Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Выполнение  поручения следователя о производстве розыска подозреваемых и обвиняемых (ч. 5 ст. 208, ч. 2 ст. 209 и ст. 210 УПК РФ) осуществляется как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Информация следователя может стать основой для заведения розыскного дела, построения розыскных версий, служить целенаправленности взаимодействия с оперативным работником.

Особой процессуальной формой взаимодействия является впервые  узаконенная следственная группа с  участием сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В основе данной формы лежат принципы разграничения компетенций, ведущей роли следователя и взаимности субъектов взаимодействия. Именно здесь наиболее строго должно соблюдаться требование единоличного ведения следствия при максимальном использовании возможностей коллективной деятельности в противодействии преступникам. В следственную группу необходимо привлекать прежде всего того оперативного работника, который будет наиболее полезен для оказания содействия в расследовании. Им может быть сотрудник, принимавший участие в дежурной СОГ по раскрытию этого преступления по горячим следам, либо по оперативным материалам которого возникло уголовное дело, или сотрудник, осуществляющий оперативное обслуживание вверенной ему зоны, участка, объекта, отрасли экономики, где совершено преступление, для расследования которого и создана группа.

Существенной новеллой в законодательстве и практике является процессуальная форма взаимодействия при проведении следственных действий (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). Закон не конкретизирует вида следственного действия, к которому может быть привлечен оперативный работник, из чего следует - практически к любому. Практика показывает, что оперативные работники привлекаются, как правило, к проведению трудоемких следственных действий (74,2%) или к оказанию помощи и содействия по сложным уголовным делам, возникшим в результате реализации материалов дел оперативного учета, а также в ситуациях активного противодействия следствию подозреваемых и обвиняемых. При проведении следственного действия весь его ход и процессуальное развитие определяет только следователь. Ввиду отсутствия законодательной процедуры данной формы взаимодействия предлагается порядок проведения с процессуальным оформлением протокола соответствующего следственного действия.

С учетом анализа  теоретических и нормативных  правовых материалов подразделяют формы взаимодействия на три главные группы, относя к ним соответственно: процессуальные формы, организационные формы и учебно-методические формы.

При этом к процессуальным формам взаимодействия подразделений  органов внутренних дел осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами предварительного следствия при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, в частности: совместное или согласованное планирование расследования по делу; создание следственно-оперативных групп; выполнение оперативными подразделениями поручений следователя о производстве следственных и розыскных действий и другие.

К организационным  формам указанного взаимодействия относятся:

- систематический  взаимный обмен информацией по  вопросам предупреждения правонарушений;

- взаимное консультирование друг друга по вопросам совместной деятельности;

- анализ содержания  предпринятых совместных и согласованных  действий и принятие мер по  совершенствованию взаимодействия;

- совместная подготовка и внесение предложений по устранению причин и условий правонарушений, повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов и другие.

К учебно-методическим формам названного взаимодействия следует  отнести совместное проведение учебных и учебно-методических мероприятий: учебных занятий, семинаров, конференций, деловых игр; выездов для проведения аналогичных мероприятий в подчиненные подразделения с целью повышения профессиональной подготовки сотрудников взаимодействующих органов, а также совместное изучение, обобщение и распространение передового опыта посредством, в том числе издания совместных Приказов, Указаний, Инструкций, Памяток, Рекомендаций и аналогичных организационных, учебных и учебно-методических документов и материалов.

Проанализировав процесс взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности можно сказать о том, что процесс взаимодействия представляет собою согласованные друг с другом, последовательные этапы, к которым могут быть отнесены следующие:

- предварительный этап  взаимодействия, который охватывает  период получения и предварительной  проверки (документирования) информации  о готовящемся (совершенном) преступлении (правонарушении), то есть этап выявления признаков уголовно-наказуемого деяния; - ранее обозначенный нами первый (предварительный) этап взаимодействия, в случае, когда выявляются признаки именно уголовно-наказуемого деяния, логически продолжается действиями по выявлению (установлению) лица (лиц), совершивших указанное деяние, то есть действиями взаимодействующих органов по раскрытию преступления;

- этап взаимодействия  при принятии решения о возбуждении  уголовного дела;

- этап взаимодействия  в процессе расследования уголовного дела;

- этап взаимодействия  в процессе судебного рассмотрения  уголовного дела;

- обеспечительный этап, в ходе которого подразделениями  органов внутренних дел осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность  в соответствии с полномочиями органов полиции отслеживается информация, направленная на обеспечение безопасности участников уголовного процесса по расследованному уголовному делу, в том числе собственной безопасности;

- факультативный этап, который осуществляется органами  предварительного следствия и подразделениями органов внутренних дел осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам о нераскрытых преступлениях, производство предварительного следствия по которым приостановлено.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, исследованы цели и задачи взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности. Определяются признаки названного взаимодействия. Проанализировано понятие взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.

Цели взаимодействия органов предварительного следствия  с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности должны заключаться в достижении посредством объединения совместных согласованных действий, сил и средств повышения эффективности раскрытия преступлений, оперативности и качества расследования уголовных дел, при обязательном условии обеспечения при этом установления объективных обстоятельств происшедшего события, взвешенного, аргументированного и справедливого подхода к определению на их основе вывода о виновности (невиновности) в совершении противоправного деяния конкретного лица, а также защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод.

Среди задач взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по борьбе с экономическими преступлениями при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел основными являются: единые задачи, четкое определение функций и полномочий взаимодействующих сторон; знание в достаточном для обеспечения взаимодействия объеме требований нормативных правовых актов.

Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности должны расследоваться в строгом соответствии с требованиями закона и иных нормативных правовых актов, имеющий собственные цели и задачи, системный, согласованный по месту и времени, осуществляемый его субъектами как самостоятельно, так и совместно процесс, подчиненный интересам раскрытия преступлений и полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел.

Процесс взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности при раскрытии преступлений и расследовании уголовных складывается из согласованных этапов, частично которые были раскрыты нами выше:

- этап документирования  охватывает период получения  и предварительной проверки информации  о готовящемся (совершенном преступлении;

- этап взаимодействия при получении сообщения о преступлении. На данном этапе оценивается собранная информация по результатам которой принимается решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

- этап взаимодействия в процессе расследования уголовного дела. На этом этапе полностью раскрывается вопрос взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2010: 01 декабря. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. - Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №-537 // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 20. - Ст. 2244.

2 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2011. - N 1. - Ст. 2.

3 Иванов Е.А. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2001. - № 11. - С. 45.

4 Егоршин В.М. Экономическая безопасность и безопасность современной России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2000. - С. 19.

5 См.: О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ. Ст.8 ч. 2. // СЗ РФ, 1998, № 16. Ст. 1795; Вопросы Межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации (вместе с Положениями о Межведомственных комиссиях Совета Безопасности РФ по безопасности в сфере экономики, общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией): Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1603 (в ред. от 28.10.2005.) // СЗ РФ; 2000, № 37. Ст. 3701.

6 См., например: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - М., 1994. № 12. С. 5; Блинов Н.М. Экономическая безопасность центра и регионов. Региональная политика в современной России. - Краснодар, 1995. С. 15; Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования.

7 Абалкин Л.И..H Указ. раб. С.6.

8 Куликов А. С. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. - М., 1997. - № 5. - С. 5.

9 Крылов А.А. Противоречивость участия органов внутренних дел в управлении социальными и экономическими процессами // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД России. - М., 1999. -С.132.

10 Лунев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. - М., 1997. - С. 255.

11 Яковлев А.М. Социология экономической преступности. - М., 1988. - С. 50.

12 Есипов В.М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности. Преступность: стратегия борьбы. - М., 1997. - С. 108.

13 См.: Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е /Глав. ред. А.М. Прохоров. - М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1971. - С.9

14 См.: Гегель, Сочинения. Т.5. - М., 1937. - С.691

15 См.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд. Т. 27. - М. - С.402.

16 См.: Философский словарь / Под.ред Васильева В.И.  - М., 1973. - С. 81

17 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Рус. яз., 1998. Т.1. - С. 90

18 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 944

19 См.: Е.В. Смахтин. Некоторые аспекты взаимодействия следователей и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 11-12 мая 2000 г. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2001. - С.91

20 См.: Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т.2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений / Под ред. Р.С.Белкина, В.Г. Коломацкого. А.Г. Филиппова. - Волгоград, ВСШ МВД России, 1994. - С.252

21 См.: Михайлов В.А. Организация взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов при расследовании преступлений: Лекция. - М. Академия МВД СССР, 1988. -.12

22 См.: Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - М.: Юрист, 1999. - С.363

23 См.: Криминалистика: Учеб. для вузов / И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, Е.П. Ищенко и др. / Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. - М.: Высш. шк., 1994. - С. 72.

24 См.: Дубинский А.Л., Шостак Ю.И. Организация и деятельность следственно-оперативной группы. - Киев. 1981. - С.5-7

25 См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 2000. - С.31

26

27 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921.

28 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - N 33. - Ст. 3349.

29 См. Там же ч.1.ст.13.

30 См.: Милиция как орган дознания: Учебное пособие - Киев: КВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1989. - С.13

31 См.: Гущин А.Н. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Авторсф. дис.... к.ю.н.- Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2002. - С. 12

Информация о работе Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко