной системы, как и всей правоохранительной деятельностью государства, осуществляется на уровне Президента и Правительства Российской Федерации.

Законы рассматриваемой  нами нормативно-правовой базы, с учётом предложенной М.Н. Кузьминой44, можно объединить в две основные группы. К первой группе следует отнести те из них, которые регулируют либо всю правоохранительную деятельность, либо её определённые направления, в том числе и в сфере противодействия экономической преступности. Ко второй - те, которые закрепляют компетенцию субъектов правоохранительной системы, это так называемые «статусные» законы.

Из законов общего характера, прежде всего, следует отнести Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»45. Он закрепляет основные принципы государственной службы, среди которых первое место занимает принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности всех государственных служащих (ст. 4). Как уже отмечалось, все эти принципы являются стандартами деятельности взаимодействующих между собой субъектов правоохранительной системы. Сюда же следует отнести Федеральный закон Российской Федерации № 390-Ф3 от 28 декабря 2010 года «О безопасности»46, поскольку обеспечение экономической безопасности, является одним из направлений правоохранительной деятельности.

Кроме того, обеспечение  экономической безопасности элемент общей системы безопасности Российской Федерации. Субъектами её обеспечения, наряду с другими государственными органами, являются и органы предварительного следствия, и оперативные подразделения системы МВД, использующие в своей деятельности специальные силы, и средства.

Деятельность по обеспечению  экономической безопасности, противодействию  экономической преступности конкретизируется в законах, устанавливающих отдельные  её направления. Это, прежде всего Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»47.

Согласно ст.2 этого Закона задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, подготавливающих или совершающих их, добыванию информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, экономической безопасности Российской Федерации возлагаются на оперативные подразделения специально уполномоченных правоохранительных государственных органов. В Законе конкретно определены такие основные субъекты, указанной деятельности, как органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы, являющиеся субъектами правоохранительной системы (ст. 13).

В целях обеспечения организации взаимодействия органов предварительного следствия и органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, последние могут создавать следственные оперативные группы. Результаты оперативно-розыскной деятельности используются органами предварительного следствия и самими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эти результаты необходимы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в том числе и в сфере экономики.

После законов  общего характера следует подвергнуть  анализу предмет правового регулирования  исследуемой организации взаимодействия нормативно-правовые акты, закрепляющие полномочия тех или иных субъектов.

Среди указанных  нормативно-правовых актов следует  особо отметить Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утверждённое Указом Президента Российской Федерации, в ч.3 ст.3 которого определяет, что полиция осуществляет обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности»48.

Информация о работе Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко