Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат
Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….
К основным направлениям деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с экономической преступностью в пределах своих полномочий относится:
- функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
- правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;
- противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.
На рубеже XX-XXI вв. в России произошли существенные изменения в структуре и динамике экономической преступности, которая стала более организованной, профессиональной, вооружённой. Преступная деятельность становится более изощрённой, расширяются и становятся более «тонкими» способы посягательства на собственность. Совпадение и переплетение интересов криминально ориентированных социальных групп привело к образованию и укреплению действующих в сфере экономики организованных преступных сообществ, которые распространили своё влияние на ключевые отрасли и сферы экономической деятельности, прежде всего, на бюджетообразующие отрасли экономики. Именно здесь происходит перекачивание в частные «карманы» национального богатства страны. Это, в свою очередь, предопределило необходимость издания нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность, направленную на усиление борьбы с преступностью, и, в первую очередь, с её наиболее опасной формой - организованной преступностью.
Реализация мер по борьбе с экономической, преступностью в Российской Федерации требует налаженной системы контроля по реализации комплекса мер по противодействию экономической преступности, где особое значение в контексте названных мер придавалось бы борьбе с преступностью и предупреждению коррупции, в целях, преодоления которых необходимо на наш взгляд, создать действенную систему управленческого контроля, принять меры, по совершенствованию мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия.
Основой организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД является обеспечение контроля за соблюдением российского экономического законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей, выявление и предотвращение экономических преступлений, в том числе и в бюджетообразующих отраслях экономики государства.
Проанализированная нормативно-правовая база позволяет констатировать, что в настоящее время отсутствует необходимый «набор» нормативных актов, действительно регулирующих организацию взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что нормативно-правовые акты, касающиеся рассматриваемых вопросов организации взаимодействия, регламентируют организацию совместной деятельности правоохранительных органов лишь на отдельных направлениях их деятельности. При этом в нормативно-правовых документах не обозначены основные или ведущие субъекты самой организации взаимодействия.
Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая порядок и организацию взаимодействия является неполной и несколько разрозненной.
Содержание ряда нормативных актов свидетельствует о том, что в них, к сожалению, ничего не говорится о противодействии экономической преступности и преступности в целом.
Координация деятельности органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД осуществляется органами прокуратуры - «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры координируют деятельность, но борьбе с преступностью органов внутренних дел» (ст. 8). Положение закрепляет такие принципы рассматриваемой координации как равенство всех её участников, их самостоятельность в пределах законодательно закреплённых полномочий, ответственность руководителей за выполнение согласованных решений (п. 4). Руководители заинтересованных служб и подразделений системы МВД, являются членами координационного совещания (ст. 8), то есть принимают непосредственное участие в осуществляемой координации49.
Ныне действующий Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в статье 8 определил в качестве одной из основных функций этого государственного органа координацию деятельности по борьбе с преступностью; закрепив, соответствующие полномочия за Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами.
Как отметил Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев (в отставке) «... реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость адекватного ответа тем вызовам и угрозам криминального характера, с которыми столкнулась Россия на пути демократических реформ, интеграции в мировое сообщество, наращивания политических, экономических и культурных связей»50.
Учитывая то, что органы внутренних дел входят в систему органов исполнительной власти, в обязательном порядке должны быть разработаны единые правовые акты, регламентирующие организацию взаимодействия51.
МВД России является основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, в т.ч. экономической направленности и ее организованными формами52. Поэтому особенно важной является разработка новой правовой базы, регламентирующей организацию взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями.
Итак, анализ федерального и ведомственного законодательства показал, что необходимость организации взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД по делам о преступлениях экономической направленности остаётся за рамками нормативного правового регулирования.
Вопрос о совместной деятельности в рамках рассматриваемой нами работы, можно сказать, совсем не урегулирован законодательно. Представляется крайне важной дальнейшая работа по совершенствованию федеральных и ведомственных нормативных правовых актов.
Можно сделать вывод о том, что существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений системы МВД по делам о преступлениях экономической направленности. Она содержит лишь нормативные предписания общего характера, которые, нередко дублируя друг друга, неконкретны и сугубо формальны, что неизбежно отрицательно сказывается на организации взаимодействия.
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели теоретические основы организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности, в которых формулируется понятийный аппарат, исследуются цели, задачи, особенности взаимодействия, нормативно-правовое регулирование взаимодействия.
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики
Одним из условий успешного решения задачи эффективного противодействия преступности является неотвратимость уголовной ответственности и наказание виновных. А это, в свою очередь, требует обеспечения высокого уровня выявляемости, раскрываемости преступлений, изобличения виновных лиц на основе качественных доказательств, собранных на стадии предварительного расследования.
Процесс доказывания
является основой любого уголовного
дела. В последние годы в теории
и практике деятельности правоохранительных
органов последовательно
Повседневная работа ряда оперативных подразделений Министерства внутренних дел (особенно подразделений по борьбе с организованной экономической преступностью) связана со сбором и накоплением в рамках дел оперативного учета материалов, свидетельствующих о противоправной деятельности организованных групп либо отдельных лиц, документированием (фиксацией) такой деятельности.
Доследственная предварительная проверка исторически была прерогативой органов дознания, в которые входят оперативные подразделения. В правовом отношении решение этого вопроса находится как бы на стыке процессуального, административного и оперативно-розыскного разрешения. В случае получения следователем сообщения о совершенном или готовящемся преступлении осуществляется процессуальная проверка, которая предполагает взаимодействие следователя с органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД.
Процесс собирания, сохранения и оценки фактических данных, полученных в ходе оперативной разработки и способствующих успешному раскрытию и расследованию преступлений, называется документированием.
Документирование противоправной деятельности должно способствовать быстрому, полному и объективному расследованию, обеспечить правильное направление расследования и эффективное проведение следственных действий.
С учетом этого в процессе документирования необходимо обращать внимание, прежде всего нате фактические данные, которые на предварительном следствии могут иметь доказательственное значение. При всей значимости для раскрытия и расследования преступлений фактических данных, полученных оперативно-розыскным путем, они еще не являются доказательствами в уголовно-процессуальном смысле. Поэтому недостаточно выявить, собрать и оценить фактические данные, важно обеспечить возможность их использования в уголовном процессе, в противном случае не будут достигнуты цели документирования.
Негласный характер такой работы, необходимость зашифровки источников получения сведений затрудняют, а иногда не позволяют проверить информацию гласными (процессуальными) средствами и методами.
В связи с
тем, что конечной целью и желаемым
итогом такой работы является реализация
материалов оперативно-розыскной
Реализация
материалов оперативно-розыскной
В процессе реализации оперативно-розыскных данных необходимо тесное сотрудничество между оперативными работниками и следователями, в ходе которого одновременно решаются вопросы как процессуального, так и оперативно-розыскного характера, осуществляются взаимные консультации, согласовывается тактика проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и т.д.
По мнению С.С. Галахова, особое место занимает взаимодействие оперуполномоченных подразделений БЭП со следователем при реализации оперативно-розыскных материалов по делам оперативного учета. На данном этапе необходимо обеспечить согласованность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях быстрого установления виновных и привлечения их к предусмотренной законом ответственности55.
Результаты ОРД могут представляться как по инициативе оперативных подразделений, осуществляющих эту деятельность, так и при выполнении отдельных поручений следователя по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Исходя из этого, прежде чем решать вопрос об использовании следствием информации, представленной оперативными подразделениями, необходимо тщательно проверить законность ее получения. Если окажется, что оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых добыты представленные сведения, проведены с нарушением закона, в уголовном процессе они использоваться не могут.
Как уже указывалось,
данные, полученные в результате оперативно-розыскных
мероприятий, сами по себе доказательствами
по делу не являются. Чтобы стать
таковыми, они должны быть введены
в уголовный процесс в
Важной организационной формой взаимодействия следователя и органов, осуществляющих ОРД, является совместный анализ оперативно-розыскной информации и принятие согласованного решения о возбуждении уголовного дела, проявляющейся на двух относительно самостоятельных этапах:
а) на этапе оперативно-розыскного документирования деятельности проверяемых;
б) на этапе реализации оперативных сведений, полученных в ходе документирования.
В первой ситуации оперативному работнику необходима правовая консультация следователя, как правило, в отношении преступлений, представляющих особую сложность в раскрытии.
Разновидностью
анализируемой формы