Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 18:15, дипломная работа
Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….
6
1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........
10
1.2 Государственная служба…………………………………..
19
1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...
31
1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….
32
1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….
34
1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..
49
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........
54
2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...
56
2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........
63
2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….
68
3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ
3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..
76
3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........
80
3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..
84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...
государству, государственному строю;
политическому большинству, находящемуся у власти (правящей группе);
ко всем ветвям власти; к государственным институтам (армии, милиции, министерствам, ведомствам и т.д.);
к обществу, населению;
к другим государственным служащим.
- принцип политической нейтральности, который требует, чтобы государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне непосредственной борьбы за власть. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на какие-либо политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, поскольку государственная служба – это институт государства. А всё, что связано с государством и государственной властью – это явления политические. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации государственного аппарата. Но какова эта мера?
Демократическая система государственной власти требует построения департизированной и деполитизированной государственной службы. Без такой государственной службы невозможно создать стабильный и надежный механизм правового демократического государства. Исторический опыт и современная практика государственного строительства доказывают, что для эффективного государственного управления необходима полностью департизированная и относительно деполитизированная государственная гражданская служба. При этом, силовые государственные структуры и судебная власть должны быть абсолютно департизированы и деполитизированы. Полное слияние политики и государственной службы нецелесообразно и недопустимо, в том числе и по соображениям морального характера. Но абсолютно разделить государственную службу и политику невозможно – это из области утопии. Гражданскому обществу и политикам, контролирующим и регулирующим государственную службу, это нужно иметь в виду.
- принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. На коррумпированность и интенсивную бюрократизацию госаппарата обращает внимание подавляющее большинство граждан (до 78%) и ученых-экспертов (до 76%). [Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения. – М.: РАГС, 2002. – с. 108].
Нравственные принципы государственной службы и кадровой политики понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений служащего с государством, обществом и другими служащими.
Если оценивать в целом нравственный уровень наших государственных служащих, то следует обратиться к данным специального социологического опроса. На вопрос «Как бы вы оценили нравственные качества современных государственных служащих» были получены следующие ответы:
«большинство из них люди честные, неподкупные» – 20%,
«среди них в равной степени есть люди честные и нечестные» - 72%,
«большинство из них – люди недостаточно честные и не столь неподкупные» - 4%.
«Каковы, на Ваш взгляд, основные
причины аморального поведения
определенной части
52% - «падение нравственности в обществе»,
21% - «руководители сами не
15% - «недостаточное воспитание, низкая общая культура»,
15% - «пренебрежение к законам»,
13% - «неудовлетворительные
11% - «отсутствие должного контроля со стороны общества»,
7% - неразработанность нормативных
документов в борьбе с
Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирования «корпоративной этики».
Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана прежде всего ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.
1.2 Государственная служба
В условиях реформирования системы государственной службы Российской Федерации в общественном сознании начинают формироваться новые представления об этических нормах государственно-служебных отношений и их роли в жизни государства и общества. Во многом они базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника, ответственного перед государством и служащим ему. В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной России, особо, на наш взгляд, выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что этот принцип имеет для нас не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию с принципами политической нейтральности и лояльности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, менталитетом, политическими, культурными, психологическими и иными факторами.
Термин «служение», согласно «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, отождествляется с понятиями «служить», «служба». «Служенье», то есть «служба» есть употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело (например, «долг каждого – служенье на общую пользу»). «Служить» по В.И. Далю – это состоять на государственной или общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте. [Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.- СПб, 1882. Т.4. с.224-225].
Это понятие уходит своими корнями в старину, в эпоху формирования Московского централизованного государства, тот есть в тот период в истории нашей страны, когда государственная служба понималась не иначе как «государева служба», как служение государю. Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы.
Исторический анализ показывает, что у нас принцип служения государству и обществу практически никогда не соблюдался. Начиная с середины ХУI века, момента образования единого Русского государства с сильной монархической властью, государственная служба в России рассматривалась как «государева служба». Великий князь, а затем царь или «государь всея Руси» считался наместником Бога на земле. Этот постулат основывался на базисном библейском положении о том, что «нет власти не от Бога». И, учитывая тот факт, что Россия в те времена была исключительно набожной православной страной, можно судить о высоком сакральном смысле верховной монархической власти. Кроме того, в системе самой политической власти утвердился византийско-монгольский, то есть восточный тип правления и соответствующий тип построения и организации государственного аппарата. Поэтому полное подчинение государю являлось нормой поведения чиновников – окольничих, стряпчих, подъячих. Государственная служба вполне обоснованно называлась «государевой службой», поскольку служащие государственных органов служили, прежде всего, государю. Не случайно, в допетровский период государственных служащих называли «государевыми служилыми людьми».
В такой системе государственной службы «служилые люди» не могли иметь другого статуса кроме статуса «государевых слуг». Этот статус характеризовался следующими отличительными признаками. Во-первых, полная зависимость от государя, передача собственной карьеры и даже личной жизни на милость и волю государя. Во-вторых, служба «по приказу», то есть по распоряжению начальства. Беспрекословное принятие поручения (приказа), готовность взять на себя обязанности по той или иной должности в указанной отрасли государственного управления и в указанном месте страны. В-третьих, отсутствие строго определенной управленческой специализации, ввиду вхождения гражданской, военной и других видов служб в единую «государеву службу». [Мельников В.П. Государственная служба в России. – М.: РАГС, 2005. с. 49].
Всё это порождало нестабильность служебного положения, приводило к резкой смене уровня и профиля службы, увеличивало возможность оказаться в немилости у государя или непосредственного начальника со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правовые и организационные основы «государевой службы» регламентировал и законодательно утвердил Петр Великий, введя своим указом знаменитую «Табель о рангах». [Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. – М., 1997. – с. 204-214]. Эти основы обозначили появление в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей – чиновников, всецело обязанных своим положением и существованием государственной службе, но более всего государю. Однако осознание роли российского чиновничества в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных служащих, о их служении государству и обществу – эти проблемы были поставлены в повестку дня в России с большим опозданием от стран Западной Европы.
Непризнание принципа служения государству и обществу прослеживается и в советскую эпоху. В тот период главным и определяющим условием работы в государственном аппарате было членство в Коммунистической партии, верность «линии партии», личная преданность делу партии. Государственный аппарат, служа КПСС, в то же время служил государству, поскольку по своей сути Советский Союз был партийным государством. Существовало лишь формальное различие между партийной и государственной властью.
В этом служении советских чиновников партии и государству нельзя не заметить и служение обществу. Но оно осуществлялось не прямо, а опосредованно. Во всех партийных документах подчеркивалось, что высшей своей целью партия ставит служение советскому народу, обществу. В действительности в практике государственного управления советской эпохи мы видим служение партийно-советского аппарата интересам государства, которое отождествлялось со служением партии. Служение обществу лишь громогласно декларировалось.
Таким образом, становление и развитие отечественной бюрократии на всём протяжении нашей истории было связано с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.
Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, народу. Это вытекает из конституционного положения о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». [Конституция Российской Федерации. – М., 1993. ст.3]. Безусловно, государственная служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня, особенно в либеральных кругах, существует мнение, что, прежде всего чиновник должен служить обществу. Этот подход направлен на «быстрый уход» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития промышленно развитых западных стран. В этом нет ничего плохого, но необходимо только учитывать наши исторические традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии.
Безусловно, государственный чиновник
в любом государстве служит, прежде
всего, своему государству. Данный
вывод вытекает уже из самого
его названия – «
Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Это актуально не только в правовом, но и нравственном отношении. Для человека, находящемуся на государственной службе, чрезвычайно важна нравственная установка – «кому я служу?». Он должен понимать, что главная цель для него – это безупречное служение государству. Но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу - это стратегический приоритет государственной службы любого демократического государства.
Государство является частью общества и существует за счет общества, Государственный аппарат содержится за счет налогоплательщиков. Поэтому и государство, и его механизм – государственная служба должны служить обществу, человеку. Поскольку государство служит обществу, то и государственная служба должна служить ему.
Государственный служащий должен служит не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Сегодня предпринимаются попытки ее ориентации на служение не самому государству, а руководителю конкретного государственного органа. Это ведомственный, негосударственный подход.
Как известно, действующее законодательство определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан России. [«О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 мая 2003 г. - М., 2003. - ст.1]. Это прагматичный взгляд на государственную службу как на деятельность, работу или служение в пользу государства в системе его органов. Здесь вновь возникает вопрос: на кого работает государственный служащий, кому служит? Сегодня служба в органах власти является осмысленной деятельностью во имя государства и во имя человека. Смысл и главный принцип современной государственной службы – власть для людей. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному, согласно Конституции РФ, источнику власти в стране. Это и конституционная, и нравственная норма.
В рамках исследуемой темы следует коснуться вопроса о традиционно существующей тенденции узурпации бюрократическим административным аппаратом политической власти. В российской традиции государство всегда доминировало над обществом и чиновничество свысока и несколько пренебрежительно смотрело на общество, на людей. Эта тенденция еще осталась.
Информация о работе Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего