Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 18:15, дипломная работа

Описание работы

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….

6

1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........

10

1.2 Государственная служба…………………………………..
19

1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...
31

1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….
32

1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….

34

1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..


49

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........

54

2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...

56

2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........

63

2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….

68

3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ


3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..
76

3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........
80

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..

84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом 2а.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

 Предметом коррупции могут  быть: приватизация государственной  собственности, распределение бюджетных  средств, предоставление льгот и лицензирование, налогообложение и таможенная сфера, здравоохранение и образование, призыв на военную службу.

Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

Проблема "коррупционной податливости" наших государственных служащих стара, как мир. Она оставалась и остается проблемой, которая мешает поддержке государственной власти со стороны гражданского общества, даже малое, а на деле по-прежнему значительное отчуждение широких слоев граждан от механизмов государственного управления и их оправданно стойкое недоверие к российской бюрократии не позволяет сконцентрировать государственные и общественные усилия на решении насущных проблем современного развития России. Меры по реформированию системы государственного управления и государственной службы, предпринимаемые в целях повышения эффективности, во многом совпадают с мерами по борьбе с коррупцией. Эти процессы должны идти параллельно, оказывая взаимное влияние, дополняя друг друга. Можно сказать, что проблема с коррупцией все более становится проблемой не только устойчивости действующей власти, но и стабильности в обществе, реальных преобразований при реформировании страны. Проблема, имеющая немало срезов в различных областях практической деятельности (совершенствование законодательства, системы государственного и общественного контроля, административной этики, гласности и др.), требует и серьезного подхода в подготовке кадров с "антикоррупционной устойчивостью" для государственной и муниципальной службы.

При этом следует учитывать опыт многочисленных реформ государственной службы, которые проводились в западных странах. Он показывает, что одной из важнейших детерминант в их реализации оказывался социальный фактор - возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов, к качеству предоставляемых ими услуг, к честности и порядочности носителей властно-управленческих полномочий - государственных служащих. На Западе также характерной чертой при проведении преобразований в государственной службе выступали недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями экономики, крайне негативное отношение к бюрократии в целом. При этом в условиях кризисов, непопулярных реформ в экономике возникает особо негативное отношение к малейшим проявлениям (нередко кажущимся) привилегированного положения "слуг народа". Следует обратить внимание и на то, что рыночная перестройка российской экономики, разделы и переделы бывшей "общенародной собственности" чаще всего проводятся с явным использованием административного ресурса, все это не способствует созданию положительного социального образа чиновничества, а через него и всей государственной политики в сферах реформ.

В условиях реформирования резко возрастает число "соприкосновений" менеджмента частного бизнеса и специалистов всех уровней государственного управления, в которых сталкиваются, а нередко сплетаются в клубок противоречий государственные и частные интересы. Государственный заказ, приватизация государственных предприятий, лицензирование предпринимательской деятельности, предоставление земельных отводов для жилищного и промышленного строительства и т.п. породили рост числа коррупциогенных факторов на уровне взаимодействия государственного и частного секторов. Обычным явлением стала не только миграция специалистов из государственных структур в частные фирмы и обратно, но "совмещение" предпринимательской деятельности в негосударственном секторе через жен, детей и других родственников. То есть на наших глазах шлифуется, так сказать, "государственно-семейная" модель реализации служебных функций, и она начинает становиться неконтролируемой моделью коррупционного обогащения растущего класса российской бюрократии, ее "кримократической" чертой.

В этих условиях проблема противодействия коррупции переходит из плоскости благих пожеланий и увещеваний в необходимую и важную составляющую государственной политики, становится содержательным элементом административной реформы. Но едва ли, как показывает исторический опыт, разрешение проблемы коррупционной устойчивости возможно без кадрового обеспечения государственными служащими с новой этико-ценностной ориентацией и профессиональной подготовкой. В этом отношении действующая система подготовки государственных служащих может и должна использоваться для реализации политики государственной власти по противодействию коррупционным проявлениям в государственном аппарате и обеспечению его эффективной деятельности в данной сфере как необходимой составной части административной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Суть антикоррупционной  подготовки

 

В чем же суть антикоррупционной подготовки будущих специалистов-управленцев? Она может осуществляться по четырем основным направлениям:

1 общая гуманитарная подготовка - развитие и закрепление правильных этико-ценностных ориентаций и формирование внутренних ограничителей как препятствия коррупционной деятельности;

2 правовая подготовка - знание законодательства как основания ответственности за правонарушения коррупционного характера, так и предупреждающего возможности их совершения;

3 управленческая подготовка - приобретение познаний управленческого характера, связанных с деятельностью по организации антикоррупционной деятельности как в рамках отдельного государственного (муниципального) органа, так и их системы;

4 практическая подготовка - получение практических навыков антикоррупционной деятельности во время работы с населением, исследования состояния коррупции, практика и другие формы участия в борьбе с коррупцией.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Формирование и развитие этико-ценностных ориентаций будущего государственного служащего представляется наиболее сложной проблемой, связанной с выработкой внутренней устойчивости не только к возможной собственной коррупционной деятельности, но и понимание несовместимости коррупции с нормальным развитием общества и оптимальной системы государственного управления. Определенные "традиции" и "своеобразие" общественного восприятия и оправдания коррупционных проявлений и достаточно толерантного отношения к ним со стороны достаточно широких кругов населения делают этот вопрос весьма сложным и проблемным в практической плоскости. Тем не менее, этот мировоззренческий компонент обучения должен быть расширен и может составить необходимую основу и предпосылку уже специальной теоретической и практической подготовки.

Правовая подготовка будущих государственных и муниципальных служащих имеет особое значение с точки зрения знания и понимания социального назначения как самого законодательства о государственной службе, административного, уголовного и других разделов права, имеющих отношение к противодействию коррупционным проявлениям. Немаловажное значение в данном контексте имеет и разъяснение ситуаций, связанных с основаниями и содержанием юридической ответственности за правонарушения коррупционного характера. Полезно было бы ускорить законодательный процесс с тем, чтобы наконец-то получил развитие и расширился закрепленный в Уголовном кодексе РФ [гл. 30] перечень преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Пора обдумать и ввести уголовную ответственность не только за получение и дачу взятки должностным лицом (ст. 290, 291), злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий (ст. 285, 286), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), служебный подлог (ст. 292) и др., но и за предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли, за предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды, за "лжеспонсорство", подразумевающее использование добровольных пожертвований для улучшения "комфортности служебной деятельности" - покупки роскошных служебных автомобилей, квартир для служащих и т.п., за "спонсорское вымогательство" ресурсов и др. Думается, что такое и судебное, и профилактическое воздействие (и если наконец-то противодействие коррупции из кампанейской борьбы с "оборотнями" превратится в нормальную и последовательную деятельность правоохранительных органов) должно иметь характер общей превенции коррупционных проявлений.

В контексте данной проблемы необходима и специальная управленческая подготовка в сфере антикоррупционной деятельности - приобретение таких познаний управленческого характера, которые помогали бы чиновникам различного уровня, и особенно руководителям, организовать работу по профилактике и выявлению коррупционных проявлений как на уровне отдельного государственного (муниципального) органа, так и их системы. Предполагаемое усиление ответственности должностных лиц за собственные коррупционные деяния и деяния подчиненных им чиновников потребует тщательного изучения организационно-управленческих основ этой деятельности и введения в процесс обучения таких специальных курсов, как "Организация управления административной этикой", "Формы и методы антикоррупционного контроля за деятельностью государственных служащих", "Информационное обеспечение антикоррупционной деятельности государственного органа" и т.п. Потребность в формировании подобных учебных спецкурсов назрела (и даже перезрела), и их создание и распространение могло бы служить реальным вкладом науки и образования в антикоррупционную деятельность.

        Также я считаю, что в целях эффективности мероприятий антикоррупционной деятельности в качестве приоритетных надо поставить следующие задачи:

     - проведение экспертизы  на коррупциогенность действующих  муниципальных нормативных правовых  актов (в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений);

     - внедрение обязательной  экспертизы на коррупциогенность  проектов  муниципальных нормативных  правовых актов (для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов);          

- жесткий контроль за соблюдением норм законодательства о государственной службе, которое содержит практически весь комплекс правовых средств для предупреждения коррупции (не «обеспечение проведения экспертизы», а  разработка на основании общих принципов, правил, алгоритма проведения экспертизы на коррупциогенность. Обеспечение же, её обязательного, принципиально единообразного проведения, в силу особой общественной значимости, верховной надзаконности (наделение правом изменять существующие нормативные акты), должна быть закреплена не Постановлением Правительства, а Конституцией страны);

     - развитие сети многофункциональных  центров предоставления услуг;

     - повышение уровня  координации деятельности органов  государственной власти области, местного самоуправления и правоохранительных органов;

      - всемерное укрепление материально-технической базы правоохранительной системы, внедрение новейших информационных технологий, организации подготовки и переподготовки личного состава, в т.ч. и стажировки за рубежом, повышения социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов;

      - активное использование СМИ  в антикоррупционном воспитании, получении навыков антикоррупционного  поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»

 

Первый — всеобщая, целеустремлённая, эффективная пропаганда, направленная на развитие правового сознания. Пропаганда и по линии государства, и по линии общества. Так советская пропаганда навязывала людям и некоторые весьма сомнительные политические убеждения, догмы. Но в то же время она была направлена и на воспитание у людей чувства уважения к закону, любви и уважения к своему государству, ответственности за свои поступки, проповедовала высокие моральные качества. Вспомните хотя бы один художественный или документальный советский фильм, в котором бы героизировался преступник, человек, наносящий вред государству, взяточник, хапуга и тому подобные типы? Их просто не было. Конечно, всё это реально в обществе присутствовало (хотя в значительно меньшей степени, чем в настоящее время). Но всему этому противостояли мощный пропагандистский государственный аппарат и сформированное соответствующим образом общественное мнение.

Второй фактор (тесно связанный с первым) — отношение населения к закону, к неправедным поступкам, к неправедным людям, реакция на это господствующего мнения. Пока дело с этим обстоит печально. По данным репрезентативных социологических исследований, проведённых сравнительно недавно кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС, почти 30 процентов опрошенных (особенно в возрасте от 20 до 40 лет) считают, что «обойти закон есть не преступление, а дело чести и ума», чуть менее 40 процентов хотя сами лично и не собираются это делать, но нисколько не осуждают других за подобные дела.

Однако из этого не стоит делать вывод об обречённости России на коррупцию. Потому что лучшего подспорья коррупционерам, чем такой вывод, нет.

Информация о работе Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего