Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 18:15, дипломная работа

Описание работы

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….

6

1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........

10

1.2 Государственная служба…………………………………..
19

1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...
31

1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….
32

1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….

34

1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..


49

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........

54

2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...

56

2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........

63

2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….

68

3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ


3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..
76

3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........
80

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..

84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом 2а.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Специальность 080504 Государственное и Муниципальное управление

Специализация – Муниципальное управление  

 
 

Краснова Ольга Васильевна

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Проблемы административной этики.

Кодекс чести муниципального служащего

 

  

 
 
 
 
 
 

 

   
     
     

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент                                 

       

 

          Путенихина Елена Валерьевна

     
     
     
     

 

УФА 2009

 

 

Содержание.

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..

3

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….

 

6

 

1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........

 

10

 

1.2 Государственная служба…………………………………..

19

 

1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...

31

 

1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….

32

 

1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….

 

34

 

1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..

 

 

49

 

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........

 

54

 

2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...

 

56

 

2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........

 

63

 

2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….

 

68

 

3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ

 
 

3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..

76

 

3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........

80

 

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..

 

84

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

86

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

90


 

.

 

 

 

         

ВВЕДЕНИЕ

 

Авторитет действующей в обществе власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Серьезные аморальные проступки госслужащих служат сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания средств массовой информации, населения. И это понятно, так как сама специфика профессии – быть проводником государственной власти всегда находится в центре общественного внимания. Она не только накладывает определенные ограничения на права и поступки чиновника любого ранга, но и диктует необходимость придерживаться специфических нравственных норм поведения.

Каждая отрасль определяется своим набором обязательных для данного социального института нравственных принципов и норм.

Административная этика – вид профессиональной этики, который можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в аппаратных структурах государственной власти. В названной работе подробно разбираются ее цели, функции, субъект и принципы. К последним относят:

• лояльность ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции и оппонентам власти;

• законность, то есть строгое соблюдение буквы и духа закона, требований должностных инструкций;

• добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод;

• добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей (исходить из того, что есть, и ориентироваться на то, что должно быть);

• гуманизм и социальная справедливость, ибо служба в органах власти – это не формальное использование законов и должностных инструкций, а осмысленная деятельность во благо человека, во имя создания максимально благоприятных условий для успешной реализации каждым гражданином своих интересов, устремлений и способностей. Ее главный постулат – не власть над людьми, а власть для людей;

• патриотизм, то есть следование принципу глубокого осознания служащим своего долга по отношению к Отчизне, преданности ей, соблюдения системы норм, связанных  с  нравственной  практикой  ее  защиты, укрепления и развития.

(Не случайно госслужащим может  быть только гражданин России, а двойное гражданство недопустимо);

• интернационализм, понимаемый как признание свободы и равенства всех народов независимо от их расы и национальной принадлежности.

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества. Объектами административной этики являются персонал государственной и муниципальной служб, госслужба как отдельная сфера профессиональной деятельности.

Предметом административной этики  являются: моральные нормы, принципы, которыми должны руководствоваться государственные служащие для эффективного выполнения своих функций; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии аппарата государственного управления. Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также средства и формы социального одобрения или осуждения их действий и поступков.

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной и административной этики, этики хозяйственного руководителя. Главное внимание обращается на обоснование принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (фирмой), необходимости отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу. Акцентируется внимание на недопустимость наличия качеств, имеющих повышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся: нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров, злоупотребление властью.

Да, государственный служащий, как и любой гражданин России, относительно свободен в своих действиях и поступках. Но он и несвободен. Законодатель существенно ограничил его свободы. Закон запрещает ему заниматься коммерческой деятельностью, использовать служебное положение, информационные, финансовые и материально-технические средства учреждения в личных целях, получать гонорары за публикации служебного характера, принимать подарки и услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей, выезжать за границу за счет физических и юридических лиц, активно участвовать в политике. В этих рамках ограничений он становится ответственным за свой выбор и его последствия. Вот тут-то через зависимость "свобода-ответственность" и возникает масса противоречий, разрешение которых требует от него немалой нравственной энергии. Разобраться в этом и помогает административная этика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы

 

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. [Честь1. Оболонский А.В. Государственная служба. Учебное пособие. - М.: Дело, 2005, с. 30].

- это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Информация о работе Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего