Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Целью исследования является разработка системы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях экономической направленности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;
- исследовать содержание нормативно-правовой базы по вопросу взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 7
1.2. Правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями при выявлении и расследовании экономических преступлений 20
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ МВД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии документирования преступной деятельности по линии экономики 33
2.2. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности 46
2.3. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии расследования преступлений экономической направленности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 60
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Выше отмечалось, что при выявлении и расследовании  преступлений экономической направленности нередко возникает необходимость в анализе не только деятельности конкретных хозяйствующих субъектов, но и деятельности, осуществляемой их контрагентами и клиентами.

В этом случае представляется целесообразным следующий алгоритм действий: установление конкретной хозяйственной операции, в процессе осуществления которой, возможно, совершено преступление; изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих производство данной операции с одновременной дифференциацией требований, предъявляемых к работникам хозяйствующего субъекта и его контрагентам (клиентам); подбор и изучение документов, в которых нашли отражение действия сотрудников хозяйствующего субъекта и контрагента (клиента); правовая оценка этих документов с целью выявления нарушения требований нормативно-правового характера; выявление признаков преступления.

Дальнейшая  проверка данных, полученных к ходе сравнительного анализа, путем проведения ревизии (проверки), обысков, допросов, назначения судебно-бухгалтерской  и судебно-экономической экспертиз  даст возможность установить, смогут ли они в своей совокупности быть доказательствами по уголовному делу. В свою очередь, информация, полученная в ходе анализа указанных документов, впоследствии может быть использована для установления способа совершения преступления, личности виновных и других обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

В заключение следует  отметить, что метод сравнительного анализа, на стадии документирования, связанного с модельной информацией (сравнительного модельного анализа), не только применяется субъектами уголовно-процессуальной деятельности, но и находит широкое применение в судебно-экспертной практике. На идеях моделирования и сравнительного анализа, отмечают В.А. Образцов и Л.В. Бертовский, базируются практически все экономические исследования. В первую очередь это обусловлено тем, что указанный метод позволяет эксперту глубже, полнее, результативнее осмыслить изучаемые закономерности на основе работы с мысленными моделями и применения, в частности, информационно-нормативистского анализа62.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что методы научного анализа  имеющейся в распоряжении следователя  информации позволяют оптимизировать процесс поиска признаков преступного  деяния, определения всех возможных  версий, способствуют правильному формулированию общих и частных задач расследования, создают условия для разработки оптимального плана как расследования в целом, так и производства отдельных следственных действий.

 

2.2. Организация  взаимодействия органов предварительного  следствия с оперативными подразделениями в системе МВД на стадии сообщения о преступлениях экономической направленности

 

В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оперативным работником, как правило  начинается, с момента поступления сообщения о преступлении, подследственном следователю63.

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые  основания для дальнейших следственных действий по всем видам преступлений, в том числе и экономической направленности. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.

Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления64.

В ходе предварительного расследования тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет  право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.

Формами процессуального  взаимодействия формами являются:

- поручение  следователя оперуполномоченным  о производстве розыскных и  следственных действий;

- уведомление  следователя о результатах оперативно-розыскных  мер по делам, переданным ему сотрудниками оперативных подразделений до установления преступника.

Именно в  максимальном использовании оперативно-розыскных  возможностей этого органа в интересах  следствия и состоит прежде всего, сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер. В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела65, возбуждаемые по материалам оперативной проверки.

Далее все документы  согласовываются с непосредственным начальником оперативного работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий. Согласно п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие правомочны проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей66.

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»  сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, в результате разведывательно-поисковой  работы может оказаться информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся полной.

По общему правилу  оперативный работник, осуществляющий предварительную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому делу, а также излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки. Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперативного работника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив. Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.

Содействие сотрудников оперативных служб следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие оперативным подразделениям.

В соответствии с ведомственными актами содействие оперативных служб следователю может выражаться67:

в обеспечении  условий успешного проведения отдельных  следственных действий;

в проведении оперативно-розыскных  мероприятий, направленных на повышение  эффективности производства отдельных следственных действий.

Подводя итог, можно  отметить следующее. Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же. И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования исходит из того, что следователь, а не сотрудники оперативных служб наиболее подготовлен для ведения производства по этим делам». Однако на практике всегда имеют место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно приступить к расследованию. Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать, какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему оперативными работниками до установления преступника. Однако следователь, по тем или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.

Важная и ответственная  роль в управлении принадлежит руководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудникам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства органом либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

Умение, по сравнению  со знаниями и навыками, является более  сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном использовании знаний для решения практических задач68.

Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно - розыскной деятельности69.

Начальник следственного  отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию  и предупреждению преступлений экономической  направленности, принимает меры к  наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Итак, взаимодействие органов предварительного следствия  с оперативными подразделениями  на стадии сообщения о преступлении экономической направленности является важным этапом работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельности. Итогом взаимодействия следователя и оперативного работника является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

 

2.3. Организация  взаимодействия органов предварительного  следствия с оперативными подразделениями  в системе МВД на стадии  расследования преступлений экономической направленности

 

Взаимодействие  следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на стадии предварительного расследования - рассматриваются формы взаимодействия, которые оказывают эффективное влияние на раскрытие и расследование преступлений экономической направленности.

К одной из таких  форм относится совместное планирование. Решающую роль на данном этапе расследования  играют процессуальные формы взаимодействия.

Выполнение  поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ и ч. 2 ст. 7, п. 2 ст. 14 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности) основывается на письменном задании с формулировкой ясных задач, выполнение которых требует применения оперативно-розыскных средств и методов. Изучение практики показывает, что в формулировке содержания поручения чаще всего обнаруживаются типичные недостатки, приводящие к неэффективности оперативно-розыскных результатов. На основе изучения практики можно сделать вывод, что следователь должен по возможности максимально информировать оперативного работника об обстоятельствах, способствующих выполнению его поручения, а после получения результатов должен обсудить с оперативным работником тактику их реализации для того, чтобы своими действиями не расшифровать источники и способы их получения, не сорвать проведение очередных ОРМ, добиться эффективности следственных действий.

Выполнение  поручений следователя о производстве следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ) должно осуществляться при действительной необходимости в осуществлении поисковой, розыскной деятельности. Исследования практики и личный опыт следственной работы показывают, что следователь не должен поручать сотрудникам оперативного аппарата процессуальных действий, которые относятся только к его компетенции, могут стать неповторимыми, либо следственные действия, требующие особой проверки. Целесообразно использовать письменную форму указаний с изложением задач конкретного следственного действия, вопросов, подлежащих выяснению, а также рекомендаций организационно-тактического характера.

Информация о работе Организация взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями в системе МВД по делам о преступлениях эко