Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

К основным направлениям деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с экономической преступностью в пределах своих полномочий относится:

- функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;

- правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;

- противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

На рубеже XX-XXI вв. в России произошли существенные изменения в структуре и динамике экономической преступности, которая стала более организованной, профессиональной, вооружённой. Преступная деятельность становится более изощрённой, расширяются и становятся более «тонкими» способы посягательства на собственность. Совпадение и переплетение интересов криминально ориентированных социальных групп привело к образованию и укреплению действующих в сфере экономики организованных преступных сообществ, которые распространили своё влияние на ключевые отрасли и сферы экономической деятельности, прежде всего, на бюджетообразующие отрасли экономики. Именно здесь происходит перекачивание в частные «карманы» национального богатства страны. Это, в свою очередь, предопределило необходимость издания нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность, направленную на усиление борьбы с преступностью, и, в первую очередь, с её наиболее опасной формой - организованной преступностью.

Реализация  мер по борьбе с экономической, преступностью  в Российской Федерации требует налаженной системы контроля по реализации комплекса мер по противодействию экономической преступности, где особое значение в контексте названных мер придавалось бы борьбе с преступностью и предупреждению коррупции, в целях, преодоления которых необходимо на наш взгляд, создать действенную систему управленческого контроля, принять меры, по совершенствованию мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия.

Основой организации  взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД является обеспечение контроля за соблюдением российского экономического законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей, выявление и предотвращение экономических преступлений, в том числе и в бюджетообразующих отраслях экономики государства.

Проанализированная  нормативно-правовая база позволяет констатировать, что в настоящее время отсутствует необходимый «набор» нормативных актов, действительно регулирующих организацию взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что нормативно-правовые акты, касающиеся рассматриваемых вопросов организации взаимодействия, регламентируют организацию совместной деятельности правоохранительных органов лишь на отдельных направлениях их деятельности. При этом в нормативно-правовых документах не обозначены основные или ведущие субъекты самой организации взаимодействия.

Существующая  нормативно-правовая база, регламентирующая порядок и организацию взаимодействия является неполной и несколько разрозненной.

Содержание ряда нормативных  актов свидетельствует о том, что в них, к сожалению, ничего не говорится о противодействии экономической преступности и преступности в целом.

Координация деятельности органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД осуществляется органами прокуратуры - «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры координируют деятельность, но борьбе с преступностью органов внутренних дел» (ст. 8). Положение закрепляет такие принципы рассматриваемой координации как равенство всех её участников, их самостоятельность в пределах законодательно закреплённых полномочий, ответственность руководителей за выполнение согласованных решений (п. 4). Руководители заинтересованных служб и подразделений системы МВД, являются членами координационного совещания (ст. 8), то есть принимают непосредственное участие в осуществляемой координации49.

Ныне действующий Федеральный  закон Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в статье 8 определил в качестве одной из основных функций этого государственного органа координацию деятельности по борьбе с преступностью; закрепив, соответствующие полномочия за Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами.

Как отметил Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев (в отставке) «... реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость адекватного ответа тем вызовам и угрозам криминального характера, с которыми столкнулась Россия на пути демократических реформ, интеграции в мировое сообщество, наращивания политических, экономических и культурных связей»50.

Учитывая то, что органы внутренних дел входят в систему  органов исполнительной власти, в  обязательном порядке должны быть разработаны единые правовые акты, регламентирующие организацию взаимодействия51.

МВД России является основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, в т.ч. экономической направленности и ее организованными формами52. Поэтому особенно важной является разработка новой правовой базы, регламентирующей организацию взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями.

Итак, анализ федерального и  ведомственного законодательства показал, что необходимость организации взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД по делам о преступлениях экономической направленности остаётся за рамками нормативного правового регулирования.

Вопрос о совместной деятельности в рамках рассматриваемой нами работы, можно сказать, совсем не урегулирован законодательно. Представляется крайне важной дальнейшая работа по совершенствованию федеральных и ведомственных нормативных правовых актов.

Можно сделать вывод о том, что существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД по делам о преступлениях экономической направленности. Она содержит лишь нормативные предписания общего характера, которые, нередко дублируя друг друга, неконкретны и сугубо формальны, что неизбежно отрицательно сказывается на организации взаимодействия.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели теоретические основы организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности, в которых формулируется понятийный аппарат, исследуются цели, задачи, особенности взаимодействия, нормативно-правовое регулирование взаимодействия.

 

II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики

 

Одним из условий  успешного решения задачи эффективного противодействия преступности является неотвратимость уголовной ответственности и наказание виновных. А это, в свою очередь, требует обеспечения высокого уровня выявляемости, раскрываемости преступлений, изобличения виновных лиц на основе качественных доказательств, собранных на стадии предварительного расследования.

Процесс доказывания  является основой любого уголовного дела. В последние годы в теории и практике деятельности правоохранительных органов последовательно реализовывается  идея о необходимости более активного использования в уголовном процессе данных, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, включая преобразование их в судебные доказательства. Эти данные также могут сыграть свою положительную роль при решении вопросов защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса53.

Повседневная  работа ряда оперативных подразделений  Министерства внутренних дел (особенно подразделений по борьбе с организованной экономической преступностью) связана  со сбором и накоплением в рамках дел оперативного учета материалов, свидетельствующих о противоправной деятельности организованных групп либо отдельных лиц, документированием (фиксацией) такой деятельности.

Доследственная  предварительная проверка исторически  была прерогативой органов дознания, в которые входят оперативные подразделения. В правовом отношении решение этого вопроса находится как бы на стыке процессуального, административного и оперативно-розыскного разрешения. В случае получения следователем сообщения о совершенном или готовящемся преступлении осуществляется процессуальная проверка, которая предполагает взаимодействие следователя с органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД.

Процесс собирания, сохранения и оценки фактических  данных, полученных в ходе оперативной  разработки и способствующих успешному раскрытию и расследованию преступлений, называется документированием.

Документирование  противоправной деятельности должно способствовать быстрому, полному и объективному расследованию, обеспечить правильное направление расследования и эффективное проведение следственных действий.

С учетом этого в процессе документирования необходимо обращать внимание, прежде всего нате фактические данные, которые на предварительном следствии могут иметь доказательственное значение. При всей значимости для раскрытия и расследования преступлений фактических данных, полученных оперативно-розыскным путем, они еще не являются доказательствами в уголовно-процессуальном смысле. Поэтому недостаточно выявить, собрать и оценить фактические данные, важно обеспечить возможность их использования в уголовном процессе, в противном случае не будут достигнуты цели документирования.

Негласный характер такой работы, необходимость зашифровки источников получения сведений затрудняют, а иногда не позволяют проверить  информацию гласными (процессуальными) средствами и методами.

В связи с  тем, что конечной целью и желаемым итогом такой работы является реализация материалов оперативно-розыскной деятельности, возбуждение уголовного дела и проведение предварительного расследования, уместно рассмотреть такие понятия, как реализация материалов ОРД и результаты ОРД соответствующих подразделений.

Реализация  материалов оперативно-розыскной деятельности - это совокупность тактических приемов  и методов (уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий) по обеспечению возможности использования полученных в ходе ОРД фактических данных на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела54.

В процессе реализации оперативно-розыскных данных необходимо тесное сотрудничество между оперативными работниками и следователями, в ходе которого одновременно решаются вопросы как процессуального, так и оперативно-розыскного характера, осуществляются взаимные консультации, согласовывается тактика проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и т.д.

По мнению С.С. Галахова, особое место занимает взаимодействие оперуполномоченных подразделений БЭП со следователем при реализации оперативно-розыскных материалов по делам оперативного учета. На данном этапе необходимо обеспечить согласованность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях быстрого установления виновных и привлечения их к предусмотренной законом ответственности55.

Результаты  ОРД могут представляться как  по инициативе оперативных подразделений, осуществляющих эту деятельность, так и при выполнении отдельных поручений следователя по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Исходя из этого, прежде чем решать вопрос об использовании  следствием информации, представленной оперативными подразделениями, необходимо тщательно проверить законность ее получения. Если окажется, что оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых добыты представленные сведения, проведены с нарушением закона, в уголовном процессе они использоваться не могут.

Как уже указывалось, данные, полученные в результате оперативно-розыскных  мероприятий, сами по себе доказательствами по делу не являются. Чтобы стать  таковыми, они должны быть введены  в уголовный процесс в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, при этом, полученные оперативным путем данные могут служить основой для формирования следующих видов доказательств: показаний свидетеля, вещественных доказательств и иных документов.

Важной организационной  формой взаимодействия следователя и органов, осуществляющих ОРД, является совместный анализ оперативно-розыскной информации и принятие согласованного решения о возбуждении уголовного дела, проявляющейся на двух относительно самостоятельных этапах:

 а) на этапе  оперативно-розыскного документирования деятельности проверяемых;

б) на этапе реализации оперативных сведений, полученных в  ходе документирования.

В первой ситуации оперативному работнику необходима правовая консультация следователя, как  правило, в отношении преступлений, представляющих особую сложность в раскрытии.

Разновидностью  анализируемой формы взаимодействия является совместный анализ оперативных  материалов на этапе их реализации - при передаче в следственный орган. Следователю необходимо полное ознакомление с оперативными материалами, разумеется, при соблюдении режима секретности. Такая практическая необходимость обусловлена наличием значительного количества материалов, как правило, экономического характера и в целях выработки целесообразной стратегии, организации и тактики расследования, избежания серьезных следственных ошибок.

Информация о работе Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко