Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат
Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….
Экономическая преступность как самостоятельное явление, составляющее угрозу экономической безопасности государства в настоящее время прочно вошло в терминологию криминологов, юристов, экономистов, социологов, а также практических работников правоохранительных органов. Так, по мнению В.В. Лунева, «экономические преступления являются частью10 преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире»11. А.М. Яковлев считает, что понятие экономической преступности охватывает разнообразные виды причинения вреда охраняемым законом экономическим интересам государства и граждан»4. В.М. Есипов и Р.Н. Марченко12 определяют экономическую преступность, как деяния, направленные на получение экономического результата (через удовлетворение корыстного интереса), осуществляемого противоправным путём субъектами экономической деятельности, т.е. теми, кто решает вопросы экономических отношений и их осуществляет».
Детальное и всестороннее исследование проблем организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД и их деятельности по противодействию преступности в бюджетообразующих отраслях экономики невозможно без рассмотрения существа экономической преступности как специфической социальной реалии и как самостоятельного объекта такого противодействия. Это очевидно в силу следующих взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, из-за правовых особенностей экономической преступности, её масштабов и очевидных тенденций роста; во-вторых, учитывая исключительную важность борьбы с данной противоправной реальностью, ставящей под угрозу бюджетообразующие отрасли экономики страны.
Понятие «взаимодействие» относится к основным философским категориям. Структуру общества, человеческое поведение и сознание определяет взаимодействие людей между собой и с миром. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Им охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная же природа взаимодействия выражается в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле оно относительно. Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное взаимодействие данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдаленными объектами. Цепь взаимодействия нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление лишь звено всеобщей цепи взаимодействия13.
Гегель в своем учении указывал на то, что «Ближайшим взаимдействие представляется взаимной причинностью предположений прославливающих друг друга субстанций, каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция»14.
Взаимодействие представляет собой двусторонний или многосторонний постоянный процесс, который и следует рассматривать со всех его сторон, не забывая при этом связи целого, чтобы не оказаться в плену односторонности метафизического мышления. Взаимодействие - одна из основных философских категорий, отражающая взаимное воздействие вещей друг на друга, их взаимопереход, порождение одним объектом другого. Это также и структурное понятие, когда взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.
Более сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению К. Маркса общество - это «продукт взаимодействия людей»15.
Категория взаимодействия является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные взаимодействия. Без изучения взаимодействия в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. «Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя»16.
Таким образом, очевидно, что взаимодействие является неотъемлемой частью любой системы и отражает её сущность. В.И. Даль определил рассматриваемое понятие как взаимное действие. «Взаимничать - соблюдать обоюдность, равные, взаимные действия и отношения»17. В соответствии с точным смыслом данного слова, взаимодействие толкуется как взаимная поддержка; взаимная связь явлений. В войсковом значении - как согласованные действия войск при выполнении боевой задачи18.
В определенном смысле данное понятие применимо и к деятельности правоохранительных органов, где взаимодействие органов предварительного следствия и оперативных подразделений в системе МВД начало осуществляться еще с первых дней образования полиции (милиции).
Известно, что
эффективность раскрытия и
В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений часто возникает необходимость взаимодействия следователя и оперативного работника. Хотя понятие такого взаимодействия законодательно не закреплено, совместная согласованная деятельность перечисленных субъектов регламентируется ведомственными инструкциями.
Взаимодействие следователя и оперативного работника заключается в их согласованной деятельности по обеспечению успешного раскрытия и расследования преступлений, осуществляемой каждой из сторон в рамках своей компетенции присущими ей средствами и методами. Хорошо налаженное и рациональное взаимодействие следователя с оперативным работником служит одним из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные и оперативно-розыскные подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе20.
Подход к научному управленческому определению понятия «взаимодействие» различен. Так, В.Ф. Статкус рассматривает взаимодействие в широком смысле, как деловой контакт и согласованную работу различных подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью. В узком смысле - это отношения следователя и органа дознания, возникающие в процессе рассмотрения материала о совершенном преступлении или определенного уголовного дела, регулируемого уголовно-процессуальным законодательством или ведомственными актами21.
По мнению Н.П. Яблокова и В.В. Крылова, взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами - это основанная на законе и согласованная по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленная на раскрытие преступлении и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения22.
Н.А. Бурнашев определяет взаимодействие как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную или согласованную деятельность следователей с работниками уголовного розыска, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений23.
А.Я. Дубинский и Ю.И. Шостак рассматривают взаимодействие следователя и органа дознания, как основанную на законе согласованную по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов и направлена при организующей роли следователя на предупреждение, пресечение, раскрытие и всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, производство которых отнесено к компетенции следователя24.
Р.С. Белкин определяет взаимодействие субъектов доказывания как одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованным по целям, времени и месту, которое осуществляется в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела25.
Приведенные мнения отличаются друг от друга, однако в них можно выделить общее, а именно:
- соответствие требованиям закона, ведомственным нормативным актам;
- согласованность по времени, месту и различным иным условиям;
- осуществление совместной деятельности в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Уяснение сущности организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД составляют один из важнейших аспектов деятельности по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности.
Цели рассматриваемого взаимодействия должны быть достигнуты наиболее полно тогда, когда соблюдаются выработанные теорией и практикой определенные условия, на которых строится совместная согласованная деятельность следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений экономической направлености.
Задачами взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений в системе МВД по борьбе с экономическими преступлениями является следующее:
- единое планирование
- полное выполнение
- четкое определение функций
и полномочий
- знание в достаточном для обеспечения взаимодействия объеме требований нормативных правовых актов, в том числе и прежде всего определяющих уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность.
В организации взаимодействия находит основная идея любого управления - обеспечение согласованности и единения отдельных элементов системы в процессе достижения общих целей. Взаимодействие основывается на взаимосвязи, предполагает совместную, согласованную деятельность элементов данной системы26.
Согласованность является основным признаком, указывающим на наличие взаимодействия. В работе она достигается посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разделение прав и обязанностей участников совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции и используя присущие ему средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Раскрывая вопрос о взаимодействии органов предварительного следствия и оперативных подразделений в системе МВД, мы подразумеваем несение службы конкретных сотрудников, которые, в силу возложенных на них полномочий, контактируют между собой с целью раскрытия и расследования преступлений.
Рассматривая понятие следователя, необходимо обратиться к тексту ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса27 России, согласно которой следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - это организационно обособленные управленческие единицы, которым в правовых предписаниях оперативно-розыскного законодательства, а также в нормативных актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены задачи, компетенция, объем полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и иных правовых действий.
Оперативное подразделение - это организационно-штатное звено (элемент), входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.
Среди всех оперативных
подразделений следует выделить
те, которые правомочны проводить
собственно оперативно-розыскную
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные подразделения функционируют в составе следующих органов государства, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
Мы рассматриваем вопрос взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности. В системе МВД РФ эта роль отведена подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями.
Все оперативные подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность до начала расследования по делу, параллельно с ним и после его окончания30. А.Н. Гущин определил оперативно-розыскную деятельность, как предусмотренный федеральным законом вид преимущественно юридической деятельности, осуществляемой в соответствии с системой гарантий гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.31